Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80

Файлы: 1 файл

Дипломная п.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

 

Таблицы успеваемости

Таблицы успеваемости были составлены на основе оценок успеваемости испытуемых в точных и гуманитарных науках, выставленных учителями.

Н – низкий -1-2 балла

У – удовлетворяющий – 3-4 балла

С –средий -5-6 балла

Д – достаточный – 7-8 балла

В – высокий -9-10 балла

(см. Таблицу 2.4)

 

Таблица 2.4 – таблица текущей успеваемости испытуемых в школе

                   Предметы

Имя ученика

Гуманитарные науки

Точные науки

Склонности и интересы

Андрукова Ангелина

В

В

Любознательная

Капанец Александр

С

С

 

Карбовец Виктория

С

С

 

Кунцевич Матвей

С

Д

 

Линник Анна

Д

Д

 

Милищеня Ксения

В

В

Любознательная, быстро схватывает

Павленко Полина

С

С

 

Панин Максим

С

Д

 

Пузанов Андрей

Д

Д

математика

Филистович Глеб

Д

С

 

Юшкевич Валерия

С

Д

танцы

Апарович Алина

Д

Д

 

Вильтовская Анастасия

Д

Д

Теннис, английский, изобразительное искусство

Врублевский Вадим

В

В

математика

Глухов Алексей

В

В

математика

Гриб Павел

Д

Д

 

Ерей Юлия

Д

Д

 

Зорочкин Владимир

Д

Д

математика

Ильич Данила

В

В

математика

Кононович Станислав

В

В

математика

Кунцевич Данила

В

В

Английский, игра на муз. инструментах

Купцов Данила

Д

Д

изобразительное искусство

Плешаков Евгений

Д

Д

 

Ретько Елизавета

С

Д

 

Рефтович Ксения

Д

В

математика

Слуцкая Анастасия

С

С

 

Случак Кирилл

Д

В

математика

Трифонов Владимир

Д

Д

 

Шишкова Екатерина

В

В

 

Ярмоленко Михаил

С

С

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставляя оценки выставленные учителями с результатами проведенных исследований (см. Приложение 7) можно заметить определенные закономерности.

Во-первых, следует отметить, что успеваемость ни одного из испытуемых не была оценена учителями ниже среднего уровня, что в целом соответствует общим результатам исследования, так как уровень готовности к обучению в школе каждого из испытуемых также не оказался ниже среднего.

Во-вторых, показатели мотивационной готовности тоже заметно снижались у учеников с “Достаточным” и “Средним” уровнями успеваемости. Так, практически все испытуемые с высокой успеваемостью (90%) имеют преобладающей познавательную мотивацию, и только один из них по результатам тестов имеет достаточно выраженные как игровые, так и познавательные мотивы, так что сложно выявить какие из них преобладают.

Из учеников с достаточным уровнем успеваемости учеников с преобладающей учебной мотивацией оказалось уже 60%; учеников с ярко выраженной как учебной, так и игровой мотивацией – 27%; с преобладающей игровой мотивацией поведения – 13%.

Среди испытуемых со средним уровнем успеваемости лишь у 40% преобладают познавательные мотивы; у 20% в равной степени представлены как игровые, так и познавательные мотивы; а у 40% испытуемых преобладающими оказались игровые мотивы.

В-третьих, по результатам теста Керна-Йирасека направленного на определение развития тонкой моторики руки, координацию движений, а также произвольной психической деятельности, почти все испытуемые продемонстрировали высокий уровень сформированности исследуемых качеств. Из учеников с высокой успеваемостью испытуемые, показавшие такой высокий уровень, составили 90%, из учеников с достаточной успеваемостью – 87%, из учеников со средней успеваемостью – 80%.

В-четвертых, результаты опросника “Вербальное мышление” также норавномерно распределились между испытуемыми с разной успеваемостью. Так, 60% испытуемых с высокой успеваемостью имеют высокий показатель вербального мышления, у 20% из них этот показатель выше среднего, и еще у 20% - средний.

Между испытуемыми с достаточной успеваемостью результаты распределились следующим образом: у 33% из них показатель вербального мышления высокий, у 47%  этот показатель выше среднего, у 20% - средний.

Ни один из учеников с средним уровнем успеваемости по результатам опросника  не имеет высокого уровня вербального мышления. У 40% из испытуемых этой группы исследуемый показатель выше среднего, а у 60% - средний.  

Интересно отметить, что существуют и случаи несоответствия оценок, выставленных  учителями, результатам, полученным от проведенных исследований. Так, у некоторых учеников, с высокой (Милищеня К.) и достаточной успеваемостью (Линник А., Пузанов М., Гриб П., Ерей Ю.и Плешаков Е.) в равной степени проявляется как игровая так и познавательная мотивация, но они имеют высокие показатели по результатам в других исследований (мелкая моторика руки и произвольность психической деятельности и вербальное мышление). У некоторых испытуемых с достаточной успеваемостью наблюдается средний уровень вербального мышления в сочетании либо с высоким уровнем развитости мелкой моторики руки и произвольности психической деятельности и с преобладанием познавательных мотивов (Апарович А.); либо с преобладающими игровыми мотивами, но с высоким уровнем развитости мелкой моторики руки и произвольности психической деятельности (Вильтовская А.); либо со средним уровнем развитости мелкой моторики руки и произвольности психической деятельности, но с преобладающими познавательными мотивами (Зорочкин В.)

Такие несоответствия дают основания предположить, что исследуемые качества обладают компенсирующими свойствами в отношении друг друга.

Протоколы проведенных исследований, а также оригиналы выполненных детьми заданий см. в Приложении 8 и в Приложении 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

На основании проведенных исследований и анализа их результатов можно сформировать следующие выводы:

1.      Готовность к школьному обучению не является набором отдельных знаний и умений, но определенным их набором, в котором должны присутствовать основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

2.      Среди качеств обеспечивающих успешность обучения в начальной школе выделились речь и мышление, мелкая моторика руки, объем памяти и концентрация внимания, а также познавательная мотивация; эти качества образуют оптимальный набор, характеризующий психологическую готовность детей к школьному обучению.

3.      Развитость и выраженность вышеуказанных качеств оказывает значительное влияние на успешность учебного процесса; так, согласно проведенным исследованиям, чем выше уровень сформированности каждого из качеств у испытуемых, тем выше их текущая успеваемость в школе.

4.      Недостаточный уровень развитость какого-либо из качеств может компенсироваться другими качествами, обеспечивая успешность учебного процесса, при условии, что уровень сформированности последних высокий или выше среднего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.      Определять уровень психологической и личностной готовности детей следует за год до поступления их в школу, чтобы в случае необходимости успеть провести корректирующую работу по формированию высокого уровня готовности к школьному обучению.

2.      При организации повседневной деятельности детей полезно применять различные виды ручного труда (изготовление поделок), требующего согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, что способствует развитию сенсомоторики.

3.      Старайтесь формировать у детей организаторские умения: распределить функции и осуществить контроль, наличие которых является основным условием организации самостоятельной деятельности детей и стимулирует развитие произвольности действий ребенка.

4.      Полезно расширять социальный опыт детей и их практические умения самообслуживания, необходимые старшему школьнику в повседневной жизни, создание проблемных ситуаций в ролевых играх.

5.      Пробуйте использовать для формирования высокого уровня личностной готовности в процессе руководства любой деятельностью детей способ сотрудничества взрослого и ребенка, который является ведущим при формировании реальной объективной самооценки (ребенок должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы уметь их исправлять).

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.: “КСП”, 1997 – 320с.

2.      Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности/ Под редакцией,[и с вступ. ст.] Д. И. Фельдштейна. – Москва: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с., с вчлюч. обл. – (Библиотека школьного психолога).

3.      Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Составитель и научный редактор В.С Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003 – 624 с.

4.      Возрастная психология: учебное пособие для высших учебных заведений по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология): в 2ч./ Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под редакцией Б. С. Волкова. – Москва: Владос,2008. – 21 см. – (Библиотека психолога)

5.      Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007.-349 с.

6.      Возрастная психология: учебник для высших учебных заведений/ Л. Ф. Обухова. – Изд. 4-е. – Москва: Педагогическое общество России, 2004.-443 с.

7.      Возрастная психология: учебник для высшей школы/ Г. С. Абрамова. – Москва: Акад. проект, 2001. – 699, [4] с.; 21 см. – (Gaudamus)

8.      Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 221, [1] с. – (Психология ребенка)

9.      Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”, 1971-415 с.

10. Детская психология: Учеб. пособие/ Мин. гос. пед. институт им. Горького; [Л. А. Холева и др.]; под редакцией Я. Коломинского, Е. А. Панько. – 1980-118 с.

11. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для дефектол. факльтета педвузов и ниверситетов. – 2-е издан., перераб. – Москва: Просвящение: Гманит. изд. центр. “Владос”, 1995.-112 с.

12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Университет Российской академии образования. – 4-е издание. – Москва: Издательство УРАО, 1998.-175, [2] с.

13. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: «Просвещение», 1971-415с.

14. Очерки психологического развития ребенка: (ранний и дошкольный возраст)/ А. А. Люблинская, Академия педагогических наук РСФСР, Ленинградский институт педагогики, Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. – Москва: Издательство АПН РСФСР, 1959.-545, [1] с.

15. Пиаже, Жан Речь и мышление ребенка/ Сост., новая ред.пер. с фр., коммент. Вал.А.Лукова и Вл.А.Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.–527с.

16. Психологическая готовность к школе: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Н. И. Гуткина. – 4-е издание – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007.-207 с.

17. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учебное пособие для вузов: по психологическим специальностям/ Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - [2-е изд.]. – Москва: Константа: Академический проект, 2005. – 503, [2] с.

18. Психологическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды/ Под редакцией Д. И. Фельдштейна; Академия педагогических и социальных наук. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1995-414 с

19. Психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учреждений обеспечивающих получение высшего образования/ А. М. Поляков. – Мн.: Тетра Системс, 2006.-306 с.

20. Психология развития человека: Сборник/ Л. С. Выготский. – Москва: Смысл: Эксмо, 2003. -1134, [1] с.

21. Попова М. В. Психология растущего человека: Краткий курс возрастной психологии/ М. В. Попова. – Москва: Творческий центр “Сфера”, 2002-126, [2] с.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие/ Е.И. Рогов. – Москва издательство “Владос”, 1995 – 527с.

23. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003-368 с.

24. Справочник по психологии/ Под ред. О.И.Юрвачук. – СПб “Питер”, 2002 – 537с.

25. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981-304 с.

Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе