Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.
Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35
Создать ребенку эмоционально – психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
- дать ребенку возможность быть самим собой;
- корректировать проявление
негативных эмоций и
- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
- научить ребенка понимать
и принимать собственные чувств
- познакомить со способами
общения со взрослыми и
Задачи успешности детей в сфере общения, организации деятельности и личностного развития необходимо решать совместными усилиями
администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли психолога ДОУ. Педагогам и родителям можно предложить цикл лекций – бесед, круглых столов, индивидуальных консультаций по темам, касающимся эмоционально – психических состояний детей, проблема создания эмоционально – психологического комфорта в ДОУ и в домашних условиях, индивидуальных особенностей детей, причин появления расстройств в поведении и эмоций, способов их устранения и другое.
Можно предложить следующие
темы групповых занятий с
- «Эмоционально –
психологический комфорт как
основополагающий фактор
- «Эмоциональное состояние
взрослого, как опосредующий
- «Истоки психологического здоровья»;
- «Расстройства эмоций и поведения детей и способы их преодоления»;
- «Предупреждение и разрешение конфликтов детей дошкольного возраста»;
- «Эффективное педагогическое общение: мифы и реальность».
Темы занятий психолога с родителями могут быть следующими:
- «Адаптация к жизни ребенка»;
- «Детско – родительские отношения как основа развития личности ребенка»;
- «Проблемы поведения детей и пути их решения»;
- «Тип темперамента как проявление индивидуальных особенностей дошкольника»;
- «Детский досуг и эмоциональное развитие детей».
Для выявления общего эмоционально – психологического состояния детей в ДОУ нужно провести диагностику развития эмоционально – личностной сферы по следующим методикам: «Проективные рассказы»,
«Эмоциональные лица», «Социометрия», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».
Состояния человека, как и другие психические явления, изменчивы. Каждая последующее состояние вытекает из предыдущего, являясь его основой.
Эмоционально – психологический комфорт, в том смысле, несостояние как таковое, а скорее суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за определенный промежуток времени, например в течение пребывания ребенка в ДОУ.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.
Проблема укрепления и сохранения физического здоровья решается с помощью индивидуально разработанных профилактических мероприятий и системы физкультурно – оздоровительной работы, которая есть сегодня в каждом ДОУ.
3.Преемственность дошкольного и начального школьного обучения.
Принцип преемственности
предполагает, что учебная деятельность,
особенно на начальном этапе, осуществляется
под непосредствнным
Важно помнить, что реализация, преемственности между ДОУ и начальной школой должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:
- сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
- сформированности умения учиться как фундаментального новообразования.
Работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Грамотная организация в этом вопросе – залог успешной адаптации первоклассника к школьной жизни, его учебных успехов, психологического самочувствия.
Поэтому перед каждым педагогическим коллективом стоит задача – обеспечить качество дошкольного образования как готовность выпускника дошкольного учреждения к вхождению в школьную жизнь.
Временные ( примерные) требования к методам и содержанию дошкольного образования определили три соответствующие качества дошкольного образования.
В качестве требований к уровню подготовки выпускника выступают положения Концепции непрерывного образования:
- компетентность ( принятия
собственных решений,
- креативность ( развитие творческих способностей);
- любознательность ( исследовательский интерес);
- инициативность ( самостоятельность, свобода, адекватных действий);
- ответственность ;
- произвольность внимания и поведения.
Таким образом, содержание
по дошкольной подготовки дает возможность
соответствовать примерным
- к обучению как
новому для них виду
- обучению именно в школе ( работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и прочие).
Психологическая подготовка детей к школе в нашем учреждении ведется по принципу « минимакса » », т.е. детям дается больше знаний, нежели они могут усвоить, и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо в соответствии с условиями развития и индивидуальности. Материал представлен по принципу последовательности и взаимодополнения в обучении по всем разделам, что дает возможность воспитателям и учителям творчески подходить к обучающему процессу, не зацикливаясь на одних и тех же заданиях.
В детском саду полноценное
включение ребенка в
выпускников, способных к успешной адаптации к школьному обучению, умеющих самостоятельно находить решение ключевой проблемы урока, искать и предлагать алгоритм действий в новых условиях; у них обогащается и активизируется словарный запас, возрастает мотивация к познанию нового, развивается диалогическая и монологическая речь, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Говоря о проблеме развивающего обучения, нельзя забывать о формировании познавательной мотивации. При подготовке детей к школе мы в своем учреждении делаем упор на возникающие у каждого ребенка ощущения продвижения вперед с опорой на мотив успешности. Это действительно благодаря принципу «минимакса». Во всех пособиях определена нижняя граница – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить; предложена верхняя граница – содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику. Поэтому благодаря опоре на данный принцип дошкольное и начальное школьное образование стало действительно «адаптивным». «Сильные » возьмут все, что им дают и пойдут дальше, « слабые » ограничатся минимумом. Все остальные размещаются в промежутке между ними в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, но благодаря деятельности развивающего обучения каждый ребенок – выпускник уже готов к школьному обучению.
Анализируя проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в процессе конструктивных диалогов, полагаем что готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольников, в том числе их речи и обучение грамоте, ведется по четырем основным направлениям, определяющим психологическую готовность к школьному обучению:
- формирование произвольного поведения;
- овладение средствами
и эталонами познавательной
- переход от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
- мотивационная готовность.
Проблема школьной готовности занимает важное место в многолетней деятельности воспитателей дошкольных учреждений. В основу положено технология дифференцированного индивидуального подхода, что дает возможность учета особенностей каждого ребенка. В разработке этой системы заложен анализ компонентов школьной готовности, выявленных в совместной работе с психологом.
В процессе работы создаются условия для:
1. Развития отдельных
психических функций через
2. Осуществления субъектного отношения к ребенку.
3. Построение развивающей
работы на основе
4. Использования игровых форм работы.
5. Доброжелательных и
дружелюбных отношений с
6. Ситуаций, где ребенок имеет право на ошибку.
7. Развития у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Основной задачей развивающей работы является формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом, при этом психическое развитие доходит до уровня готовности к школе.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ литературы дает нам различную трактовку понятия «психологическая готовность дошкольника к школе». Но практически все авторы работающие по данной проблеме, признают, что эффективным школьное обучение будет тогда, когда первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для начального обучения качествами, которые будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.
В психологическую готовность ученые включают следующие компоненты:
1. Личностный.
2. Интеллектуальный.
3. Социально – психологический.
Они в комплексе дают
необходимый и достаточный
Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
С этой целью диагностическое исследование в МДОУ «Детский сад № 1» г.Сорочинска в подготовительной группе. Исследование проводилось с согласия родителей, с их присутствием и по их письменному заявлению. Для детей были созданы комфортные условия для психологического благополучия: исследование проводилось в знакомой для детей обстановке, исследователь заранее познакомился с детьми проведя с ними серию игр, упражнений на релаксацию. Использовались диагностические методики адаптированные возрасту детей. В дальнейшем результаты диагностики уровня психологической готовности к школе использовались для планирования коррекционной – развивающей работы с детьми, имеющими определенные проблемы, что позволяет детям избежать проблем в процессе обучения в школе.
Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразное « необучаемость », когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.
Укажем центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
- новая внутренняя
позиция школьника,
- в познавательной
сфере знаково – символическая
функция сознания и
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств;
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Список литературы
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе