История становления профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.–к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.
Возникла проф-ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента-ции на эти профессии.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 28.62 Кб (Скачать)

 

 История  становления  профориентации 

Начало  профориентации  нередко относят к 1908 г.–к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.

Возникла проф-ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как  и  общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента-ции на эти профессии.

История появления  некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ-ном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испыта-ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии  до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия  правительственного чинов-ника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Другие примеры  дает нам древняя  история  Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана  и  успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора  и обучения гладиаторов.

Данных, подобных приведенным  выше, имеется много,  и  все они указывают на довольно ранний  период  возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой  и  профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики  и  профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в  себя не только отмеченные выше профдиагностику  и  профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию  и  профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации  и  интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения  профориентации .  История  началась намного позже,  в   период  коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е.  в  период  развитого капитализма с его неизбежными спутниками - повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации  и  профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.

Именно в это  время определилась практическая потребность  в привлечении рабочей силы, ее обучении  и  распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями  и  способностями людей.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается  английский ученый Френсис Гальтон.

В январе 1908 года в  г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро  профориентации  молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро  и  принято считатьначалом  профориентации . Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявля-емых к человеку различными профессиями, более летальное по-знание способностей школьников. Бюро вело свою работу в кон-такте с учителями, пользуясь тестами  и анкетами. Опыт деятель-ности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями:

по значимости выбор  профессии можно приравнять к  супружескому выбору;

профессию лучше  выбирать, чем надеяться на удачный  случай;

никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;

молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную”  или случайно подвернувшуюся работу;

выбор профессии  протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности  личности выбирающего, фак-торы успешного выбора и мир профессий.

В США больший  акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много  внимания уделял директор психологической  лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.

По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот  период телефонистка должна была производить  до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.

Первая мировая  война (1914-1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении  профессиональной пригод-ности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое  перевооружение промышленности ведущих  капиталистических государств, развитие принципиально новой техники  в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек-техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством-для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым бы-ла подготовлена почва для развертывания научно-исследовательских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований  и результаты их хранились в тайне. На основании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских  и  офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части  и  т. д.

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации  как практики,  и  вследствие - междисциплинарного научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль и место  профориентации в современном мире

Профессиональная  ориентация — это обобщенное понятие  одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме  заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных  дарований, а также проведения комплекса  специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении  и выборе оптимального вида занятости  с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке  населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г.).

Профессиональная  ориентация — это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального  самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства  человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также  с учетом потребностей общества в  специалистах.

Иными словами, очень  важно, чтобы человек выбирал  профессию:

§  соответствующую его интересам и способностям;

§  приносящую удовлетворение от работы;

§  приносящую пользу обществу.

Правильный выбор  профессии в 2—2,5 раза уменьшает  текучесть кадров, на 10—15 % увеличивает  производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

В настоящее время  подчеркивается, что правильный выбор  профессии и нацеленная на это  профориентация важны не только с  позиции определения жизненных  планов человека, но и с точки  зрения развития общества в целом. Решение  этого жизненно важного вопроса  происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается достаточная  помощь.

В обществе профориентационную работу осуществляют:

§  специальные службы;

§  учебные заведения;

§  профессиональные центры и консультации.

Профессиональное  самоопределение длится в течение  всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в  профессию, позднее меняет порой  саму профессию или специальности  внутри неё, в зависимости от изменений  в мире профессии, от изменений в  самом себе, от отношения к труду.

Профессиональное  развитие человека — это непрерывная  цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать  влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.

Выделяют следующие  типы профессиональной ориентации:

§  образование, получение и обновление знаний;

§  реализация своих физических качеств и практического интеллекта;

§  ориентация на досуговую деятельность;

§  высокие требования к материальным условиям жизни;

§  ориентация на материальную обеспеченность.

Профессиональная  ориентация является одним из средств  повышения адаптивности и конкурентоспособности  граждан. Она определяется направленностью  на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация — одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости.

Обычно структуры  профориентации имеют четко выраженную ориентацию на обеспечение выбора образовательного или профессионального пути. Но более  предпочтителен акцент на образование, ориентирование в сферах профессиональной трудовой деятельности, социального  и личностного развития в рамках единой системы профориентации. Такой  комплексный подход особенно актуален для условий социальной и экономической  нестабильности, когда профессиональную ориентацию нельзя выделить из социального  ориентирования. В то же время, основным элементом профессионального ориентирования является ориентация на профессиональное обучение во всех формах.

Рыночные отношения  формируют новые требования к  работнику. Привычные ценностно-нормативные  стереотипы в сфере занятости  ориентировали на стабильность, неизменность, гарантированность. В современных  условиях одним из главных факторов, определяющих комплекс социально-экономических  условий осуществления трудовой деятельности, становится негарантированная  занятость.

Динамичность сферы  трудовой деятельности определяется рядом  дополнительных факторов:

§  появление новых рыночных профессий, связанных с необходимостью обеспечения специфических процессов и решения специфических задач (менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, налоговые агентства, социальные службы, информационные системы);

§  появление новых специализаций, форм профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий (бухгалтер-аудитор, бухгалтер-оператор ПЭВМ, профконсультант);

§  появление новых видов деятельности, имеющих профессиональный характер, но не предъявляющих жестких требований к уровню профессиональной подготовки (малый бизнес, посредническая и торговая деятельность);

§  институализация различных видов занятости в форме индивидуальной деятельности (услуги, мелкотоварное производство сельско-хозяйственной продукции, товаров народного потребления, торговля и др.).

Таким образом, в  рыночных условиях становится актуальным возрастание потенциала трудовой мобильности, под которой понимается изменение  трудового статуса (переход из состояния  занятости в состояние незанятости, смена профессий и т.д.).

Можно выделить основные особенности современного рынка  труда:

1.        Содержание труда (управление сложными техническими системами, что требует принятия решений в условиях проблемных, а также критических ситуаций);

2.        Характер труда (высокая степень интеллектуальной нагрузки, когда трудовые операции перемещаются на уровень внутренних психических процессов);

       3.        Режим труда (повышенная напряженность, обусловленная ответственностью за успешность трудового процесса, когда значительно возрастает цена ошибок).

Трехфакторная модель работы первых профориентационных бюро.

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого  кабинета профориентации в 1903 году в  Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Такая работа впервые строилась на научной основе.

Информация о работе История становления профориентации