Профотбор и профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45

Файлы: 1 файл

курсовая_Психодиагностика.docx

— 88.43 Кб (Скачать)

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и  техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят:

1. групповую дискуссию;

2. игровые методы;

3. психогимнастические упражнения.

Остановимся на характеристике групповой дискуссии.

Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.

Далее К. Левин  внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых  обсуждений на принятие творческих и  управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия  повышает мотивации и эго-вовлеченность  участников в решение обсуждаемых  проблем.

• в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,

• дискуссия дает эмоциональный  толчок к последующей поисковой  активности участников.

Классифицировать формы  групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.

1. По структурированности:

    • структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").
    • неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н.В. Предлагает

рассматривать дискуссии:

    • тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;
    • биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
    • интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».
    • дискуссии ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.

Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий

1. обучение участников  анализу реальных ситуации;

2. обучение умению слушать  и взаимодействовать с другими  участниками;

3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важное от

второстепенного;

4. учит преодолевать приверженность  старым образцам;

5. дает возможность увидеть  многозначность возможных решений  проблемы;

6. развивает умение преодолевать  страх перед неизвестностью, недоверие  к себе, боязнь быть застигнутым  врасплох.

Основные стратегии ведения  дискуссии:

1. свободное ведение дискуссии.

2. программированное ведение.

3. компромиссная форма.

Свободное ведение дискуссии:

Основные характеристики:

• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и  отдельные реплики;

•    ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;

•    участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;

•   сложна в реализации;

•   доступна высококвалифицированному специалисту.

Программированное ведение  групповой дискуссии:

Основные характеристики:

• наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для обсуждения и способы их проработки;

• плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;

• минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность

участников, порождает желание  во всем положиться на ведущего группы.

Компромиссная форма ведения  дискуссии:

Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.

Основные фазы процедуры  дискуссии:

1. фаза ориентировки;

2. фаза оценки;

3. завершающая фаза.

Каждой фазе соответствуют  определенные шаги:

1. определение целей и  темы дискуссии (ориентировки);

2. сбор информации по  обсуждаемой проблеме (ориентировки);

3. упорядочивание, обоснование  и совместная оценка, полученной  информации (оценки);

4. подведение итогов дискуссии  — сопоставление полученных результатов  с целями.

Понятно, что все процедурные  моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность  зависят от темы, целей и контингента  участников (могут быть дискуссии  с «открытым концом»).

Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего  потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют  единственной интерпретации или  единственного решения — почти  всегда возможны альтернативы.

Психологические эффекты  дискуссии:

1. сиюминутный результат  в ходе обсуждения;

2. результат в течение  групповых занятий;

3. отсроченный результат  — лишь спустя более или  менее продолжительный промежуток времени.

Дискуссионные методы применяются  при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим  сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых  направлениях тренингов групповая  дискуссия становится главнейшим, а  иногда и единственным методом групповой работы.

Организация групповой дискуссии на тему:

«Стратегия презентации  социокультурных услуг».

 

Презентация - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации, услуги и т.д. Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.

В данном случае рассматривается  презентация услуг, цель такой презентации ясна: создание знания о новой услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями.

Цель дискуссии: систематизировать и отработать навыки эффективного взаимодействия с аудиторией при проведении презентаций и публичных выступлений.

Результат: участники групповой дискуссии углубят знания и практические навыки, необходимые для подготовки и эффективного проведения презентации. Усовершенствуют навыки планирования презентаций.                      По окончании дискуссии они смогут эффективно использовать средства общения и освоят приемы вовлечения аудитории и удержания ее внимания.

Для достижения результата необходимо рассмотреть ряд вопросов:

1. Подготовка презентации.

Организуя презентацию заранее определяются сроки ее проведения, рассылаются приглашения (не позднее, чем за 4 дня до проведения), составляется программа.12 Презентации лучше всего проводить после обеда в 15-16 часов, с тем, чтобы после нее можно было организовать коктейль или фуршет. Персонал компании выступает в роли "хозяев". На груди у работников должны быть именные карточки с указанием фамилии, имени, отчества и должности. Во время презентаций нагрудные карточки незаменимы. Они помогают гостям сразу выделить хозяев и обратиться к ним в случае необходимости. Подобные карточки помогают общению, так как в этом случае собеседникам не надо усиленно вспоминать имена и отчества друг друга. Хозяева должны радушно встречать прибывающих гостей, представлять их руководителям компании, другим гостям.                            Если запланированные речи организаторов, гостей займут более 30 минут, то необходимо подумать о том, где рассадить гостей. Если помещение не позволяет рассадить всех приглашенных, тогда следует ограничить время выступлений. Обычно открывает презентацию и ведет ее один из руководителей фирмы. Он также представляет других руководителей. Затем, как правило, следует сообщение о деятельности предприятия, его перспективах. Если фирма рассчитывает на то, чтобы приглашенные стали клиентами, скажите им об этом и снабдите всей необходимой информацией. На презентации часто приглашают высокопоставленных гостей, решения которых могут повлиять на бизнес фирмы. Кроме того, их присутствие само по себе способствует формированию солидного имиджа фирмы.                       Для наглядной иллюстрации деятельности компании можно показать небольшой видеофильм. Затем могут быть ответы на вопросы приглашенных. Презентация - это тщательно спланированное действо, в котором есть точки подъема и спада эмоций. Не следует планировать самое важное событие презентации на ее конец. Эксперты считают, что "изюминку" презентации лучше провести, когда пройдет 2/3 времени, отведенного на все мероприятие.


2. Вступительная часть.

 

Многое нужно  понять и сделать в первые минуты вашего выступления: необходимо определить настроение аудитории, интерес к  вашей теме, необходимо также подготовить людей к последующим действиям. Вот почему очень важны первые минуты выступления.

Первое, что  необходимо сделать, это привлечь интерес  публики.

Вот пять возможностей и путей для привлечения и  сохранения внимания публики:

  • Используйте юмор. Бизнес - вещь серьезная, но это не значит, что нельзя включать легкие юмористические вставки и комментарии. Юмор помогает расслабиться, хорошо настроить аудиторию по отношению к себе.
  • Расскажите историю. Большинство людей заинтересованы в разного рода историях и с удовольствием их слушают, так что вы можете без труда найти подходящую историю иллюстрирующую нужный вам факт.
  • Стройте выступление вокруг яркого примера. Психологи говорят, что можно заставить людей помнить важные пункты вашего выступления связывая их с конкретным образом.
  • Задайте вопрос. Задавание вопроса вовлекает публику в ваше выступление.
  • Приведите интересные статистические данные. Люди любят подробности. Если вы предоставите интересную статистику, это поможет разбудить публику.

Именно так  лучше всего начинать свою речь, чтобы изначально захватить внимание публики.13

Кроме того, вступление должно кратко содержать  основную мысль презентации, идентифицировать дополнительные данные, оговорить дальнейшее развитие выступления.

Как только вы установили каркас выступления, завладели  вниманием аудитории, можно приступать к основой части.

 

 

 

3. Основная часть.

 

Помните, что  основная часть должна содержать  не более 3-4 основных мыслей, иначе аудитория  очень плохо воспринимает всю  презентацию. Можно использовать тот  же тип построения основной части  как в письме, отчете, но необходимо стремиться к простоте и избегать сложных, трудно воспринимаемых словесных  конструкций, если вы не хотите тут  же потерять завоеванное во вступлении внимание публики.

Чем дольше презентация, чем больше фактов и  мыслей вы предоставляете, тем сложнее  публика воспринимает. Поэтому, если вы переходите от одной важной мысли к другой, кратко повторяйте основную мысль сказанной части.

Вот некоторые  советы помогающие удержать внимание аудитории:

  • Соотносите объект презентации с нуждами присутствующих. Люди заинтересованы в вещах, касающихся их лично.
  • Используйте простой язык. Люди засыпают быстрее, если оратор говорит формальным языком, полным сложных конструкций и нагромождений. Если презентация включает в себя абстрактные идеи, постарайтесь показать как эта абстракция соотносится с реальной жизнью.
  • Объясните как ваш объект соотносится с уже знакомыми и принятыми идеями.
  • Приводите примеры. Это позволяет зрителям легче понять о чем вы говорите и запомнить.

Можно также  привлекать внимание изменяя тон голоса, используя жесты и мимику.14

 

 

 

 

4. Заключительная часть.

 

Заключительная  часть презентации также важна, и даже может быть важнее, чем  вступление или ее основная часть. На заключение планируется примерно 10% от общей продолжительности презентации. Начинают заключение с сообщения  об этом присутствующим. Это позволит приглашенным приложить последние усилия по удержанию своего внимания. После этого можно кратко повторить основные мысли выступлений. Нескольких предложений достаточно, чтобы напомнить гостям о сказанном и закрепить это в их памяти.

Заканчивают, как правило, заключительную часть  на позитивной ноте. Если с аудиторией достигнуто согласие о чем-либо, этим завершают выступление. Заключительные слова должны быть запоминающимися  и произносятся с энтузиазмом.

По окончании  презентации гостям вручаются рекламные  издания, памятные сувениры. Секретарь  должен заранее рассчитать необходимое  количество информационных материалов, с тем, чтобы хватило на всех приглашенных и вместе с руководителем определить какие сувениры понадобятся для презентации.

 

2.2 Организация  ролевой игры на тему: «Продажа  услуг».

 

Ролевые игры – один из самых ярких и действенных методов бизнес-обучения. Менеджеры разного уровня уже успели оценить их практичность и высокую эффективность.

Ролевая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути ролевые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе ролевой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.

Информация о работе Профотбор и профориентация