Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:05, реферат
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.–к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.
Возникла проф-ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента-ции на эти профессии.
Трехфакторная модель профориентации американца Ф. Парсона стала одной из первых теорий профессионального выбора, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в 3-х факторах профориентационной работы:
1. изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;
2. изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;
3. сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.
Данная теория была господствующей
вплоть до 50-х годов 20 века, когда
она впервые подверглась
В отечественной психологии такой подход получил разработку у психотехников (специалистов в области психологии труда) в 20—30 годы, когда число желающих получить работу значительно превышало наличие рабочих мест и возник социальный заказ на профотбор наиболее подготовленных людей. В подобных исследованиях индивидуальные способности человека характеризовались исходя из требований профессий, а не из природы индивидуальности.
Итак, данный подход в последствии
стал называться диагностическим, и
был отнесен к разряду
Недостатки диагностического подхода:
1. Данный подход игнорирует тот факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются.
2. Индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное.
3. Человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия решения.
Трехфакторная модель Ф. Парсона впервые была оспорена у Д.Е. Сьюпера, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный процесс, зависящий от предшествующего опыта индивида и определяющий его будущее поведение. Процесс профессионального становления, по его мнению, прежде всего, представляет собой развитие, в котором существенное место занимают субъективные факторы. Новый методологический подход основывался не на изучении особенностей профессии, а на изучении особенностей профессионального развития в различных областях деятельности. Важным вкладом явилось выделение стадий развития профессионала на разных возрастных этапах.
К началу 20 века с проблемой выбора
профессии столкнулось
Таким образом, к концу 19—20 вв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительное количество людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги.
« трехфакторная » модель Ф
Само возникновение
профессиональной ориентации обычно связывают
с появлением первого кабинета
профориентации в Страсбурге в 1903году
и бюро по выбору профессий в
Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых
профориентационных служб основывалась
на «трехфакторной модели»
Ф . Парсонса , когда у п
или иные профессии выявляли способности
и психологические качества, соотносили
их с требованиями профессий и, уже на
основании этого, выдавали рекомендацию
о
пригодности или не пригодности человека
к данной профессии. Такая работа
впервые строилась на научной основе:
использование самой идеи соотнесения
характеристик человека с профессией
в качестве основного критерия появления
профессиональной ориентации. Критерий
появления профориентации связан с
ростом и развитием круп ной
промышленности. Когда с этой проблемой
столкнулись не только люди ищущие работу,
но и сами работодатели.