Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа
Цель данной работы: изучить профориентационную работу в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить функции и характеристики профориентационной работы школы;
2. Изучить основное содержание профконсультации;
Введение
Трудовая деятельность представляет
собой важнейшую сферу
В современном стремительно
развивающемся и изменяющемся обществе
профессиональное самоопределение
школьников происходит зачастую стихийно.
В то же время обществу требуется
деловой, инициативный, предприимчивый
человек, способный реализовать
себя в профессиональной сфере и
межличностных отношениях. В условиях
всеобщего «отрыва» детей от семьи
именно школа призвана обеспечивать
такие качества и возможности
для профессионального
Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича, А. Г. Здравомыслова, А.Н.Леонтьева.
Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной.
Средняя общеобразовательная
школа занимает особое место в
процессе формирования профориентационного
самоопределения, так как обладает
системными возможностями
Цель данной работы: изучить профориентационную работу в школе.
Задачи исследования:
1. Функции, характеристики и формы профориентации
В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.
Н.С. Пряжников считает, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса[4]. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.
И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [2].
В настоящее время определение профессиональной ориентации выглядит следующим образом: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [5].
Функции профориентации:
Профориентацию можно охарактеризовать как систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.
Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:
а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);
б) способностей и других личностных характеристик человека;
в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества.
Как научно обоснованная система
государственных мероприятий
Основные формы профориентационной работы в школе[5]:
I. Профессиональное просвещение.
Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду (может осуществляться в виде бесед о профессии в школе):
Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения
о содержании труда, условиях материальной
и социальной среды, оплате, режиме
труда и отдыха, формах и сроках
обучения, возможностях должностного
и квалифицированного роста. Особое
внимание уделяется освещению основных
требований, которые предъявляет
данная профессия к состоянию
здоровья человека, личностным качествам,
уровню общеобразовательной и
Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.
Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.
В практике работы учебных
заведений широкое
Чрезмерная пропаганда может
привести к увеличению потока желающих
работать в данной области деятельности.
Основными побудителями в этом случае
могут стать мотивы престижности,
внешней привлекательности
Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии [3]:
II. Профессиональная консультация.
Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.
Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.
III. Профессиональный подбор и профессиональный отбор:
Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
2. Процедура проведения профконсультационной работы в школе
Функции и основное содержание профконсультации
Профессиональная консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы.
Под профконсультацией понимается
система психолого-
Основная цель профконсультации – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда.
Выделяют три основные функции профконсультации:
Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности:
Прогнозная функция
Условия проведения профконсультационной работы
Решение профконсультационной
задачи должно свестись в итоге к
рекомендации школьнику сферы
Можно выделить четыре группы оперативных требований, которые предполагают акцентирование внимания на тех процедурных моментах, которые необходимы в данной конкретной ситуации[1]: