Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формирование  психологической готовности в  условиях детского сада.

 

Старший дошкольный возраст  непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление  в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми  шестого и седьмого года жизни начинает занимать подготовка к школе.

Здесь можно выделить два аспекта:

1. Продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ими в будущем  учебной программы.

2. Обучение начальным  школьным умениям и навыкам  ( элементам письма, чтения, счета).

Первой ступенью в  системе образования является детский  сад, который выполняет важную функцию  подготовки детей к школе.

От того насколько  качественно и своевременно будет  подготовлен ребенок к школе, во многом зависит  успешность его  дальнейшего обучения.

Содержание педагогической работы в условиях детского сада должна заключать следующее:

  1. Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка необходимо вырабатывать активное поведение (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя и прочее);
  2. Формирование волевых качеств – настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется  в настойчивом стремлении ребенка овладевать знаниями и умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
  3. Развитие произвольности психических процессов – внимания, памяти, логического мышления;
  4. Развитие мелкой моторики руки;
  5. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам;
  6. Формирование  у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.

Одна лишь интеллектуальная  готовность к школе не обеспечивает  успешного вхождения ребенка  в учебную деятельность. Вследствие этого проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая.

 

К моменту поступления в подготовительную группу у детей должны быть сформированы в значительной мере навыки организованного поведения. Полностью отпадает необходимость приглашать дошкольников собираться вокруг воспитателя, чтобы они могли настроиться на учебную деятельность. Дети довольно быстро овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы спокойно садиться за столы и сосредотачивать внимание  на учебном задании или обращении воспитателя. Они становятся требовательными к поведению  друг друга.

Чтобы закрепить навыки, освоенные детьми, воспитатель использует одобрение, похвалу;  подчеркивает, что умение выполнять установленные правила позволяет быстрее начать заниматься, побольше узнать и т.д.,  что в дальнейшем оно понадобится для успешной учебы в школе.

Таким образом , в процессе воспитательной работы, осуществляемой при подготовке к занятиям, у дошкольников формируются навыки организованного  поведения, ответственное отношение  к учебной деятельности, к требованиям  педагога, положительное отношение  к сверстникам.

Главным в работе воспитателя  является следующее:

- формирование у детей  представлений о занятиях как  значимой деятельности;

- уважение к личности  ребенка, учет индивидуальных  особенностей, формирование дружеских  взаимоотношений в группе;

- опора на имеющийся у детей опыт поведения;

- постепенное повышение  требований к детям;

- разъяснение ошибок  в форме, не допускающей прямого порицания.

Главной задачей любого занятия является формирование у  ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность.

Важное место в обучении дошкольников занимает  игровой  метод. В процессе игровых действий, формирование у ребенка знаний и  умений осуществляется эффективнее, чем  при прямом обучении.

Значимость игровых  приемов на занятиях  зависит от возраста детей и степени сформированности у них учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими  в старших.  Все возрастающий интерес у старших дошкольников, опыт деятельности на занятиях, интерес к ней  позволяют воспитателю ставить перед воспитанниками  учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложение усилий. Все яснее перед детьми выступает значимость занятий: для приобретения знаний, подготовки к школе.

Рассмотрим другие приемы, позволяющие вызывать у детей  старшего дошкольного возраста интерес к деятельности на занятиях и одновременно побуждающие к анализу, активному поиску.

Одним из эффективных  приемов является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставления предметов (явлений), обобщения.

На занятии перед  воспитателем стоит важная задача не только обеспечить получения детьми качественного результата, но и научить  их самостоятельно определить последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью используются пояснения и указания, но дозировано, их не должно быть слишком много.

Для эффективной реализации учебных и воспитательных задач первостепенное значение имеют приемы, позволяющие создать на занятии  положительно-эмоциональную обстановку, в которой дети активнее участвуют, увереннее отвечают, не боясь допустить ошибку, т.к. неудача не влечет за собой отрицательной оценки педагога.

Особый интерес у  детей вызывают занятия, на которых  они узнают что-то про школу, связь  с активной деятельностью детей, например рисование на тему: « Как  мы готовимся к школе » с  последующим рассказыванием.

Деятельность ребенка  на занятиях  проходит в окружении сверстников. Чем больше налаживается обучение в коллективе, тем больше у детей развивается внимательное отношение к словам и действиям не только воспитателя, но и друг друга.

Коллективная деятельность детей дошкольников, организуемая на занятиях, имеет свои особенности. Характерной ее чертой является наличие особой эмоциональной атмосферы радости будущего познания, новых совместных достижений, что уже само по себе объединяет детей. Наибольшее для организации коллективной деятельности создаются на основе заданий по рисованию, лепке, конструированию, во время коллективных подвижных игр, музыкальных занятий. На  занятиях возникает много ситуаций, позволяющих подчеркнуть значимость деятельности каждого ребенка для наиболее полного решения общей задачи. Это оказывает большое влияние на детей, значительно повышается их активность, стремление участвовать в общей работе, внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы, предлагать свои варианты.

Так постепенно у детей  возрастает интерес к совместной работе, они на собственной практике получают подтверждение преимуществ коллективной работы; формируются умения действовать согласованно, отстаивать свое мнение, правильно относиться к собственным успехам и неудачам, успехам и ошибкам товарищей.

Целесообразно отметить еще один результат проводимых занятий со старшими дошкольниками – формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. Особое место в работе с детьми занимают развивающие игры, направленные на:

- расширение кругозора и словарного запаса;

- наглядно-образного  и логического мышления;

- развитие фонематического  слуха;

- развитие внимания  и памяти;

- развитие мелкой и  крупной моторики руки;

- ориентация в пространстве.

Существенное место  занимают занятия художественное слово, где дети знакомятся с хорошими детскими книгами. Чтение книг, обсуждение их содержания стимулируют познавательный интерес, а также инсценировки прочитанного. По мере появления познавательного интереса, после того как дети будут справляться с играми на фонематический слух, логическое мышление, можно начинать обучение чтению. Но азы чтения  даются в игровой форме, а не в виде урока. Старшему дошкольнику характерно развитие в ходе систематических занятий очень важного качества – произвольности – умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Немаловажной задачей по отношению ко всем детям является создание условий, при которых дети могли бы реализовать себя, работать на достаточно высоком уровне и  тем самым получать соответствующее развитие. А это невозможно без учета со стороны воспитателя индивидуальных особенностей детей: их характеров, склонностей к определенному виду деятельности, особенностей поведения, состояния здоровья. Что позволяет  осуществить индивидуальный подход к детям в процессе обучения на занятиях.

Изучение особенностей психологической готовности дошкольников к обучению в школе проводилось с детьми подготовительной группы в МДОУ «Детский сад № » г. Сорочинска. В эксперименте приняло участие 23 ребенка.

Задачи исследования:

  1. Изучить личностную готовность.
  2. Изучить интеллектуальную готовность.
  3. Изучить социально-психологическую готовность.

Для решения этих задач использовался пакет методик.

Для изучения личностной готовности использовалась методика Н.И. Гуткиной по определению доминирования  познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Перед ребенком на столе  стояли обычные игрушки, в течении  нескольких минут он их рассматривает. Затем ребенку предлагают послушать  сказку. На самом интересном месте  чтение прерывают, экспериментатор  спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца.

Для изучения интеллектуальной готовности  использовались методики скрининкового  обследования психического развития детей в возрасте от 4 до 7 лет, включающего в себя:

  1. Невербальное мышление.
  2. Классификация и обобщение.

« Четвертый лишний. » - детям предлагают картинки с изображением четырех предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по существенному признаку, т.е. лишний.

  • Выявление закономерности.
  • На листе бумаги нарисован образец, разные геометрические фигуры в определенной последовательности, разных цветов. Ребенку предлагают нарисовать рядом так же, предлагая карандаши самых разных цветов.

    1. Вербальное мышление.
    2. Установление причинно – следственных связей.

    « Последовательные картинки . » детям предлагают набор из четырех картинок, связанных между собой сюжетом. Ребенок должен разложить картинки правильно в соответствии с сюжетом и составить не большой рассказ.

  • Понятийное мышление.
  • Ребенку задаются вопросы:

    - Почему у автомобиля есть тормоза?

    - Зачем в доме нужны  окна?

    - Почему нужно соблюдать  правила дорожного движения?

    Ребенок должен ответить на них.

    1. Зрительная кратковременная непроизвольная память.

    Ребенку предлагается 10 картинок, с изображением определенных предметов, он должен назвать их. Картинки выкладываются в ряд по одной с интервалом в 3 секунды, затем он рассматривает все в течении 3 секунд, затем картинки закрывают, а ребенок называет те, которые он запомнил.

    1. Внимание.

    « Найди различия » - две  картинки, на которых есть различия. Ребенок смотрит внимательно на картинки, чем они отличаются в течение  3 минут, затем называет различия.

    1. Мелкая моторика рук.

    « Соедини точки » - ребенку предлагают картинку с нарисованными  точками (70) от паровоза до домика и просят нарисовать дорожку паровозику, проводя через все точки, не отрывая карандаш от листа.

     

     

    Для изучения социально  – психологической готовности, использовалась методика « Психолого  – социальной зрелости » по Банкову.  Опросник  включает серию вопросов, позволяющих оценить социально – психологический компонент.

    Результаты исследования представлены в приложении 1.

    Анализ результатов  позволил объединить детей в группы соответственно уровню школьной готовности.

    Уровни школьной готовности:

    Высокий – 

    Средний –

    Низкий – 

    Вывод: данные диагностического исследования показали, что среди  группы детей – старших дошкольников выделяется две группы, соответственно  с ниже средним и низким уровнями школьной готовности, что повлияет в дальнейшем на процесс адаптации к школе. Поэтому целесообразно провести развивающую работу до начала систематического школьного обучения, целью которой является психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Эмоционально  – психологический комфорт детей  в детском саду.

     

    В настоящее время  в системе дошкольного воспитания и образования наблюдается тенденция  психологизации и гуманизации педагогического  процесса. Однако в большинстве ДОУ  обучение ребенка происходит без  учета его психического развития. Наблюдаются завышенные требования к детям, раннее обучение чтению и письму, дисциплинарные методы воздействия, отказ от игровой деятельности. Девиз такого обучения: «Знания – любой ценой». Вооружение знаниями – позитивный и необходимый процесс для полноценного всестороннего развития ребенка только в том случае, когда он готов принять информацию и переработать ее, когда он комфортно чувствует себя в образовательном процессе и в ДОУ в целом.

    Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе