Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.
Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35
Таким образом , в процессе воспитательной работы, осуществляемой при подготовке к занятиям, у дошкольников формируются навыки организованного поведения, ответственное отношение к учебной деятельности, к требованиям педагога, положительное отношение к сверстникам.
Главным в работе воспитателя является следующее:
- формирование у детей представлений о занятиях как значимой деятельности;
- уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе;
- опора на имеющийся у детей опыт поведения;
- постепенное повышение требований к детям;
- разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.
Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность.
Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. В процессе игровых действий, формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.
Значимость игровых
приемов на занятиях зависит
от возраста детей и степени
Рассмотрим другие приемы, позволяющие вызывать у детей старшего дошкольного возраста интерес к деятельности на занятиях и одновременно побуждающие к анализу, активному поиску.
Одним из эффективных приемов является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставления предметов (явлений), обобщения.
На занятии перед
воспитателем стоит важная задача не
только обеспечить получения детьми
качественного результата, но и научить
их самостоятельно определить последовательность
работы, анализировать образец, контролировать
и оценивать собственные
Для эффективной реализации
учебных и воспитательных задач
первостепенное значение имеют приемы,
позволяющие создать на занятии
положительно-эмоциональную
Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых они узнают что-то про школу, связь с активной деятельностью детей, например рисование на тему: « Как мы готовимся к школе » с последующим рассказыванием.
Деятельность ребенка
на занятиях проходит в окружении
сверстников. Чем больше налаживается
обучение в коллективе, тем больше
у детей развивается внимательн
Коллективная деятельность
детей дошкольников, организуемая на
занятиях, имеет свои особенности. Характерной
ее чертой является наличие особой
эмоциональной атмосферы
Так постепенно у детей возрастает интерес к совместной работе, они на собственной практике получают подтверждение преимуществ коллективной работы; формируются умения действовать согласованно, отстаивать свое мнение, правильно относиться к собственным успехам и неудачам, успехам и ошибкам товарищей.
Целесообразно отметить еще один результат проводимых занятий со старшими дошкольниками – формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. Особое место в работе с детьми занимают развивающие игры, направленные на:
- расширение кругозора и словарного запаса;
- наглядно-образного и логического мышления;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания и памяти;
- развитие мелкой и крупной моторики руки;
- ориентация в пространстве.
Существенное место занимают занятия художественное слово, где дети знакомятся с хорошими детскими книгами. Чтение книг, обсуждение их содержания стимулируют познавательный интерес, а также инсценировки прочитанного. По мере появления познавательного интереса, после того как дети будут справляться с играми на фонематический слух, логическое мышление, можно начинать обучение чтению. Но азы чтения даются в игровой форме, а не в виде урока. Старшему дошкольнику характерно развитие в ходе систематических занятий очень важного качества – произвольности – умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Немаловажной задачей по отношению ко всем детям является создание условий, при которых дети могли бы реализовать себя, работать на достаточно высоком уровне и тем самым получать соответствующее развитие. А это невозможно без учета со стороны воспитателя индивидуальных особенностей детей: их характеров, склонностей к определенному виду деятельности, особенностей поведения, состояния здоровья. Что позволяет осуществить индивидуальный подход к детям в процессе обучения на занятиях.
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования
Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.
Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.
К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.
При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.
Основная цель психологического
обследования ребенка при приеме
в школу - выявление его индивидуальных
особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся
в специальной развивающей
2.2. Методы исследования
Изучение особенностей психологической готовности дошкольников к обучению в школе проводилось с детьми подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6» г. Сорочинска, и детьми не посещающих детский сад. В эксперименте приняло участие 20 детей.
Задачи исследования:
Для решения этих задач использовался тест «Способность к обучению в школе Г.Вицлака»
Цель: Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Материалы: Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок. (Приложение 1)
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя. (Приложение1)
Руководство к тесту
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1–3 приложение 2). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
I задание «История в картинках» (рис. 4–6)(Приложение 2)
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Оценки:
7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов – Ребенок
хорошо отразил смысловую
3 балла – Ребенок
смог правильно и
2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ.
II задание «Знание цвета»
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценка
За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.
III
задание «Заучивание
Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! –
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила».
1) «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела!»
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2) Затем по аналогии
заучивают вторую часть
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе