Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Эта работа о психологической готовности детей к обучению в школе. О том какие трудности они преодолевают.О возрастных особенностях старшего дошкольника. Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к обучению детей в школе. Задачи исследования:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Определить пути формирования психологической готовности в условиях детского сада.
Проанализировать и обобщить полученные данные в ходе исследования.
Введение………………………………………………………………………2-6
Глава I. Теоретический анализ изучения психологической готовности
детей к обучению в школе
1.1.Сущность психологической готовности к школе………………………..7-9
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольника……………………...10-14
1.3. Формирование психологической готовности в условиях
детского сада………………………………………………………………….15-19
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Организация и методы исследования…………………………………..20-21
2.2. Методы исследования……………………………………………………22-29
2.3. Результаты исследования………………………………………………..30-31
Заключение ………………………………………………………………….32-33
Список литературы ………………………………………………………….34-35
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
1.3. Возрастные особенности старшего дошкольника.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей: это возрастные особенности.
В 6-7 лет интенсивно идет
развитие опорно-двигательной системы
(скелета, суставно-связочного аппарата,
мускулатуры), которая поэтому легко
поддается деформирующим
Дошкольники довольно успешно овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах. Движения становятся более скоординированными, ловкими, детям уже доступны сложные циклические и точностные двигательные действия. Но затрудняются в выполнении мелких, тонко координированных движений пальцами рук: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.
Еще несовершенна нервная
регуляция движений, чем во многом
объясняются недостаточная точн
Движения, достаточная двигательная активность, необходима дошкольнику для нормального развития, здоровья. Высокая потребность в двигательной активности компенсирует вынужденную статическую позу при долгом сидении за рабочим столом.
Продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, повышается ее надежность, совершенствуется регуляция кровообращения. В этом возрасте еще далеки от завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.
В старшем дошкольном возрасте наиболее быстро растет и развивается нервная система. К 7 годам вес головного мозга достигает 1250-1400 г. (от 3-5 лет – 800 - 900 г.); созревают нервные волокна, связывающие кору обоих полушарий и позволяющие передавать информацию в двух направлениях: от правого к левому и от левого к правому, что создает условия для функционирования мозга как одного целого.
Для старшего дошкольника чрезвычайно важна сформированность основных анализаторов и прежде всего зрительной системы, которая находится в стадии становления. Поэтому нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное расположение тетради или книги, неудобная поза – очень быстро приводит к нарушению зрения.
Ведущую роль в развитии
ребенка до школы играет речь. В
течении всего периода
За год до школы ребенок уже может (если его этому учить) осознанно анализировать речь и звучание букв, очень любит играть в слова, подбирать слова – ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Ребенок в силах пересказывать прочитанную сказку или рассказ, в состоянии вести диалог (общаясь и со сверстниками и со взрослыми), может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Следует помнить, что уровень всех этих умений в решающей степени зависит от того, насколько окружающие внимательны к его речи и участвуют в его развитии.
Наряду с функцией
общения речь выполняет и очень
специфическую функцию
В формировании внимания выделяются: линия натурального развития и линия культурного развития (8).
И если первая определяется созреванием мозга, то вторая всецело зависит от той социальной среды, в которой растет ребенок.
В течении всего дошкольного возраста развивается непроизвольное и произвольное внимание, повышается его устойчивость, увеличивается объем. У старшего дошкольника непроизвольное внимание становится не только более устойчивым, шире по объему, но и более эффективным. Это заметно при формировании какого – либо сложного произвольного действия. Ребенок внимательнее относится к условиям предлагаемой деятельности, производит ориентировочные действия, сопровождаемые словами, которые помогают ему выполнить задание.
Идет формирование произвольного внимания, ребенок учится организовывать свое внимание под руководством взрослых. Ребенок 6-7 лет может быть внимателен длительное время в привлекательной, эмоционально значимой ситуации, но с трудом сосредотачивается при выполнении неинтересной работы.
Для ребенка затруднительна концентрация внимания, он еще легко реагирует на посторонние привлекательные раздражители и быстро отвлекается. Именно поэтому такое большое значение имеет для него показ яркой картинки, которая запоминается гораздо легче, сильнее, чем просто рассказ.
Не следует забывать
еще об одной особенности детей
6-7 лет – о трудности
У старшего дошкольника внимание поддерживается не только интересом, но и успехом, удовольствием, радостью удачи, поэтому так важно в ходе занятий с детьми создать ситуацию, в которой они это почувствуют
Важным показателем развития ребенка является память. В дошкольный период происходят процессы, приводящие к формированию произвольной памяти. А у детей 6 - 7 лет преобладает непроизвольная память. Так в процессе игры дети 4 - 6 лет значительно лучше запоминают определенные слова, т.е. непроизвольно. А старшие дошкольники не только выслушивали поручения, но и активно пытались запомнить, повторяя слова или беззвучно шевеля губами. Повторение и есть самый простой, ранний прием запоминания, легко осознаваемый детьми. В 6- 7 лет ребенок уже умеет группировать слова, находя между ними смысловые связи - формируется мысленное повторение; не запоминает предлагаемое в чистом виде, а ассоциирует новую информацию с уже имеющейся и выстраивает ее в сложившуюся систему.
Старший дошкольник уже умеет управлять своей памятью, у него значительно развивается словесно – логическая память, при этом продуктивность запоминания словесного и зрительного материала практически не различается.
Внимание, память – эти познавательные процессы совершенствуются в период дошкольного развития, и вместе с ними совершенствуется мышление ребенка.
В дошкольном возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности.
Если к началу дошкольного возраста мышление ребенка неразрывно связано с его практической и игровой деятельностью, то на следующей ступени развития начинают выделяться особые познавательные задачи и соответственно специальные интеллектуальные действия, направленные на их решения.
В возрасте 6 – 7 лет осуществляется переход от наглядно – образного мышления к словесному, а также к наглядно – схематическому. Так у ребенка уже возможно логическое построение рассуждения в том, случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно – образного мышления.
Чем лучше и полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка : наглядно – действенное и наглядно – образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления, в том числе логическому, понятийному.
При переходе от дошкольного
к школьному возрасту происходят
очевидные изменения в
Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать самого себя. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает также новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка. (8)
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя физически самостоятельным индивидом ( « Я сам » ), к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний.
1.2. Формирование психологической готовности в условиях детского сада.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни начинает занимать подготовка к школе.
Здесь можно выделить два аспекта:
1. Продолжающееся
2. Обучение начальным школьным умениям и навыкам ( элементам письма, чтения, счета).
Первой ступенью в системе образования является детский сад, который выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
От того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Содержание педагогической работы в условиях детского сада должна заключать следующее:
Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Вследствие этого проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая.
К моменту поступления в подготовительную группу у детей должны быть сформированы в значительной мере навыки организованного поведения. Полностью отпадает необходимость приглашать дошкольников собираться вокруг воспитателя, чтобы они могли настроиться на учебную деятельность. Дети довольно быстро овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы спокойно садиться за столы и сосредотачивать внимание на учебном задании или обращении воспитателя. Они становятся требовательными к поведению друг друга.
Чтобы закрепить навыки, освоенные детьми, воспитатель использует одобрение, похвалу; подчеркивает, что умение выполнять установленные правила позволяет быстрее начать заниматься, побольше узнать и т.д., что в дальнейшем оно понадобится для успешной учебы в школе.
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе