Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80

Файлы: 1 файл

Дипломная п.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

На протяжение дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим  возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

 

1.3.3 Мышление

 

 

Игровая ситуация и игровые действия оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в уме. Таким образом, игра в большой степени способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В то же время, опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу любого свойства мышления, позволяющих понять точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Мышление и действие. У детей старшего дошкольного возраста существенно изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь лишь взглянув на картинки, которые необходимо скомбинировать, ребенок начинает выполнять это мысленно. Действие уже ничего не добавляет к решению задачи.

Еще более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые не приступая к манипуляциям, внимательно осматривают игрушку и прибегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. Перестройка действия и превращение его из хаотического, поискового в разумное, проблемное характеризует изменение всей мыслительной деятельности ребенка.

Мышление и речь. Конкретная образность детского мышления отчетливо проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. В отличие от представлений, которые существуют в более или менее обобщенных, но всегда наглядных образах, понятие не имеет этой чувственной формы, хотя и строится на сенсорной основе. Понятие существует в слове.

Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе. Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребенок опускается на уровень беспорядочного перечисления их внешних признаков или указывает на назначение предмета.

Только после 6 лет обобщения как “коллекция вещей” в жизненной ситуации сменяются обобщениями по одной функции предметов, а затем обобщениями по материалу, из которого сделаны предметы, и лишь позднее по роду предметов. Поскольку мышление есть не что иное, как оперирование знаниями, дошкольник способен использовать только те знания, которыми уже обладает.

Неправильным было бы безоговорочно принимать утверждение В.Штерна, что ребенку-дошкольнику недоступны причинно-следственные связи в предметах и явлениях, недоступны и высшие формы логического мышления, в частности умозаключения. На самом деле дошкольники зачастую высказывают правдивые логические суждения и делают относительно верные выводы, решая задачи, знакомые им по содержанию.

Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой информации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями.

Подлинно логические формы мышления могут быть развиты у пяти-, семилетних дошкольников путем наблюдения, поиска наиболее существенных признаков в предметах и явлениях, нахождение существенных зависимостей между ними и умозаключения.  Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные; наиболее трудным оказывается раскрытие пространства и времени в их смысловом значении.

Огромное значение в развитии мышления ребенка играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем и достаточно сложных, грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение – необходимое условие развития логических форм мышления у дошкольника.

Когда для решения поставленной задачи не хватает необходимых знаний, ребенок легко использует другие, более известные ему сведения, факты, образы, то есть проецируют уже имеющиеся знания по аналогии на новую ситуацию.

В возрасте 5-7 лет дети еще продолжают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о том, что ребенок встретился с чем-то неизвестным, что он ищет и пытается понять это неизвестное. Но в отличие от младших дошкольников, 5-7 летние дети больше ориентированы на получение конкретного ответа на поставленный вопрос, чем на простое установление контакта с взрослым. Более того, дети пытаются обобщить полученные знания, как-то связать их, они сопоставляют знания полученные от взрослых с тем, что им известна, сравнивают, выражают сомнения, вступают в спор.

С пяти лет начинается “расцвет идей маленьких философов” о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения.

Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным - “реализм” (понятие, введенное Пиаже). Как следствие – неразличение психического и объективного мира, что обусловливает анимизм (одушевление всего неживого) и артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей). [23]

Дети 4-6 лет рассуждают так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой. Для такого ребенка центр всего мира – человек (вернее он сам). Все вещи и явления природы сделаны для человека или им самим.

Причина смешения природного и психического состоит в том, что ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эгоцентризм – когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и она выступает как абсолютная. Это не гипертрофия своего “Я”, а напротив непосредственное отношение к миру, где субъект, игнорируя свое “Я”, не может выйти за его пределы. Это отсутствие сознания собственной субъективной позиции приводит к отсутствию объективной меры вещей.

Феномен Пиаже показывает, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, что он рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная.

Позиции Пиаже, о том, то эгоцентрическая позиция ребенка представляет собой субъективное видение мира, а умственное развитие в дошкольном возрасте заключается в преодолении этой центрированной позиции, то есть в развитии децентрации, или в переходе от индивидуальной к социальной позиции, противостоит советская школа психологии. Так, Выготский доказывает, что позиция ребенка, его отношение к миру людей и миру вещей с самого начала социальна, т.к. формируется под влиянием взрослого. Особенности восприятие и мышления ребенка-дошкольника и, в частности, феномены Пиаже объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием общепринятых средств и способов решения задач (эталонов, мер, ориентировочных действий и так далее), которые позволяют стать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер, и составляет суть децентрации. [23]

 

1.3.4 Память

 

 

К концу дошкоьного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и обуславливает развитие памяти.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Основное содержание памяти ребенка-дошкольника составляют представления, или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов. Качество и системность этих представлений не только характеризует уровень развитие памяти у детей, но и влияет на развитие воображения.

По мнению зарубежных психологов, таких как  В.Штерн, К.Бюлер, Л.Мэк-Карти и др., наиболее отчетливо эти представления проявляются в детских рисунках. Видом рисунков преобладающим у детей 5-7 лет является рисунок-схема. Отличительными чертами таких рисунков является произвольное уменьшение или увеличение количества необходимых частей, грубое нарушение пропорций и значительные ошибки в пространственном расположении предметов и их частей. Поскольку в своих рисунках дети изображают окружающий мир, опираясь на то, как он отображается в их сознании, погрешности изображения свидетельствуют о несовершенстве детских представлений. А переход ребенка на каждую новую стадию в своих рисунках обусловлен лишь только возрастом.[13]

Советские психологи (О.И. Галкина, Е.И.Игнатьев, Е.Г.Ковальская) опровергают эту точку зрения. Во-первых, существуют различия между тем, как ребенок представляет себе предмет, и тем, как он изображает его на бумаге. Во-вторых, существенное значение здесь имеет степень овладения ребенком умением наблюдать и рисовать, которые заметно улучшаются после специального обучения.[13]

На самом деле особенности детских представлений проявляются в таких рисунках, где ребенок должен не просто передать виденное событие, а вообразить его, опираясь на те знания, в первую очередь представления, которые должны были у него сложится в ходе предыдущего опыта.

Огромную роль в развитии дошкольника продолжает играть память на движения, или моторная память. На ее основе формируются навыки. У старших дошкольников некоторые действия уже стали навыками, например ходьба, умывание, причесывание, действие ложкой во время еды, застегивание пуговиц. При приобретении новых навыков в этом возрасте большое значение играет словесная инструкция. Сначала она сочетается с показом движения, а потом наглядность уже становится ненужной.

Особого внимания заслуживает эволюция способов запоминания, которыми пользуются дети. Внутренняя установка на запоминание предложенного материала появляется только после 5 лет. Именно в это время у детей появляется побуждение искать наиболее эффективные пути запечатления и воспроизведения. Ребенок начинает внимательно рассматривать материал, подлежащий запоминанию, пытается группировать заучиваемые слова или картинки и применять различные приемы для их запоминания и воспроизведения. К концу дошкольного периоды ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью.

Во второй половине дошкольного возраста у детей может быть вызвана деятельность произвольной памяти, то есть деятельность намеренного запоминания, заучивания и припоминания воспринятого материала с определенной целью его использования. При этом, объем, точность и длительность сохранения намеренно удерживаемого в памяти содержания напрямую зависят от мотивов побуждающих ребенка к волевому усилию. Так, исследования показывают, что если заключить задание на запоминание в игровую формы, то дети 5-7 лет запоминают в 2-3 раза больше информации.

 

1.3.5 Воображение

 

К 6-7 летнему возрасту ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Характерной чертой воображения дошкольников является колебания между вымышленным и реальным. Но старшие дошкольники уже все-таки имеют представление о пределе невероятного.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психо-травматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением выбора приемов игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.

У детей старшего дошкольного возраста воображение может опираться  на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Воображение у них становится управляемым.

Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе