Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80

Файлы: 1 файл

Дипломная п.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

26. Энциклопедия психологических тестов для детей. – Издательство “Арнадия”, 1997 – 256с.

27. Goudenough, F.L., Measurement of Intelligence by Drawings. World Book Co., Yonkers, 1926.-177p.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тест "Вербальное мышление"

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0.

Неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0.

Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно = 0.,

Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...?

Зеленая = 0.

Неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1.

Неправильный ответ = -1.

6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0.

Неправильный ответ = - 1.

7. Что это такое: Москва, Ростов, Киев?

Города = 1,

станции = 0.

Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать на часах.)

Хорошо показано = 4,

показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3,

не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это...?

Щенок, ягненок = 4,

только одно из двух данных = 0.

Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0,

на кошку (без приведения знаков подобия) = -1,

на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1,

одна причина = 0.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3,

одно подобие = 3.

Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3,

одно подобие = 2.

Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это?

Спорт (физкультура) = 3.

Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2.

Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4.

Одно или два различия = 2.

Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4.

Одна причина = 2.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4.

Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.

20.  Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2.

Неправильный ответ = 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты опроса учителей по определение эталонного портрета ребенка, поступающего в школу.

Садовская Анна Валентиновна

1

Умение различать звуки

3

2

Тревожность

-1

3

Агрессивность

-3

4

Объем памяти

2

5

Концентрация внимания

3

6

Умение обобщать

1

7

Умение абстрагировать

1

8

Умение классифицировать

2

9

Мыслительные образы

2

10

Речь

3

11

Произвольность поведения

1

12

Шаблонное повторение

0

13

Мелкая моторика руки

3

14

Самооценка

1

15

Наличие познавательных мотивов

2

16

Сообразительность, находчивость

2

17

Умение налаживать отношения со сверстниками

2

18

Умение налаживать отношения со взрослыми

2

19

Концентрация и устойчивость внимания

3

20

Понимание переносного смысла

1

21

Продуктивность ассоциаций

1

22

Целенаправленность мыслительной деятельности

1

23

Переключение с одного вида деятельности на другой

2

24

внушаемость

0

25

Эмоциональная устойчивость

1

26

Способность к прогнозированию

0

27

Работоспособность

3

28

Отвлекаемость

-1

29

Рассеянность

-1

30

Воображение

2

31

Вредные привычки

-1

32

Высокий уровень интеллектуального развития

2

33

Умение правильно выражать себя

2

34

Уверенность в себе

1

35

Умение сосредоточиться

2

36

Способность преодоления препятствий

3

37

Активность

2

38

Умение подчиняться

1

39

Серьёзность

0

40

Умение работать по образцу

2

41

Умение понять и принять учебную задачу

2

Лобач Надежда Васильевна

1

Умение различать звуки

2

2

Тревожность

-1

3

Агрессивность

-3

4

Объем памяти

2

5

Концентрация внимания

2

6

Умение обобщать

1

7

Умение абстрагировать

1

8

Умение классифицировать

2

9

Мыслительные образы

2

10

Речь

3

11

Произвольность поведения

-1

12

Шаблонное повторение

0

13

Мелкая моторика руки

3

14

Самооценка

1

15

Наличие познавательных мотивов

3

16

Сообразительность, находчивость

2

17

Умение налаживать отношения со сверстниками

2

18

Умение налаживать отношения со взрослыми

2

19

Концентрация и устойчивость внимания

2

20

Понимание переносного смысла

1

21

Продуктивность ассоциаций

1

22

Целенаправленность мыслительной деятельности

1

23

Переключение с одного вида деятельности на другой

2

24

внушаемость

1

25

Эмоциональная устойчивость

1

26

Способность к прогнозированию

1

27

Работоспособность

2

28

Отвлекаемость

-2

29

Рассеянность

-3

30

Воображение

2

31

Вредные привычки

-3

32

Высокий уровень интеллектуального развития

2

33

Умение правильно выражать себя

2

34

Уверенность в себе

2

35

Умение сосредоточиться

2

36

Способность преодоления препятствий

1

37

Активность

1

38

Умение подчиняться

2

39

Серьёзность

2

40

Умение работать по образцу

2

41

Умение понять и принять учебную задачу

2

 

Ефремова Валентина Станиславовна

1

Умение различать звуки

1

2

Тревожность

-1

3

Агрессивность

-1

4

Объем памяти

2

5

Концентрация внимания

2

6

Умение обобщать

1

7

Умение абстрагировать

1

8

Умение классифицировать

1

9

Мыслительные образы

1

10

Речь

3

11

Произвольность поведения

3

12

Шаблонное повторение

-1

13

Мелкая моторика руки

1

14

Самооценка

3

15

Наличие познавательных мотивов

3

16

Сообразительность, находчивость

3

17

Умение налаживать отношения со сверстниками

2

18

Умение налаживать отношения со взрослыми

3

19

Концентрация и устойчивость внимания

3

20

Понимание переносного смысла

2

21

Продуктивность ассоциаций

1

22

Целенаправленность мыслительной деятельности

2

23

Переключение с одного вида деятельности на другой

2

24

внушаемость

2

25

Эмоциональная устойчивость

0

26

Способность к прогнозированию

2

27

Работоспособность

1

28

Отвлекаемость

3

29

Рассеянность

-1

30

Воображение

-1

31

Вредные привычки

2

32

Высокий уровень интеллектуального развития

-3

33

Умение правильно выражать себя

2

34

Уверенность в себе

2

35

Умение сосредоточиться

1

36

Способность преодоления препятствий

1

37

Активность

2

38

Умение подчиняться

3

39

Серьёзность

-1

40

Умение работать по образцу

2

41

Умение понять и принять учебную задачу

3

Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе