Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.
Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35
Таблица 2
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Полученные результаты по всем изучаемым параметрам (%) |
Итоговый уровень ребенка |
1. |
Беленкова лиза |
60.4% |
Средний уровень |
2. |
Бухтоярова Ксения |
60% |
Средний уровень |
3. |
Вергасов Алеша |
70% |
Средний уровень |
4. |
Дыненков Алеша |
30% |
Низкий уровень |
5. |
Карев Никита |
99% |
Высокий уровень |
6. |
Карякина Вероника |
70% |
Средний уровень |
7. |
Карякина Виктория |
75% |
Средний уровень |
8. |
Поминов Антон |
30% |
Низкий уровень |
9. |
Тренина Настя |
70% |
Средний уровень |
10. |
Ярыгин Максим |
72% |
Средний уровень |
Вывод:
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально – психологической готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками. О чем свидетельствуют результаты практического исследования.
Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное не научить считать, писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно – развитие социально – психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ литературы дает нам различную трактовку понятия «психологическая готовность дошкольника к школе». Но практически все авторы работающие по данной проблеме, признают, что эффективным школьное обучение будет тогда, когда первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для начального обучения качествами, которые будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.
В психологическую готовность ученые включают следующие компоненты:
1. Личностный.
2. Интеллектуальный.
3. Социально – психологический.
Они в комплексе дают
необходимый и достаточный
Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
С этой целью диагностическое исследование в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6» г.Сорочинска в подготовительной группе. Исследование проводилось с согласия родителей, с их присутствием и по их письменному заявлению. Для детей были созданы комфортные условия для психологического благополучия: исследование проводилось в знакомой для детей обстановке, исследователь заранее познакомился с детьми проведя с ними серию игр, упражнений на релаксацию. Использовались диагностические методики адаптированные возрасту детей. В дальнейшем результаты диагностики уровня психологической готовности к школе использовались для планирования коррекционной – развивающей работы с детьми, имеющими определенные проблемы, что позволяет детям избежать проблем в процессе обучения в школе.
Предпосылки учебной
деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают
только при специально организованном
обучении, иначе у детей наблюдается свое
Укажем центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
- новая внутренняя
позиция школьника,
- в познавательной
сфере знаково – символическая
функция сознания и
- в личностной сфере
произвольность поведения,
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Список литературы
Приложение1
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ТЕСТА «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Г. ВИЦЛАКА
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидерc) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Таблица 1
Суммарный показатель |
Проценты |
71 |
4 |
76 |
10 |
79 |
20 |
85 |
30 |
90 |
40 |
92 |
50 |
96,5 |
60 |
99 |
70 |
102 |
80 |
108,5 |
90 |
111 |
98 |
117 |
100 |
Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.
Тест позволяет
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2
Компоненты умственного развития |
Номера заданий |
1. Обучаемость (как способность к обучению) |
3, 8, 12 |
2. Уровень образования понятий |
1,4,13 |
3. Уровень развития речи |
1, 15 |
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) |
1, 4, 9, 13 |
5. Овладение отношениями множеств |
5, 6, 7, 8 |
6. Знание форм, их различий |
9, 11 |
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия |
2, 10, 11, 13, 14 |
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве |
14 |
9. Умение классифицировать предметы |
7,9 |
10. Память |
3, 12 |
Регистрационный бланк к тесту
Таблица 3
Номера заданий |
Ответы ребенка |
Примечания |
Оценки |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
11 |
|||
12 |
|||
13 |
|||
14 |
Приложение 2
РИСУНКИ К ТЕСТУ
"СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"
Г. ВИЦЛАКА
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе