История становления профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.–к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.
Возникла проф-ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента-ции на эти профессии.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 28.62 Кб (Скачать)

Трехфакторная модель профориентации американца Ф. Парсона стала одной из первых теорий профессионального выбора, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в 3-х факторах профориентационной работы:

1.        изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;

2.        изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;

3.        сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.

Данная теория была господствующей вплоть до 50-х годов 20 века, когда  она впервые подверглась серьезной  критике.

В отечественной психологии такой  подход получил разработку у психотехников (специалистов в области психологии труда) в 20—30 годы, когда число желающих получить работу значительно превышало наличие рабочих мест и возник социальный заказ на профотбор наиболее подготовленных людей. В подобных исследованиях индивидуальные способности человека характеризовались исходя из требований профессий, а не из природы индивидуальности.

Итак, данный подход в последствии  стал называться диагностическим, и  был отнесен к разряду директивных  форм проф.ориентации.

Недостатки диагностического подхода:

1.        Данный подход игнорирует тот факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются.

2.        Индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное.

3.        Человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия решения.

Трехфакторная модель Ф. Парсона впервые была оспорена у Д.Е. Сьюпера, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный процесс, зависящий от предшествующего опыта индивида и определяющий его будущее поведение. Процесс профессионального становления, по его мнению, прежде всего, представляет собой развитие, в котором существенное место занимают субъективные факторы. Новый методологический подход основывался не на изучении особенностей профессии, а на изучении особенностей профессионального развития в различных областях деятельности. Важным вкладом явилось выделение стадий развития профессионала на разных возрастных этапах.

К началу 20 века с проблемой выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать  в города в поисках работы, что  было связано с бурным промышленным ростом в ряде стран.

Таким образом, к концу 19—20 вв. сложилась  необходимость в развитии специальных  профориентационных служб, которые обслуживали бы значительное количество людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги. 

«  трехфакторная »  модель   Ф .  Парсонса : изучение требований профессии к человеку — первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов — второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии — третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора.

Само возникновение 
профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета 
  профориентации  в Страсбурге в 1903году  
и  бюро по выбору профессий в 
Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных  служб основывалась на «трехфакторной модели» 
 Ф .  Парсонса ,  когда   у  претендента  на те 
или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили 
их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о 
пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа 
впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения 
характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления 
профессиональной ориентации. Критерий появления профориентации связан с 
ростом  и развитием круп ной 
промышленности. Когда  с этой проблемой 
столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели.

 


Информация о работе История становления профориентации