Профотбор и профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45

Файлы: 1 файл

курсовая_Психодиагностика.docx

— 88.43 Кб (Скачать)

В ролевой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков.

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на язык практических действий.

3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления.

4. оценочный,  позволяющий выбрать и обосновать  оптимальный вариант решения  поведенческой программы.

Выделяют  восемь основных качеств, которые формируются  при ролевой игре:

1. Умение  общаться на формальной и неформальной  основах и эффективно взаимодействовать  на равных.

2. Умение  проявлять качества лидера.

3. Умение  ориентироваться в конфликтных  ситуациях и правильно их разрешать.

4. Умение  получать и обрабатывать нужную  информацию, оценивать, сравнивать  и усваивать ее.

5. Умение  принимать решения в неопределенных  ситуациях.

6. Умение  распоряжаться своим временем, распределять  работу среди других, оперативно  принимать организационные решения.

7. Умение  проявлять деловые качества предпринимателя:  ставить перспективные цели, использовать  благоприятные возможности.

8. Умение  критически оценивать вероятные  последствия своих решений, учиться  на своих ошибках.

Таким образом, деловая игра формирует у учащихся профессионально важные умения и  навыки, активизирует творческие особенности  личности и способна выступить средством  подготовки не отдельных специалистов, а коллективов или групп, которые, получив необходимые знания, в  дальнейшем, легко освоят различные профессии.

В практике составления ролевой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Разработчики исходят из своего экспериментального опыта и здравого смысла, конструируя ту или иную игру. Представленная ниже структура ролевой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные  структурные компоненты ролевой игры:

- знакомство  с реальной ситуацией;

- построение  ее имитационной и игровой  моделей;

- формулировка  главной задачи группами, уточнение  их роли в игре;

- создание  игровой проблемной ситуации;

- вычленение  необходимого для решения проблемы  теоретического материала;

- решение  проблемы;

- создание  графической модели взаимодействия  участников;

- обсуждение  и проверка полученных результатов;

- корректировка;

- реализация  принятого решения;

- анализ  итогов работы;

- оценка  результатов работы.

Далее рассмотрим примеры ролевых игр:15

 

Ролевая игра для тренинга продаж.

Описание ситуации:

Туристическая компания «Радуга» работает на рынке уже 10 лет. Менеджеры компании работают давно и хорошо знают  своё дело. Приоритетными направлениями  являются Италия, Турция и Греция, но работа ведётся также и по другим странам. Клиенты обычно звонят в  компанию «Радуга» по телефону, а потом, если менеджеру удалось их заинтересовать, подъезжают в офис для уточнения  деталей и окончательного выбора тура.

Действие происходит в начале февраля.

Роль для менеджера компании «Радуга»:

Вы менеджер туристической компании «Радуга». Каждый день Вам звонят люди, желающие получить информацию о турах, которые предлагает своим клиентам Ваша туристическая компания. Ваша главная задача – построить разговор таким образом, чтобы человек, позвонивший  Вам, заинтересовался туром и  приехал в офис для встречи  с Вами. Ваша зарплата напрямую зависит  от количества заключённых договоров  с клиентами. В один из дней за 5 минут  до обеда раздался звонок…

Роль для клиента:

Вы учительница истории известного лицея. В марте месяце начнутся каникулы и у Вас будут свободны 10 дней. Вы обзваниваете туристические компании, чтобы уехать отдохнуть с 1 по 10 марта. Пока Вы точно не решили, куда хотели бы поехать. Но поскольку история  – Ваша страсть, было бы неплохо  во время отпуска побывать в богатых  с исторической точки зрения странах. Из всех заграничных стран вы были в Турции и Египте. Вы выделили на поездку $400 и планируете поехать вместе со своей подругой.

Вы звоните в туристическую  компанию «Радуга», чтобы Вам помогли  выбрать тур.

 


Ролевая игра «На седьмом небе от счастья».

Пример ролевой игры для тренинга по продажам и работе с клиентом.

Описание ситуации:

Туристическая компания «Радуга» работает на рынке уже 10 лет. Менеджеры компании работают давно и хорошо знают  своё дело. Приоритетными направлениями  являются Италия, Турция и Греция. Компания имеет в этих регионах много выгодных контрактах с различными  отелями. Но они только что прекратила сотрудничать с сетью отелей «На седьмом  небо» в Арабских Эмиратах, т.к. 3 месяца назад у сети сменился хозяин и сразу же стали поступать жалобы клиентов на неудовлетворительный сервис в этом фешенебельном отеле. Но работа ведётся также и по другим странам. Клиенты обычно звонят в компанию «Радуга» по телефону, а потом, если менеджеру удалось их заинтересовать, подъезжают в офис для уточнения деталей и окончательного выбора тура.

Действие происходит в начале февраля.

Роль для менеджера компании «Радуга»:

Вы – менеджер туристической  компании «Радуга». Каждый день Вам  звонят люди, желающие получить информацию о турах, которые предлагает своим  клиентам Ваша туристическая компания. Ваша главная задача – построить  разговор таким образом, чтобы человек, позвонивший Вам, заинтересовался  туром и приехал в офис для  встречи с Вами. Ваша зарплата напрямую зависит от количества заключённых договоров с клиентами. В один из дней за 5 минут до обеда раздался звонок…

Роль для клиента:

Вы  – Дмитрий Николаевич, молодой  и энергичный начальник отдела рекламы  в западной компании. Так как у  Вас более десятка подчинённых  и работа требует принятия быстрых  и нестандартных решений, то Вы привыкли быстро думать и ни с кем не советоваться, цените чёткость и быстроту, производите  впечатление человека, чётко знающего, чего он хочет и как этого добиться.

Вы звоните в туристическую  компанию «Радуга», чтобы заказать тур в Арабские Эмираты на майские  праздники. Вот уже 3 года подряд Вы с женой отдыхаете в отеле  «На седьмом небе», где останавливаетесь в одном и том же номере-люкс на 20 этаже с потрясающим видом на море. Этот отель устраивает Вас и Вашу жену по всем параметрам, но более всего Вы цените восхитительный вид на заходящее солнце, падающее прямо в море. Ради этих волнующих моментов вы готовы потратить сколько угодно денег.

Так же можно использовать следующие  упражнения:

Упражнение «Витязь на распутье»

В упражнении отрабатываются презентационные  навыки, умение убеждать.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца. 
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей  Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что  ему понравилось, а что не понравилось  в каждом выступлении.

Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.


Упражнение «Выйди из скорлупы».

Упражнение помогает участникам потренироваться  в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает  в группе позитивную веселую атмосферу.

Время: 5-10 минут.

Размер группы: 10-20 человек.

Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром  около 1 метра. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.

После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти  из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и  т.д.

После того как водящий вышел  из круга, проводится разбор техник и  приемов влияния, которые были использованы.

Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть  отснятый материал с обсуждением  того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие  приемы убеждения были использованы.

Упражнение «Леопольд».

В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти подход к  каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 7-15 человек.

Описание. Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку  со своим именем, одного из них зовут  Леопольдом, а всех остальных –  прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет  мультфильма про Леопольда. В  этом мультфильме дружелюбный и  безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно  будет убедить мышь, что они  безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.  Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Упражнение «Семь богатырей».

В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы  в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Время. 20-25 минут.

Размер группы. 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной  участницы, которая будет играть роль царевны.

Тренер предложит группе, для  того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть  сказку А.С. Пушкина о мертвой  царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у  которых жила царевна, уговаривают  ее выйти за одного из них замуж  и остаться с ними навсегда.  В  нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов  и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить  царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые  заманчивые предложения для того, чтобы  уговорить царевну остаться  у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне  со своими аргументами.

После выступлений царевна говорит  о том, захотелось ли ей остаться у  богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Профессия является ограниченной областью приложения физических и душевных сил человека. С целью систематизации знаний о профессиях и повышения эффективности профессионального самоопределения профессии классифицируют по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Профессиональное самоопределение и выбор профессии - является важным этапом в жизни человека. Также, хотелось бы отметить, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

Подводя итог второй части работы можно выделить следующее:

При всем многообразии существующих классификаций активных методов социально-психологического тренинга последние можно свести к двум большим блокам - групповые дискуссии и игровые методы. Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник тренинга получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.

Информация о работе Профотбор и профориентация