Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

«Гудит и  вьется над цветком

Прилежна и  мила».

 

3) Когда обе части  стихотворения более или менее  заучены, исследователь говорит  ребенку: «Очень хорошо. Сейчас  повторим все стихотворение. И  еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью  повтори». Читаются обе части.  При наличии ошибок поступают также, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и  принимаемой помощи) фиксируется  в бланке регистрации.

Оценки:

8 баллов – Правильное  полное воспроизведение всех  трех частей.

5 баллов – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла – Воспроизведение  смысла четверостишия своими  словами.

2 балла – Отдельные  смысловые связи сохранены, но  целостная смысловая связь нарушена.

0 баллов – Набор  бессмысленных слов или полный  отказ.

 

IV задание  «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценки:

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл.

 

V задание  «Процесс счета».

Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценки:

5 баллов – Счет  без моторных компонентов.

4 балла – Беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла – Проговаривание  шепотом, возможно, с киванием  головы.

2 балла – Указывание  пальцем на предметы присчете  без прикосновения к ним.

1 балл – Прикосновение  пальцем при счете к предметам  или передвижение их.

0 баллов – Отказ  отвечать.

 

VI задание  «Порядок счета».

Всех детей, которые  справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

 В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

 

 

VII задание «Классификация предметов».

 

Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин (рис. 7).(Приложение 2)

 

Инструкция: «Вот три  корзины. Эта – (показывают) корзина  для фруктов, эта – (показывают) для  овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

 

Оценки:

За каждый правильно  классифицированный предмет начисляется  один балл.

VIII задание «Восприятие количества»

Состоит из двух частей.

1) Материалы из задания  VII лежат в последней позиции.  Корзину с цветами закрывают  листом бумаги и говорят: «Скажи  теперь пожалуйста, сколько здесь  всего предметов?» Если нет  правильного ответа, то ребенку  помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают  разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь  предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем все то же  самое проделывается в отношении  всех трех корзин, то есть просят  сказать сколько в них всех  вместе взятых предметов при  той же системе помощи.

Оценки:

Правильные, самостоятельные  ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

 

 

VIII задание «Восприятие количества»

Состоит из двух частей.

1) Материалы из задания  VII лежат в последней позиции.  Корзину с цветами закрывают  листом бумаги и говорят: «Скажи  теперь пожалуйста, сколько здесь  всего предметов?» Если нет  правильного ответа, то ребенку  помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и  овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают  разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем все то же  самое проделывается в отношении  всех трех корзин, то есть просят  сказать сколько в них всех  вместе взятых предметов при  той же системе помощи.

 

Оценки:

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

 

IX задание  «Размещение фигур».

 

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?»  Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.

Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

 

Правильные  ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а  круг – круглый.

За каждое правильное объяснение – один балл.

3) Перед испытуемым  вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь  у нас – треугольник, здесь  – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».

За  каждую правильно собранную кучку  начисляется один балл.

 

X задание  «Сравнение картинок».

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

Оценки:

 

2 балла – Правильное  решение без помощи.

1 балл – Правильное  решение с помощью.

0 баллов – Решения  нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.

 

XI задание  «Дифференциация цвета и формы».

 

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных  фигур.

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого  из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно  показывают на остальные фигуры, с  просьбой подобрать недостающие  части к ним.

Оценки:

Каждое правильное решение  должно оцениваться в один балл.

 

XII задание «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести  стихотворение из задания III. «Мы  с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если  ребенок допускает ошибки или  вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание.

Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

 

XIII задание «Нахождение аналогий».

 

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

Днем светло, а ночью ?...     (темно)

Птица поет, а  собака ?...     (лает)

Машина едет, а самолет ?...    (летит)

Голубь летает, а рыба?...     (плавает)

У кошки –  шерсть, а у утки ?...    (перья)

Платье сшито  из ткани, а ботинки ?...  (из кожи)

 

Оценки:

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

 

XIV задание «Срисовывание».

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы –  квадрат и треугольник (рис. 16), а  для старшей – треугольник  и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).(Приложение 2)

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать  фигуры вот сюда (показать) и здесь  продолжить узоры (показать)».

Оценки:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение  величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – Рисунок  похож, адекватен формам и пропорциям  образца.

3 балла – Рисунок  в общем похож на образец,  допущены некоторые искажения  форм.

2 балла – Рисунок  частично похож на образец:  основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов – Рисунок  совсем не похож на образец,  каракули.

 

XV задание  «Описание картинки».

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о  том, что происходит на картинке (рис. 18)».(Приложение 2)

Оценки:

а) Разговорная  речь.

2 балла – Беглая  речь без запинок

1 балл – Достаточно  беглая речь, но есть паузы.

0 баллов – Речь  запинающаяся, прерывная.

 

б) Построение предложений.

8 баллов – Хорошо  структурированные сложные предложения,  используются соединительные союзы.

6 баллов – Сложные  предложения, стереотипно используется  один союз.

4 балла – Преимущественно  простые предложения.

1 балл – Преимущественно  неполные предложения.

0 баллов – Построение  предложений нарушено.

 

в) Артикуляция.

2 балла – Четкое произношение звуков.

1 балл – Нечеткое  произношение звуков.

 

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и  о переживаниях, мыслях героев, домысливает  о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты  исследования

Проведя индивидуальную диагностику  готовности  детей  подготовительной группы  к обучению в школе, и детей не посещающих детский сад получили следующие результаты: из 10 обследуемых детей посещающих детский сад 5 имеют высокий уровень готовности к школе,5 –средний уровень. Результаты детей не посещающих детский сад оказались следующими: из 10 обследуемых 1 ребенок имеет высокий уровень, 7 детей – средний уровень и  2 ребенка – низкий уровень готовности к школе. Что в процентном соотношении составило у детей посещающих детский сад 50%- высокий уровень, 50%- средний уровень. Дети не посещающие детский сад: 10%-высокий, 70%-средний уровень, 20%- низкий уровень.

Таблица 1

 

Фамилия, имя ребенка

Полученные результаты по всем изучаемым параметрам (%)

Итоговый уровень ребенка

1.

Бикметова Аида

84%

Средний уровень

2.

Босова Валерия

83%

Средний уровень

3.

Дашков Егор

98 %

Высокий уровень

4.

Золотых Дима

99%

Высокий уровень

5.

Зотов Ярослав

99%

Высокий уровень

6.

Квасова Арина

81 %

Средний уровень

7.

Курбатова Евгения

96%

Высокий уровень

8.

Мецлаф Дима

79%

Средний уровень

9.

Новопашин Сережа

70%

Средний уровень

10.

Тумасов Никита

98%

Высокий уровень

Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе