Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

Создать ребенку эмоционально – психологический комфорт –  значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

- дать ребенку возможность  быть самим собой;

- корректировать проявление  негативных эмоций и отрицательных  поведенческих мотивов, не нарушая  особенностей личностной структуры, используя  для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

- предоставить возможность  для удовлетворения насущных  потребностей ребенка в любви,  уважении, игре, двигательной деятельности;

- научить ребенка понимать  и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

- познакомить со способами  общения со взрослыми и сверстниками  для конструктивного общения  в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

 

 

 

 

 

Задачи успешности детей  в сфере общения, организации  деятельности и личностного развития необходимо решать совместными усилиями

администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли психолога  ДОУ. Педагогам и родителям можно  предложить цикл лекций – бесед, круглых  столов, индивидуальных консультаций по темам, касающимся эмоционально – психических состояний детей, проблема создания эмоционально – психологического комфорта в ДОУ и в домашних условиях, индивидуальных особенностей детей, причин появления расстройств в поведении и эмоций, способов их устранения и другое.

Можно предложить следующие  темы групповых занятий с педагогами:

- «Эмоционально –  психологический комфорт как  основополагающий фактор развития  ребенка»;

- «Эмоциональное состояние  взрослого, как опосредующий фактор  эмоционального состояния детей»;

- «Истоки психологического  здоровья»;

- «Расстройства эмоций  и поведения детей и способы  их преодоления»;

- «Предупреждение и  разрешение конфликтов детей  дошкольного возраста»;

- «Эффективное педагогическое  общение: мифы и реальность».

Темы занятий психолога  с родителями могут быть следующими:

- «Адаптация к жизни  ребенка»;

- «Детско – родительские  отношения как основа развития  личности ребенка»;

- «Проблемы поведения  детей и пути их решения»;

- «Тип темперамента  как проявление  индивидуальных особенностей дошкольника»;

- «Детский досуг и  эмоциональное развитие детей».

 

 

 

 

Для выявления общего эмоционально – психологического состояния  детей в ДОУ нужно провести диагностику развития эмоционально – личностной сферы по следующим  методикам: «Проективные рассказы»,

«Эмоциональные лица», «Социометрия», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».

Состояния человека, как  и другие психические явления, изменчивы. Каждая последующее состояние вытекает из предыдущего, являясь его основой.

Эмоционально – психологический комфорт, в том смысле, несостояние как таковое, а скорее суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за определенный промежуток времени, например в течение пребывания ребенка в ДОУ.

Ребенку дошкольного  возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

Проблема укрепления и сохранения физического здоровья решается с помощью индивидуально разработанных профилактических мероприятий и системы физкультурно – оздоровительной работы, которая есть сегодня в каждом ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Преемственность дошкольного  и начального школьного обучения.

 

Принцип преемственности  предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредствнным руководством администрации. При решении данной проблемы работа ведется по трем направлениям.

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы  и воспитателей.
  2. Работа с детьми ( воспитатель, психолог, учитель – логопед, педиатр).
  3. Работа с родителями ( воспитатель, психолог, учитель – логопед, педиатр, учителя начальной школы).

Важно помнить, что реализация, преемственности между ДОУ и начальной школой должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:

- сохранения самоценности  каждого возрастного периода  развития ребенка;

- сформированности умения  учиться как фундаментального  новообразования.

Работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Грамотная организация  в этом вопросе – залог успешной адаптации первоклассника к школьной жизни, его учебных успехов, психологического самочувствия.

Поэтому перед каждым педагогическим  коллективом стоит  задача – обеспечить качество дошкольного  образования как готовность выпускника дошкольного учреждения к вхождению  в школьную жизнь.

Временные ( примерные) требования к методам и содержанию дошкольного образования определили три соответствующие качества дошкольного образования.

  1. Содержание дошкольного образования.
  2. Требования к уровню подготовки выпускника.
  3. Создание развивающей среды.

В качестве требований к  уровню подготовки выпускника выступают положения Концепции непрерывного образования:

- компетентность ( принятия  собственных решений, сформированность  социальных навыков, образа «  Я »);

- креативность ( развитие  творческих способностей);

- любознательность ( исследовательский интерес);

- инициативность ( самостоятельность,  свобода, адекватных действий);

- ответственность ;

- произвольность внимания  и поведения.

Таким образом, содержание по дошкольной подготовки дает возможность  соответствовать примерным требованиям  к методам и содержанию дошкольного образования и органично вводить ребенка в школьное образование, а также решать задачи по подготовке детей:

- к обучению как  новому для них виду деятельности ( мотивационная готовность, познавательно  – речевое развитие и прочие);

- обучению именно в школе ( работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и прочие).

  Психологическая  подготовка детей к школе в  нашем учреждении ведется   по принципу  « минимакса »  », т.е. детям дается больше  знаний, нежели они могут усвоить,  и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо в соответствии с условиями развития и индивидуальности. Материал представлен по принципу последовательности и взаимодополнения в обучении по всем разделам, что дает возможность воспитателям и учителям творчески подходить к обучающему процессу, не зацикливаясь на одних и тех же заданиях.

В детском саду полноценное  включение ребенка в познавательную деятельность возможно лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности. Поэтому  построение занятий с детьми старшего дошкольного возраста совершенно отличается от школьных уроков ( нет сидения за столами  в течение всего занятия, преобладания механических (тренировочных) упражнений и т.д.). В результате на выходе из детского сада мы получаем более активных, творческих и самостоятельных

 

выпускников, способных  к успешной адаптации к школьному  обучению, умеющих самостоятельно находить решение ключевой проблемы урока, искать и предлагать алгоритм действий в  новых условиях; у них обогащается  и активизируется словарный запас, возрастает мотивация к познанию нового, развивается диалогическая и монологическая речь, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Говоря о проблеме развивающего обучения, нельзя забывать о формировании познавательной мотивации. При подготовке детей к школе мы в своем учреждении делаем упор на возникающие у каждого ребенка ощущения продвижения вперед с опорой на мотив успешности. Это действительно благодаря принципу «минимакса». Во всех пособиях определена нижняя граница – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить; предложена верхняя граница – содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику. Поэтому благодаря опоре на данный принцип дошкольное и начальное школьное образование стало действительно «адаптивным». «Сильные » возьмут все, что им дают и пойдут дальше, « слабые » ограничатся минимумом. Все остальные размещаются в промежутке между ними в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, но благодаря деятельности развивающего обучения каждый ребенок – выпускник уже готов к школьному обучению.

Анализируя проблемы преемственности между детским  садом и начальной школой в  процессе конструктивных диалогов, полагаем что готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольников, в том числе их речи  и обучение грамоте, ведется по четырем основным направлениям, определяющим психологическую готовность  к школьному обучению:

- формирование произвольного  поведения;

- овладение средствами  и эталонами познавательной деятельности;

- переход от эгоцентризма  к умению видеть мир с точки  зрения других людей;

- мотивационная готовность.

Проблема школьной готовности занимает важное место в многолетней  деятельности воспитателей дошкольных учреждений. В основу положено технология дифференцированного индивидуального подхода, что дает возможность  учета особенностей каждого ребенка. В разработке этой системы заложен анализ компонентов школьной готовности, выявленных в совместной работе с психологом.

В процессе работы создаются  условия для:

1. Развития отдельных  психических функций через перестройку  и развитие мотивационной сферы  ребенка.

2. Осуществления субъектного  отношения к ребенку.

3. Построение развивающей  работы на основе индивидуального  подхода.

4. Использования игровых  форм работы.

5. Доброжелательных и  дружелюбных отношений с детьми.

6. Ситуаций, где ребенок  имеет право  на ошибку.

7. Развития у детей  способности к самостоятельной оценке своей работы.

Основной задачей развивающей  работы является формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом, при этом психическое  развитие доходит до уровня готовности к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ литературы дает нам различную трактовку понятия «психологическая готовность дошкольника к школе». Но практически все авторы работающие по данной проблеме, признают, что эффективным школьное обучение будет тогда, когда первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для начального обучения качествами, которые будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

В психологическую готовность ученые включают следующие компоненты:

1. Личностный.

2. Интеллектуальный.

3. Социально – психологический.

Они в комплексе дают необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для овладения учебной программы.

Диагностика психологической  готовности к школе должна проводиться  прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.

С этой целью диагностическое  исследование в МДОУ «Детский сад  № 1» г.Сорочинска в подготовительной группе. Исследование проводилось с  согласия родителей, с их присутствием и  по их письменному заявлению. Для детей были созданы комфортные условия для психологического благополучия: исследование проводилось в знакомой для детей обстановке, исследователь заранее познакомился с детьми проведя с ними серию игр, упражнений на релаксацию. Использовались диагностические методики адаптированные возрасту детей. В дальнейшем результаты диагностики уровня психологической готовности к школе использовались для планирования коррекционной – развивающей работы с детьми, имеющими определенные проблемы, что позволяет детям избежать проблем в процессе обучения в школе.

Предпосылки учебной  деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают  только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается  своеобразное « необучаемость », когда они не могут выполнить  инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.

Укажем центральные  компоненты, которые составляют психологическую  готовность к обучению в школе:

- новая внутренняя  позиция школьника, провляющаяся  стремлением общественно значимой  и общественно оцениваемой деятельности;

- в познавательной  сфере знаково – символическая  функция сознания и способность  к замещению, произвольность психических  процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать,  сравнивать познавательные интересы;

- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств;

- в сфере деятельности  и общения: умение принимать  условную ситуацию, учиться у  взрослого, регулировать свою  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982 – 27с.
  2. Аншукова Е.Ю. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в программе «Школа - 2100». /Управление ДОУ/, 2008-7-76с.
  3. Безруних М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991 – 32с.
  4. Битиянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. – М.: Просвещение, 1997 – 72с.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – М.: Просвещение, 1972 – 64с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987 – 96с.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – <span class="das

Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе