Профотбор и профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45

Файлы: 1 файл

курсовая_Психодиагностика.docx

— 88.43 Кб (Скачать)

«Принцип активности в выборе профессии» характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом  в этой группе является «принцип развития».

Этот принцип  отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность  повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и  профессионального мастерства, возможность  активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности  личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»6

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно  связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами.

Это следующие  принципы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;
  • Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных  форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
  • соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации7.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и  специфические принципы, характеризующие  профориентационную деятельность как общественное явление.

 

1.4 Методология профессиональной ориентации.

 

«К основным положениям, оказывающим существенное влияние  на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой «воспитательной концепцией». Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.»8

К идее методологического  характера относится идея дифференцированного  подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

«В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько  ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском  путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.»9

К методологическим вопросам профориентации относятся  и вопросы определения и развития  системы профориентации.

Прежде чем  сформулировать общее определение  системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:

«1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.

2. Система  профориентации школьников является  подсистемой общей системы трудовой  и профессиональной подготовки.

3. Система  профессиональной ориентации - это  часть общей системы 

социальной  ориентации личности в сложившейся  структуре производительных сил  и производственных отношений.

4. Профориентация  относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том 

числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине. Для решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства (Министерства образования) или одной науки (например, педагогики). Для того чтобы система профориентации стала эффективной необходима скоординированная деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также ученых различных специальностей.

5. На  эффективность профориентации влияет  множество различных объективных  и субъективных факторов. Это  система трудно поддается организации  и управлению.»10

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в  значительной степени зависит и  от качества работы по каждому из этих направлений.

В настоящее  время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3.  Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии  со стороны специалистов-профконсультантов.

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить  данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Социально-профессиональная адаптация.

5.  Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью

формирование  у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Определение критериев эффективности профориентации:

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся  и вопросы определения критериев эффективности профориентации.

Сейчас эффективность  профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно  добиться разными средствами, и в  том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической  и экономической точек зрения. И если это показатель становиться  главной целью и самоцелью  профориентации, притом без серьезной  диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта  работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой  профориентации, подрывающий доверие  к ней со стороны учащихся и  их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов  и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего  как их личным склонностям, так и  потребностям города, района, села, в  котором они живут, общества в  целом.

«Вот почему с педагогической точки зрения эффективность  выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии  рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как  личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число  учащихся избирают рекомендованные  им профессии, тем выше действенность  профориентационной работы педагогов, школы.

Если учащиеся заранее наметили и согласовали  свои планы жизненного и профессионального  самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности  профориентации при условии, что  намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Известно, что  правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных  с профориентацией, служат еще одним  важным критерием успешности выбора профессии.»11

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

 

 

2. Презентация  социокультурных услуг в прямом  контакте.

 

2.1 Организация  групповой дискуссии на тему:

«Стратегия  презентации социокультурных услуг».

 

Социально психологический  тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форм социально-психологического тренинга, во многом пересекающихся друг с другом. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого отдельного тренинга.

Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга.

Социально-психологический  тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые  используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

Социально-психологический  тренинг в широком смысле —  это вся совокупность различных  форм групповой работы и видов  тренингов, направленных на мобилизацию  всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному  росту. Данная цель реализуется в ходе тренинга через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы. В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

Информация о работе Профотбор и профориентация