Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора
Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45
В ролевой игре существуют следующие этапы:
1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков.
2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на язык практических действий.
3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления.
4. оценочный,
позволяющий выбрать и
Выделяют восемь основных качеств, которые формируются при ролевой игре:
1. Умение
общаться на формальной и
2. Умение проявлять качества лидера.
3. Умение
ориентироваться в конфликтных
ситуациях и правильно их
4. Умение
получать и обрабатывать
5. Умение
принимать решения в
6. Умение
распоряжаться своим временем, распределять
работу среди других, оперативно
принимать организационные
7. Умение
проявлять деловые качества
8. Умение
критически оценивать
Таким образом, деловая игра формирует у учащихся профессионально важные умения и навыки, активизирует творческие особенности личности и способна выступить средством подготовки не отдельных специалистов, а коллективов или групп, которые, получив необходимые знания, в дальнейшем, легко освоят различные профессии.
В практике составления ролевой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Разработчики исходят из своего экспериментального опыта и здравого смысла, конструируя ту или иную игру. Представленная ниже структура ролевой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты ролевой игры:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение
необходимого для решения
- решение проблемы;
- создание
графической модели
- обсуждение
и проверка полученных
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
|
Ролевая игра «На седьмом небе от счастья».
Пример ролевой игры для тренинга по продажам и работе с клиентом.
Описание ситуации:
Туристическая компания «Радуга» работает на рынке уже 10 лет. Менеджеры компании работают давно и хорошо знают своё дело. Приоритетными направлениями являются Италия, Турция и Греция. Компания имеет в этих регионах много выгодных контрактах с различными отелями. Но они только что прекратила сотрудничать с сетью отелей «На седьмом небо» в Арабских Эмиратах, т.к. 3 месяца назад у сети сменился хозяин и сразу же стали поступать жалобы клиентов на неудовлетворительный сервис в этом фешенебельном отеле. Но работа ведётся также и по другим странам. Клиенты обычно звонят в компанию «Радуга» по телефону, а потом, если менеджеру удалось их заинтересовать, подъезжают в офис для уточнения деталей и окончательного выбора тура.
Действие происходит в начале февраля.
Роль для менеджера компании «Радуга»:
Вы – менеджер туристической компании «Радуга». Каждый день Вам звонят люди, желающие получить информацию о турах, которые предлагает своим клиентам Ваша туристическая компания. Ваша главная задача – построить разговор таким образом, чтобы человек, позвонивший Вам, заинтересовался туром и приехал в офис для встречи с Вами. Ваша зарплата напрямую зависит от количества заключённых договоров с клиентами. В один из дней за 5 минут до обеда раздался звонок…
Роль для клиента:
Вы – Дмитрий Николаевич, молодой и энергичный начальник отдела рекламы в западной компании. Так как у Вас более десятка подчинённых и работа требует принятия быстрых и нестандартных решений, то Вы привыкли быстро думать и ни с кем не советоваться, цените чёткость и быстроту, производите впечатление человека, чётко знающего, чего он хочет и как этого добиться.
Вы звоните в туристическую компанию «Радуга», чтобы заказать тур в Арабские Эмираты на майские праздники. Вот уже 3 года подряд Вы с женой отдыхаете в отеле «На седьмом небе», где останавливаетесь в одном и том же номере-люкс на 20 этаже с потрясающим видом на море. Этот отель устраивает Вас и Вашу жену по всем параметрам, но более всего Вы цените восхитительный вид на заходящее солнце, падающее прямо в море. Ради этих волнующих моментов вы готовы потратить сколько угодно денег.
Так же можно использовать следующие упражнения:
В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать. Время: 20-30 минут. Размер группы: 10-15 человек. Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека,
кроме одного участника, который будет
играть роль Ильи Муромца. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении. Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы. |
Упражнение «Выйди из скорлупы».
Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную веселую атмосферу.
Время: 5-10 минут.
Размер группы: 10-20 человек.
Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 метра. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.
После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т.д.
После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.
Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
Упражнение «Леопольд».
В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.
Время. 20-30 минут.
Размер группы. 7-15 человек.
Описание. Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.
В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Упражнение «Семь богатырей».
В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Время. 20-25 минут.
Размер группы. 10-15 человек.
Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.
Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Профессия является ограниченной областью приложения физических и душевных сил человека. С целью систематизации знаний о профессиях и повышения эффективности профессионального самоопределения профессии классифицируют по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Профессиональное самоопределение и выбор профессии - является важным этапом в жизни человека. Также, хотелось бы отметить, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
Подводя итог второй части работы можно выделить следующее:
При всем многообразии существующих классификаций активных методов социально-психологического тренинга последние можно свести к двум большим блокам - групповые дискуссии и игровые методы. Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник тренинга получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.