Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 848.00 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Полученные результаты по всем изучаемым параметрам (%)

Итоговый уровень ребенка

1.

Беленкова лиза

60.4%

Средний уровень

2.

Бухтоярова Ксения

60%

Средний  уровень

3.

Вергасов Алеша

70%

Средний уровень

4.

Дыненков Алеша

30%

Низкий уровень

5.

Карев Никита

99%

Высокий уровень

6.

Карякина Вероника

70%

Средний уровень

7.

Карякина Виктория

75%

Средний уровень

8.

Поминов Антон

30%

Низкий уровень

9.

Тренина Настя 

70%

Средний уровень

10.

Ярыгин Максим

72%

Средний уровень




 
Вывод:

Исходя из результатов  проведенного нами исследования, можно  сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение  с детьми воспитывающими дома более  развиты такие компоненты социально – психологической готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками. О чем свидетельствуют результаты практического исследования.

Условия воспитания ребенка  в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.

Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень  психологической готовности к школе, родителям главное не научить  считать, писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно – развитие социально – психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, можно  сделать вывод, что анализ литературы дает нам различную трактовку понятия «психологическая готовность дошкольника к школе». Но практически все авторы работающие по данной проблеме, признают, что эффективным школьное обучение будет тогда, когда первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для начального обучения качествами, которые будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

В психологическую готовность ученые включают следующие компоненты:

1. Личностный.

2. Интеллектуальный.

3. Социально – психологический.

Они в комплексе дают необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для овладения учебной программы.

Диагностика психологической  готовности к школе должна проводиться  прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.

С этой целью диагностическое  исследование в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6» г.Сорочинска в подготовительной группе. Исследование проводилось с согласия родителей, с их присутствием и  по их письменному заявлению. Для детей были созданы комфортные условия для психологического благополучия: исследование проводилось в знакомой для детей обстановке, исследователь заранее познакомился с детьми проведя с ними серию игр, упражнений на релаксацию. Использовались диагностические методики адаптированные возрасту детей. В дальнейшем результаты диагностики уровня психологической готовности к школе использовались для планирования коррекционной – развивающей работы с детьми, имеющими определенные проблемы, что позволяет детям избежать проблем в процессе обучения в школе.

Предпосылки учебной  деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают  только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразное « необучаемость », когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.

Укажем центральные  компоненты, которые составляют психологическую  готовность к обучению в школе:

- новая внутренняя  позиция школьника, провляющаяся  стремлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

- в познавательной  сфере знаково – символическая  функция сознания и способность  к замещению, произвольность психических  процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

- в личностной сфере  произвольность поведения, соподчинение  мотивов и волевых качеств;

- в сфере деятельности  и общения: умение принимать  условную ситуацию, учиться у  взрослого, регулировать свою  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982 – 27с.
  2. Аншукова Е.Ю. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в программе «Школа - 2100». /Управление ДОУ/, 2008-7-76с.
  3. Безруних М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991 – 32с.
  4. Битиянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. – М.: Просвещение, 1997 – 72с.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – М.: Просвещение, 1972 – 64с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987 – 96с.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Просвещение, 1994 – 54с.
  8. Выготский Л.С. педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991- 120с.
  9. Выготский Л.В. Вопросы детской психологии. – Санкт-Петербург, 1997 – 197с.
  10. Галахова Т.И. Пять компонентов готовности к школе. / Обруч /, 2000 -2- 16с.
  11. Гутнина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 2000 – 97с.
  12. Давыдова О.И. «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 6-7 лет. / Управление ДОУ/, 2008 – 7-82с.
  13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 1991 – 123с.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995 – 333с.
  15. Емельянова М.Н. Ребенок идет в школу. / Ребенок в детском саду/, 2006-5-21с.
  16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1987 – 432с.
  17. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996 – 489с.
  18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988 – 100с.
  19. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: институт практической психологии, 1998 -   231с.
  20. Микляева Н.В., Микляева Ю.В.Работа педагога – психолога в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2005. – 384с.
  21. Мякушкин Д., Матвеева Л., Выбойщик И. Игры для подготовки к школе. / Обруч /, 2004 – 1 13с.
  22. Никитин Б.П., Никитина А.А. Мы и наши дети. М.,1991 – 152с.
  23. Нордгеймер Ю.Р. Мультимедийные средства и компьютерные игры в предшкольной подготовке. / Управление ДОУ /, 2008- 6 – 95с.
  24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001 -69с.
  25. Яковлева Н.О. Психологическая помощь дошкольнику. М., 2002 – 78с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

 

ОБРАБОТКА И  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ТЕСТА «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Г. ВИЦЛАКА

 

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидерc) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

 

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 1

 

Суммарный показатель

Проценты

71

4

76

10

79

20

85

30

90

40

92

50

96,5

60

99

70

102

80

108,5

90

111

98

117

100


 

Усредненной нормой для  испытуемых, по данным Лидерса, считается  показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.

 

Тест позволяет диагностировать  актуальный уровень умственного  развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

 

Данная таблица облегчает  анализ ответов испытуемого, его  наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.

 

 

Таблица 2

Компоненты  умственного развития

Номера заданий

1. Обучаемость (как  способность к обучению)

3, 8, 12

2. Уровень образования  понятий

1,4,13

3. Уровень развития  речи

1, 15

4. Общая осведомленность  (знания об окружающем мире)

1, 4, 9, 13

5. Овладение отношениями  множеств

5, 6, 7, 8

6. Знание форм, их различий

9, 11

7. Способность к дифференциации  ощущений, уровень развития восприятия

2, 10, 11, 13, 14

8. Способность к работе  с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве

14

9. Умение классифицировать  предметы

7,9

10. Память

3, 12


 

Регистрационный бланк к тесту

Таблица 3

 

Номера заданий

Ответы ребенка

Примечания

Оценки

1

     

2

     

3

     

4

     

5

     

6

     

7

     

8

     

9

     

10

     

11

     

12

     

13

     

14

     

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

РИСУНКИ  К ТЕСТУ

"СПОСОБНОСТЬ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"

Г. ВИЦЛАКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе