Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа
Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста………………………….......................…………………….6
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....38
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..52
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе……………………………………………………………………....54
2.1 Описание методик исследования………………………………………..……54
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………....62
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………............64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..75
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………...………...…76
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….80
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………............
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы…….………………...6
1.2 Общение в старшем дошкольном возрасте……………………...…………..14
1.3 Характеристика познавательной сферы старших дошкольников…….........19
1.4 Психологическая готовность к школе ................…………………………....
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе…………………………………………………………………
2.1 Описание методик исследования………………………………………..…
2.2 Характеристика испытуемых………………………………………………..
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...………72
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психического развития и его диагностики у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития. Актуальность проблемы готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Можно отметить следующих психологов и педагогов, уделявших внимание проблемам психологической готовности к школьному обучению: И.М. Юсупов, Г.Г. Кравцов, Р.С. Буре, Л.А. Венгер И.А. Домашенко, Л.Б. Эймс, Д.Б. Озубел, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцава, В.К. Котырло, Н.Т. Терентьева, Н.Я. Кушнир, О.Е. Антипенко,, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, Н. М. Матюшина, Л. И. Божович, А.К. Маркова, Н.В.Нижегородцева и д.р. Несмотря на огромное количество работ, посвященных исследованию развития ребенка в дошкольном возрасте и его готовности к школьному обучению, остаются нерешенными многие практические проблемы.
В данной работе был исследован уровень сформированности психических функций у старших дошкольников для последующего сравнения его с требованиями начальной школы в виде их текущей успеваемости с целью выявления качеств, свидетельствующих о готовности к обучению и способствующих успеваемости. Определение этих качеств позволит систематизировать достаточно разноплановый набор методик, использующихся для диагностики школьной зрелости.
Область исследования:
1. возрастная психология (старший дошкольный возраст)
2. личностная и мотивационная сфера личности
3. познавательная сфера личности
Тема: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Цель: выявить качества, свидетельствующие о готовности к обучению в школе, и определить способствуют ли они успешному обучению
Объект: психологическая готовность детей к школе
Предмет: составляющие аспекты готовности ребенка к школьному обучению
Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе является комплексным образованием, состоящим из нескольких аспектов: интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоциональная готовность, социальная готовность. Мы предполагаем, что существует оптимальный набор качеств, обеспечивающий успешность обучения в начальной школе.
Задачи:
1. теоретический анализ литературы по теме особенностей развития личностной, мотивационной и познавательной сфер личности детей старшего дошкольного возраста
2. отбор параметров готовности к школьному обучению, которые по мнению учителей, являются наиболее необходимыми
3. выявление степени сформированности у старших дошкольников отобранных параметров готовности к школе
4. сопоставление полученных данных с фактической успеваемостью испытуемых, то есть с требованиями предоставляемыми начальной школой, и выявить несоответствия
Методы:
- метод диагностики психологической готовности: ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека и опросник “Вербальное мышление”,
- методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка,
- модификация методики Н.Л.Белопольской на определение доминирующих мотивов поведения в условиях психологического пресыщения,
- наблюдение,
- интервью и анкетирование учителей.
Методологическая основа: ведущий принцип отечественной психологии единства сознания и деятельности.
Дипломная работа состоит из введения и двух глав, а также списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность проблемы, дан объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, даны методы, использовавшиеся в работе. В первой главе проведен анализ теоретических источников по проблеме, освещены такие аспекты, как особенности развития личностной и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста, понятие готовности к школьному обучению. Во второй главе дан материал практического исследования, здесь освещен ход экспериментального исследования - выявление качеств, наиболее ценных при обучении в начальной школе, диагностика этих качеств у детей старшего дошкольного возраста. Работа также содержит анализ результатов проведенных исследований и выводы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика личностной и мотивационной сферы
1.1.1 Развитие эмоциональной сферы
Утрата детской непосредственности, проявляющаяся в вычурном, искусственном, натянутом поведении, становится результатом важных изменений, происходящих в психической жизни ребенка. Причина детской непосредственности состоит в недостаточной дифференцированности внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком “вклинивается ” интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, “как надо”. Таким образом, начинается дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше в дошкольном детстве ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то к 6-7 годам эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Есть существенная разница между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения) и знанием, что я их переживаю (“я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”). К 7-ми годам возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. В это же время развивается и обобщенность переживаний, или аффективное обобщение, “логика чувств”, то есть если с ребенком много раз случается одна и та же ситуация, у него возникает аффектное образование, характер которого также относится к единичному переживанию или аффекту.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти переживания начинают опосредовать действия и поступки ребенка, его стремление найти свое место в мире.
К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) отношение ребенка к себе существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свой конкретные желания, переживания и мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. (я хочу, я люблю, я стремлюсь) все это отражается в усилении субъективной составляющей самосознания и в изменении отношения 6-7 летнего ребенка к другим детям.
Одним из главных новообразований, возникающих на рубеже дошкольного возраста и школьного, является способность и потребность к социальному функционированию, то есть осуществление общественно-значимой деятельности.
В 7 лет дети впервые начинают выделять для себя такой критерий как социальный статус человека. Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе.
1.1.2 Активность старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра. Причем и в том случае, если ребенок шести лет начинает учиться в школе. Игра, как правило, больше привлекает ребенка, чем чтение, и только постепенно на протяжении шестого и седьмого года жизни он может в достаточной мере освоить основные элементы учебной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сущность этой игры заключается в выполнении таких ролей-функций. Именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие социальные навыки, а также развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им.
Между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеются тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. К старшему дошкольному возрасту игровые действия становятся все более поверхностными и сокращенными, что свидетельствует о большей значимости для детей смысла, задач и системы отношений воссоздаваемой деятельности взрослых.
Ролевая игра особенно восприимчива к сфере деятельности людей и отношений между ними, ее содержанием является именно эта сфера действительности. Таким образом, содержанием ролевой игры являются отношения между людьми.
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения. Игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, “бывает это или не бывает”.
Продолжают развиваться в старшем дошкольном возрасте и продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование и др. Их использование в значительной мере способствует выработке у ребенка психологических качеств, необходимых для систематического обучения и труда.
1.1.3 Направленность дошкольника
Содержание активности ребенка-дошкольника приобретает качественно новый характер. Их активность все чаще направлена на достижения конкретного результата. Наличие этого ожидаемого и желаемого результата в действиях ребенка придает им системность, целенаправленность и организованность.
Но даже у старших дошкольников еще часто наблюдается возврат к предметной деятельности в виде выполнения отдельных разрозненных действий. В этом случае такая деятельность помогает ребенку познакомиться и изучить свойства предмета или материала.
С развитием ребенка развиваются формы и виды физической активности, а вместе с этим усложняется и ее структура. Новый тип активности – умственная деятельность – в старшем дошкольном возрасте уже освобождается от обязательной опоры на физическое действие. Ребенок способен заниматься “чистой” умственной деятельностью.
Информация о работе Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе