Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 848.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение………………………………………………………………………2-6

     Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности

       детей к обучению в школе

     1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9

1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14

1.3. Формирование  психологической   готовности в условиях 

детского сада………………………………………………………………….15-19

Глава II. Опытно-практическая часть

2.1. Организация и методы  исследования…………………………………..20-21

2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29

2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31

Заключение ………………………………………………………………….32-33

Список литературы ………………………………………………………….34-35

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.

Ребенок стремится  к более важной, значимой с точки  зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.

Поступление в школу  знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель.

Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошкольнику прощались шалости и капризы. Взрослые, даже если и сердились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрослые чаще обращали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою правоту, настаивать на своем мнении, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!»

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель  общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка человеком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учительница в школе сказала...»

Кроме того, оценка, которую  дает в школе учитель, не выражает его субъективное личное отношение, а показывает объективную меру значимости знаний ученика и выполнения им учебных заданий.

Изменения взаимоотношений  со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.  

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой  форме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нарисовать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загадки. Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привлекательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.

       Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения  психологической готовности к школьному  обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к  школе  - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая  готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого  аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
  3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :

  1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться  спец.группы и классы развития, в  которых ребенок сможет подготовиться  к началу систематического обучения в школе.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Таким образом, учение является новой, серьезной, общественно значимой деятельностью, олицетворяя собой  серьезный, социально важный и , следовательно, более взрослый образ жизни.

Объектом исследования курсовой работы является психологическая готовность детей к школе.

Предметом исследования: влияние дошкольного учреждения на подготовку детей к обучению в школе.

Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить  возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
  3. Определить пути формирования  психологической готовности в условиях детского сада.
  4. Проанализировать  и обобщить полученные данные в ходе исследования.

 

 

Гипотеза: при целенаправленном  выполнении  требований, реализации  психолого-педагогических условий, грамотном использовании методик, при всесторонней поддержке семьи и воспитателя, гуманном  индивидуально-личностном подходе к ребенку процесс подготовки ребенка к обучению в школе, вхождение в новую систему отношений будет проходить более успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности детей к обучению в школе.

1.1. Сущность  психологической готовности к школе.

 

В последнее время  задача подготовки детей к школьному  обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической  науки, педагогики.

Проблема готовности ребенка к школе, существовала всегда, но была сформулирована несколько десятилетий назад,  в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Этой проблемой занимались не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Так, выделяют три аспекта  школьной зрелости: интеллектуальный,   эмоциональный и социальный – Г.Гетцер, А.Керн, Я.Йнрасск, И.Шванцара (13).

А. Анастози трактует понятие  психологической готовности как  « овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими  необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». (1)

Другое понимание «  готовности к школе» представлено в  работах отечественных психологов и педагогов (советского и послесоветского  периода), которые в след  за Л.С.Выготским считают, что « обучение ведет за собой развитие, т.е. обучение можно начинать, когда психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. При этом для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и  интеллектуального развития».(7)

С точки зрения Л.С. Выготского и Л.И.Божович – « ребенок  интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления».(8)

Д.Б. Эльконин и его  сотрудники ставят на первое место  « умение детей сознательно подчинять  свои действия правилу».(4)

Н.И.Гуткина выделяет качество речевого развития.(9)

Указывают на развитие мотивационной  и произвольной сфер – Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова.(11)

Практически все авторы, исследовавшие психологическую  готовность к школе, признают, что  эффективным школьное обучение будет  в том случае, если первоклассник  обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые за тем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Начало обучения шестилетних  детей, и подготовка к нему  связаны  с необходимостью учета важных психологических  закономерностей их развития. К ним  можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически дошкольными способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде не доступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность): во-первых, к усвоению нравственно психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность оттого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит  этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе