Профотбор и профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение явлений профотбора и профориентации, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и методологию профотбора и профориентации;
ознакомиться с принципами профотбора и профподбора

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....2
1. Профотбор и профориентация………………………………………….3
1.1 Понятие профессиональной пригодности……………………............3
1.2 Профподбор и профотбор……………………………………………..6
1.3 Профессиональная ориентация……………………………………....14
1.4 Методология профессиональной ориентации……………………….19
2. Презентация социокультурных услуг в прямом контакте. ………….24
2.1 Организация групповой дискуссии на тему:
«Стратегия презентации социокультурных услуг»……………………..24
2.2 Организация ролевой игры на тему: «Продажа услуг»……..............33
Заключение………………………………………………………………....43
Список используемых источников……………………………………......45

Файлы: 1 файл

курсовая_Психодиагностика.docx

— 88.43 Кб (Скачать)

 

К методам  профессиографирования относятся:

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:

1) сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах);

2) лонгитюдный метод («срезовый») - многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эффективности труда группы людей, в решении кадровых вопросов и т.д.;

3) комплексный метод, объединяющий различные

междисциплинарные исследования.

Методы сбора  эмпирических данных для составления профессиограммы:

1) изучение  документации по данной профессии;

2) наблюдение  за работой специалистов;

3) опрос  специалистов (экспертный метод);

4) изучение  продуктов (результатов) деятельности, анализ ошибок;

5) трудовой метод («метод Петра 1») - работа исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания «изнутри»;

6) метод искусственной деавтоматизации - изучение трудовой

деятельности, которую осваивает обучающийся  рабочий;

7) биографический метод, позволяющий исследовать

профессиональный  путь работника на основании опроса и изучения документации;

8) метод эксперимента (исследование влияния на трудовой процесс естественных и специально созданных факторов);

9) метод  моделирования трудового процесса.

Профессиограмма строится по определенной схеме.

Романова Е.С. и Суворова Г.А. предложили два варианта компактного описания профессий.4

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

1) технико-экономическое описание (технология, оборудование,

нормы, оплата труда);

2) организация  и условия труда (социальные  и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);

3) документация  по текучести кадров, по сбоям  в работе и т.п.;

4) подробное  описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);

5) психофизиологическая  характеристика трудовой деятельности.

 

Общая схема  для разработки комплексной профессиограммы:

1. Как  называется профессия и в чем  она состоит (ее существенные характеристики).

2. Какова  эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы.

3. Что  является предметом труда.

4. Каким способом выполняется работа (каков технологический

процесс).

5. На основании чего выполняется работа (нормативная и

производственная  документация).

6. Каковы конкретные оценки труда.

7. Какая необходима квалификация.

8. При  помощи каких средств выполняется работа.

9. В каких условиях выполняется работа.

10. Какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс

труда и  отдыха).

11. Какова кооперация труда.

12. Какова интенсивность труда.

13. Какова степень опасности и ответственности труда.

14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности).

15. Какова польза для работника (зарплата, признание и т.п.).

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы.

 

Профессиограмма включает в себя перечень профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно взаимосвязаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, результативностью, надежностью. Профессионально важные качества - это те качества, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

К профессионально  важным качествам относятся физические,

психологические и профессионально-образовательные  характеристики.

К физическим ПВК относятся: рост, физическая сила, выносливость, состояние здоровья и др.

Психологические ПВК подразделяются на три группы:

1) психофизиологические (острота слуха, зрения, эмоциональная

устойчивость, свойства нервной системы, координация  движений рук и ног);

2) собственно психологические (характеристики внимания, 
пространственного ориентирования, воображения, мышления, памяти, 
особенности волевой сферы и др.);

3) характерологические (дисциплинированность, ответственность и другие характеристики личности, непосредственно выражающие отношения человека к другим людям и к себе в обществе и т.д.).

Профессионально-образовательные  ПВК включают уровень образования  человека, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления определенной профессии.

Выделяют  четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

1)  абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном уровне;

2) относительные  ПВК - определяющие собой возможность достижения субъектом высоких (наднормативных) количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

3) мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих ПВК;

4) анти-ПВК - структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. Это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.

Важным итогом современных исследований ПВК явилось  установление того, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует, во-первых, определенной совокупности ПВК. Во-вторых, совокупность ПВК является не механической суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного характера.

Второй этап.

Разработка  критериев эффективности деятельности, подбор показателей успешности выполнения профессиональных обязанностей. Критерии необходимы для доказательства правильности выделения ПВК и для оценки их значимости.

Третий этап.

Включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

прогностическая ценность методики - характеризует  возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных  исследованиях одного и того же человека;

дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Четвертый этап.

Измерение выделенных ПВК у работающих лиц.

Пятый этап.

Предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Оценивая  профпригодность, в профотборе ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход к максимуму).

Более эффективным  является иной подход, когда стараются  главным образом выявить и  устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму). Выявление лиц  с показателем «ниже среднего»  уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную  психофизиологическую тренировку или  выбор другой профессии.

При реализации «подхода к минимуму» минимально допустимые показатели тестов могут  быть четко определены требованиями профессии. Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкования о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Невысокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предполагают успешное прохождение ими отбора для других специальностей, где требуются  иные психологические качества.

Применение  тестов с целью прогнозирования  профессиональной пригодности может  осуществляться только на основе аналитического, синтетического и комплексного подхода.

Аналитический подход предусматривает изучение и  оценку отдельных психологических  показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и др.), важных для успешности обучения и  деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.

Комплексный подход заключается в объединении  аналитического и синтетического методов  в изучении некоторых психических  процессов как в раздельном их проявлении, так и в условии целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями.

 

1.3 Профессиональная ориентация.

 

Цели и  задачи профориентации успешно реализуются  в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Итак, профориентация - это научно обоснованная система  подготовки молодежи к свободному и  самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности  каждой личности, так и необходимость  полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В  недалеком прошлом в  профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась  практическая работа по ориентации учащихся  преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и  лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

Теорию профориентации можно определить следующим образом:  это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

Практическая  сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию  процесса профессионального и социального  самоопределения в интересах  личности и общества в целом.5

Рассмотрим  основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в  профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые  факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех  случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или  нескольких гипотез. Последние также  составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться  свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих  оценить интересующее явление и  на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы  принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.

           

Принципы профориентационной деятельности.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

«Принцип  сознательности» в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

«Принцип соответствия» выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Информация о работе Профотбор и профориентация