Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80

Файлы: 1 файл

Дипломная п.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

Продолжение

22

Целенаправленность мыслительной деятельности

1

23

Переключение с одного вида деятельности на другой

2

24

внушаемость

1

25

Эмоциональная устойчивость

1

26

Способность к прогнозированию

1

27

Работоспособность

2

28

Отвлекаемость

0

29

Рассеянность

-1

30

Воображение

1

31

Вредные привычки

-2

32

Высокий уровень интеллектуального развития

2

33

Умение правильно выражать себя

2

34

Уверенность в себе

1

35

Умение сосредоточиться

2

36

Способность преодоления препятствий

2

37

Активность

2

38

Умение подчиняться

2

39

Серьёзность

1

40

Умение работать по образцу

2

41

Умение понять и принять учебную задачу

2

 

В результате ранжирования эталонный набор качеств выглядит следующим образом:

I    Совершенно необходимо:

1.      Объем памяти

2.      Концентрация внимания

3.      Речь

4.      Мелкая моторика руки

II    Необходимо

1.      Наличие познавательных мотивов

2.      Мыслительные образы

3.      Умение различать звуки

4.      Сообразительность, находчивость

5.      Умение налаживать отношения со сверстниками

6.      Умение налаживать отношения со взрослыми

7.      Концентрация и устойчивость внимания

8.      Переключение с одного вида деятельности на другой

9.      Работоспособность

10. Высокий уровень интеллектуального развития

11. Умение правильно выражать себя

12. Умение сосредоточиться

13. Способность преодоления препятствий

14. Активность

15. Умение подчиняться

16. Умение работать по образцу

17. Умение понять и принять учебную задачу

 

III   Желательно:

1.      Умение обобщать

2.      Умение классифицировать

3.      Произвольность поведения

4.      Самооценка

5.      Понимание переносного смысла

6.      Продуктивность ассоциаций

7.      Целенаправленность мыслительной деятельности

8.      внушаемость

9.      Эмоциональная устойчивость

10. Способность к прогнозированию

11. Воображение

12. Уверенность в себе

13. Серьёзность

 

IV   Безразлично:

1.      Умение абстрагировать

2.      Шаблонное повторение

3.      Отвлекаемость

V     Нежелательно:

1.      Тревожность

2.      Рассеянность

 

VI    Противопоказано:

1.      Агрессивность

2.      Вредные привычки

 

Интересно отметить, что в отношении некоторых качеств мнения учителей расходились:

№11. Произвольное поведение (1,-1,3,3,1)

№12. Шаблонное повторение (0,0,-1,2,1)

№19. Концентрация и устойчивость внимания (3,2,3,1,2)

№26. Способность к прогнозированию (0,1,2,0,1)

№28. Отвлекаемость (-1,-2,3,0,-1)

№38. Умение подчиняться (1,2,3,1,2)

№39. Серьезность (0,2,1,1,2)

Анализируя эти различия, мы полагаем, что эти разногласия не носят принципиального характера и могут быть объяснены индивидуальными особенностями метедического стиля. Однако в отношении некоторых пунктов учителя были полностью единодушны:

№2. Тревожность (-1,-1,-1,-3,-1)

№13. Мелкая моторика руки (3,3,1,3,3)

№14. Самооценка (1,1,3,1,1)

№15. Наличие познавательных мотивов (2,2,2,2,2)

№17. Умение налаживать отношения со сверстниками (2,2,2,2,2)

№18. Умение налаживать отношения со взрослыми (2,2,3,2,2)

№21. Продуктивность ассоциаций (1,1,1,0,1)

№23. Переключение с одного вида деятельности на другой (2,2,2,2,2)

№29. Рассеянность (-1,-3,-1,-1,-1)

Оценки требуемой степени выраженности выделенных качеств каждым из учителей см. в Приложении 2.

На заключительном этапе исследования мы апробировали несколько методик, диагностирующих индивидуальные особенности познавательной сферы учеников.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека и опорсник “Вербальное мышление”. Одним из аспектов тестирования готовности к школе является рисунок фигуры человека. Существует мнение, что по рисунку человека можно судить об интеллектуальной зрелости рисующего ребенка.[1] Однако, по нашему мнению, рисунок человека не может быть использован в качестве однозначного показателя уровня интеллектуальной зрелости. Мы считаем, что в этом возрасте, благодаря расширенному информационному полю (книги, видеофильмы, компьютерные игры, мультфильмы с фантастическими сюжетами) развитие воображения откладывает отпечаток на изобразительную деятельность детей этого возраста. Кроме того, анализ рисунков показал достаточно низкий уровень развития изобразительных навыков у тестируемых детей.

Исходя из вышеизложенного, мы приняли к сведению результаты рисуночного теста, однако не учитывали его в качестве одного из показателей интеллектуальной зрелости.

По результатам ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йирасека (см. Приложение 3) никто из испытуемых не показал низкого уровня готовности к школьному обучению; и 13% (4 человека) оказались на среднем уровне. Это такие ученики, как:

1.      Кунцевич Матвей

2.      Зорочкин Владимир

3.      Ильич Данила

4.      Ярмоленко Михаил

По результатам опросника “Вербальное мышление” (см. Приложение 4) 7 человек (23%) показали средний уровень вербального интеллекта, у 13 человек (44%) этот показатель оказался выше среднего, а у 10 человек (33%) – высокий. 

Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка. Выбранная методика на определение мотивационной готовности, выявляющая преобладающий вид мотивации у испытуемых, показала, что у 16% испытуемых (5 человек) игровая мотивация преобладает над учебной (см. Приложение 5). А именно у:

1.      Карбовец Виктория

2.      Капанец Александр

3.      Ерей Юлия

4.      Вильтовская Анастасия

5.      Ярмоленко Михаил

Эти ученики отказались от дальнейшего прослушивания сказки и предпочли играть с предложенными игрушками, что свидетельствует о слабой познавательной потребности.

Модификация методики Н.Л.Белопольской на определение доминирующих мотивов поведения в условиях психологического пресыщения. Эта методика показала на преобладание игровых мотивов уже у девяти человек (30%) (см. Приложение 6). Интересно отметить, что у таких испытуемых, как:

1.      Линник Анна

2.      Карбовец Виктория

3.      Гриб Павел

4.      Пузанов Андрей

показатели объема и аккуратности выполнения задания соответствующего учебной мотивации были выше, чем в задании на определение силы игровых мотивов. Но проявленный творческий подход к выполнению игрового задания свидетельствует о большей актуальности для них именно этих мотивов (см.  Таблицу 2.3).

 

Таблица 2.3 – результаты модификация методики Н.Л.Белопольской

ФИО

Учебное задание

Игровое задание

объем

аккуратность

объем

аккуратность

Андрукова А.

3

2

3

1

Капанец А.

1

2

1

3

Карбовец В.

3

1

1

3

Продолжение

Кунцевич М.

1

2

1

2

Линник А.

3

3

3

2

Милищеня К.

3

2

3

3

Павленко П.

2

1

1

1

Панин М.

2

3

2

2

Пузанов А.

2

2

3

3

Филистович Г.

1

3

3

1

Юшкевич В.

2

3

1

3

Апарович А.

3

3

3

3

Вильтовская А.

3

2

3

3

Врублевский В.

3

3

1

2

Глухов А.

3

3

3

3

Гриб П.

3

2

1

2

Ерей Ю.

3

2

3

2

Зорочкин В.

3

3

1

2

Ильич Д.

3

3

1

2

Кононович С.

3

3

3

2

Кунцевич Д.

3

3

2

2

Купцов Д.

1

3

1

2

Плешаков Е.

3

3

3

3

Ретько Е.

3

2

1

2

Рефтович К.

3

3

3

3

Слуцкая А.

2

2

2

1

Случак К.

3

3

2

2

Трифонов В.

3

2

3

2

Шишкова Е.

3

3

3

3

Ярмоленко М.

3

1

2

2

Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе