Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа
Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80
Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок фигуры человека по памяти). Надежность этой методики, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент надежности ретестовой составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления – 0,89. Показатели валидности конструктной, несмотря на варьябильность, превышают 0,50. [24]
Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображены обследуемым, как учтены пропорции, перспектива и так далее Задание “срисовывание письменных букв” и “срисовывание группы точек” выявляют умение ребенка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
При этом авторы теста подчеркивают, что результат тестового испытания можно рассматривать как основания для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать (например, бывают случаи, когда способнее дети схематично рисуют человека, что существенно сказывается на полученном ими суммарном балле). [26]
Опросник “Вербальное мышление” в свою очередь довольно четко диагностирует развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.
Для проведения теста группе детей предлагают бланк теста. На первой стороне оставлено место для рисования фигуры человека, на оборотной стороне в верхней левой части помещен образец группы точек, а в верхней правой – образец письменных букв. Нижняя часть этой стороны оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком.
Инструкция к заданию №1. “Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь человека. Так как ты сможешь”.
Инструкция к заданию №2. “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь рядом, нарисовать точно также”.
Инструкция к заданию №3. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получиться точно также. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядов, на свободном месте напиши также”.
Предлагается скопировать фразу:
Acutizzare
написанную письменными буквами. Для поведения исследования был выбран латинский алфавит, чтобы избежать ситуаций, когда дети, умеющие читать и писать, пишут предложенную фразу печатными буквами.
Опросник “Вербальное мышление”.
Тест проводится в устной форме и ндивидуально с каждым из испытуемых. Экспериментатор зачитывает вопрос и фиксирует ответ испытуемого. Текс опросника см. в Приложении 1.
Оценка результатов теста.
Задание №1 – рисование фигуры человека.
1 балл - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.
2 балла - исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
3 балла - рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла - примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5 баллов - не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.
Задание №2 - срисовывание группы точек
1 балл - почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.
2 балла - количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.
3 балла - целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.
4 балла - рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы
5 баллов - черкание.
Задание N3 - подражание письменным буквам
1 балл - совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.
2 балла - еще разборчивое подражание написанному слову. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
3 балла - можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.
4 балла - на образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку "писания".
5 балла - черкание.
Тест "Вербальное мышление"
Результат теста - это сумма баллов, достигнутых по отдельным вопросам. По классификации положительными считаются первые три группы, эти дети считаются готовыми к школьному обучению.
Классификация результатов:
1. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
2. Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
3. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
4. От -1 до – 10 – ниже среднего.
5. От – 11 и меньше – низкий показатель.
Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка. Ребенка приглашают в комнату, где на столе расставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течении минуты рассмотреть их (нами были выбраны три игрушки: кукла, вертолет и плюшевый котенок). Затем экспериментатор предлагает ребенку прослушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение сказки прерывалось и испытуемому предлагалось либо дослушать сказку до конца, либо поиграть с выставленными на столе игрушками.
Если испытуемый выбирает сказку, то это говорит о выраженном познавательном интересе. При этом считается, что, если испытуемый выбрал игрушки, то у него слабая познавательная потребность.
Определение доминирующих мотивов поведения в условиях психологического пресыщения. Эта методика позволяет определить доминирование учебных или игровых мотивов через введение того или иного мотива в условиях психологического пресыщения. В этом случае объективными показателями будут качество и объем выполнения задания, которое до введения мотива вызвало у ребенка состояние психологического пресыщения.
Эксперимент проводится в три этапа. В качестве задания на психологическое пресыщение испытуемым предлагается рисовать кружки. Когда появляются признаки психологического пресыщения, экспериментатор переходит ко второму этапы эксперимента, на котором вводится учебный мотив, а именно, испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву “О”. Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку, то надо красиво написать не менее 1 страницы. На третьем этапе вводится игровой мотив. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка и предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы он его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Ряды капусты в поле должны быть частыми и ровными, а сами качаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Для примера первые два ряда нарисованы экспериментатором, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.
При оценке результатов во вниманий принимается объем выполненной работы и качество выполнения каждого из заданий. Оценка дается по трехбалльной шкале (1 – самая низкая, 3 – самая высокая). Если испытуемый набирает большее количество баллов за первое задание, это свидетельствует о преобладании у него познавательных мотивов, если за второе – игровых. Проявление творческого подхода к выполнению одного из заданий указывает на большую степень выраженности соответствующих мотивов.
Диагностика текущей успеваемости детей в школе. Для того чтобы выявить взаимосвязь между результатами проведенных тестов, то есть степенью сформированности у испытуемых требуемых качеств, и показателями их успеваемости в школе учителям было предложено оценить успехи детей в точных и гуманитарных дисциплинах, а также указать на особые способности испытуемых к определенным предметам, если таковые имелись. Шкала оценивания успеваемости детей явилась альтернативой принятой десятибалльной системы, которая не используется на первом и втором году обучения в школе. Поэтому показатели выбранной шкалы лишь приблизительно соответствуют баллам:
Низкий – 1-2 б.
Удовлетворительный – 3-4 б.
Средний – 5-6 б.
Достаточный – 7-8 б.
Высокий – 9-10 б.
Результаты оценивания были занесены в таблицу успеваемости и в дальнейшем сопоставлены с результатами проведенных тестов.
2.2 Характеристика испытуемых
В эксперименте принимали участие ученики первого класса в начале школьного обучения в количестве тридцати человек. Средний возраст учеников на момент проведения эксперимента составил 6,2 лет. Среди испытуемых было 17 мальчиков и 13 девочек. В настоящее время они являются учениками первых классов средней школы №184 и средней школы №196.
Список испытуемых:
1 “В” класс СШ №184:
1. Андрукова Ангелина (6 лет)
2. Капанец Александр (7 лет)
3. Карбовец Виктория (6 лет)
4. Кунцевич Матвей (6 лет)
5. Линник Анна (6 лет)
6. Милищеня Ксения (6 лет)
7. Павленко Полина (6 лет)
8. Панин Максим (6 лет)
9. Пузанов Андрей (7 лет)
10. Филистович Глеб (6 лет)
11. Юшкевич Валерия (7 лет)
1 “Г” класс СШ №196:
1. Апарович Алина (6 лет)
2. Вильтовская Анастасия (6 лет)
3. Врублевский Вадим (6 лет)
4. Глухов Алексей (7 лет)
5. Гриб Павел (7 лет)
6. Ерей Юлия (6 лет)
7. Зорочкин Владимир (6 лет)
8. Ильич Данила (6 лет)
9. Кононович Станислав (7 лет)
10. Кунцевич Данила (6 лет)
11. Купцов Данила (6 лет)
12. Плешаков Евгений (6 лет)
13. Ретько Елизавета (6 лет)
14. Рефтович Ксения (6 лет)
15. Слуцкая Анастасия (6 лет)
16. Случак Кирилл (6 лет)
17. Трифонов Владимир (6 лет)
18. Шишкова Екатерина (7 лет)
19. Ярмоленко Михаил (6 лет)
2.3 Анализ результатов исследования
Определение эталонного портрета ребенка, поступающего в школу
Предложенный нами список качеств был оценен педагогами-экспертами и, проанализировав их ответы, мы получили следующие результаты (см. Таблицу 2.2):
Таблица 2.2 – эталонный портрет ребенка, поступающего в школу | ||
1 | Умение различать звуки | 2 |
2 | Тревожность | -1 |
3 | Агрессивность | -2 |
4 | Объем памяти | 3 |
5 | Концентрация внимания | 3 |
6 | Умение обобщать | 1 |
7 | Умение абстрагировать | 0 |
8 | Умение классифицировать | 1 |
9 | Мыслительные образы | 2 |
10 | Речь | 3 |
11 | Произвольность поведения | 1 |
12 | Шаблонное повторение | 0 |
13 | Мелкая моторика руки | 3 |
14 | Самооценка | 1 |
15 | Наличие познавательных мотивов | 2 |
16 | Сообразительность, находчивость | 2 |
17 | Умение налаживать отношения со сверстниками | 2 |
18 | Умение налаживать отношения со взрослыми | 2 |
19 | Концентрация и устойчивость внимания | 2 |
20 | Понимание переносного смысла | 1 |
21 | Продуктивность ассоциаций | 1 |
Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе