Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора
Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45
К методам профессиографирования относятся:
Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:
1) сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах);
2) лонгитюдный метод («срезовый») - многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эффективности труда группы людей, в решении кадровых вопросов и т.д.;
3) комплексный метод, объединяющий различные
междисциплинарные исследования.
Методы сбора эмпирических данных для составления профессиограммы:
1) изучение
документации по данной
2) наблюдение за работой специалистов;
3) опрос специалистов (экспертный метод);
4) изучение
продуктов (результатов)
5) трудовой метод («метод Петра 1») - работа исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания «изнутри»;
6) метод искусственной деавтоматизации - изучение трудовой
деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий;
7) биографический метод, позволяющий исследовать
профессиональный путь работника на основании опроса и изучения документации;
8) метод эксперимента (исследование влияния на трудовой процесс естественных и специально созданных факторов);
9) метод
моделирования трудового
Профессиограмма строится по определенной схеме.
Романова Е.С. и Суворова Г.А. предложили два варианта компактного описания профессий.4
Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:
1) технико-экономическое описание (технология, оборудование,
нормы, оплата труда);
2) организация
и условия труда (социальные
и физические условия,
3) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.;
4) подробное
описание самой трудовой
5) психофизиологическая
характеристика трудовой
Общая схема для разработки комплексной профессиограммы:
1. Как называется профессия и в чем она состоит (ее существенные характеристики).
2. Какова
эффективность (основные
3. Что является предметом труда.
4. Каким способом выполняется работа (каков технологический
процесс).
5. На основании чего выполняется работа (нормативная и
производственная документация).
6. Каковы конкретные оценки труда.
7. Какая необходима квалификация.
8. При помощи каких средств выполняется работа.
9. В каких условиях выполняется работа.
10. Какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс
труда и отдыха).
11. Какова кооперация труда.
12. Какова интенсивность труда.
13. Какова степень опасности и ответственности труда.
14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности).
15. Какова польза для работника (зарплата, признание и т.п.).
16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы.
Профессиограмма включает в себя перечень профессионально важных качеств.
Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно взаимосвязаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, результативностью, надежностью. Профессионально важные качества - это те качества, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
К профессионально
важным качествам относятся
психологические
и профессионально-
К физическим ПВК относятся: рост, физическая сила, выносливость, состояние здоровья и др.
Психологические ПВК подразделяются на три группы:
1) психофизиологические (острота слуха, зрения, эмоциональная
устойчивость, свойства нервной системы, координация движений рук и ног);
2) собственно психологические
(характеристики внимания,
пространственного ориентирования, воображения,
мышления, памяти,
особенности волевой сферы и др.);
3) характерологические (дисциплинированность, ответственность и другие характеристики личности, непосредственно выражающие отношения человека к другим людям и к себе в обществе и т.д.).
Профессионально-
Выделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:
1) абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном уровне;
2) относительные ПВК - определяющие собой возможность достижения субъектом высоких (наднормативных) количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
3) мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих ПВК;
4) анти-ПВК - структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. Это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.
Важным итогом современных исследований ПВК явилось установление того, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует, во-первых, определенной совокупности ПВК. Во-вторых, совокупность ПВК является не механической суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного характера.
Второй этап.
Разработка критериев эффективности деятельности, подбор показателей успешности выполнения профессиональных обязанностей. Критерии необходимы для доказательства правильности выделения ПВК и для оценки их значимости.
Третий этап.
Включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:
прогностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.
Четвертый этап.
Измерение выделенных ПВК у работающих лиц.
Пятый этап.
Предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.
Оценивая профпригодность, в профотборе ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход к максимуму).
Более эффективным
является иной подход, когда стараются
главным образом выявить и
устранить лиц с низкими
При реализации «подхода к минимуму» минимально допустимые показатели тестов могут быть четко определены требованиями профессии. Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкования о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Невысокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предполагают успешное прохождение ими отбора для других специальностей, где требуются иные психологические качества.
Применение тестов с целью прогнозирования профессиональной пригодности может осуществляться только на основе аналитического, синтетического и комплексного подхода.
Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и др.), важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.
Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условии целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями.
1.3 Профессиональная ориентация.
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Итак, профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.
Теорию профориентации
можно определить следующим образом:
это совокупность высказываний, отражающих
в концентрированной форме
Практическая
сторона включает в себя деятельность
государственных и общественных
организаций, предприятий, учреждений,
школы, а также семьи по совершенствованию
процесса профессионального и
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
«Принцип сознательности» в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
«Принцип соответствия» выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.