Профориентация - основная функция школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить профориентационную работу в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить функции и характеристики профориентационной работы школы;
2. Изучить основное содержание профконсультации;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.34 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На сегодняшний  день на рынке труда сложилась  следующая ситуация, предприятия  трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются  невостребованными на рынке труда.

В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное самоопределение  школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу требуется  деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать  себя в профессиональной сфере и  межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва» детей от семьи  именно школа призвана обеспечивать такие качества и возможности  для профессионального самоопределения подрастающего поколения[1]. Поэтому в целевую функцию школы включена профориентационная работа.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены  работы Л. И. Божовича, А. Г. Здравомыслова, А.Н.Леонтьева.

Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях  Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной.

Средняя общеобразовательная  школа занимает особое место в  процессе формирования профориентационного  самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного  самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной  школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин и Н.С. Пряжников.

Цель данной работы: изучить профориентационную работу в школе.

Задачи исследования:

    1. Изучить функции и характеристики профориентационной работы школы;
    2. Изучить основное содержание профконсультации;
    3. Выявить условия и основные этапы проведения профессионального консультирования в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции, характеристики и формы профориентации

 

В социально-экономической  и психологической литературе нет  однозначного определения профориентации.

Н.С. Пряжников считает, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса[4]. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [2].

В настоящее время определение профессиональной ориентации выглядит следующим образом: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [5].

Функции профориентации:

    • социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
    • экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
    • психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;
    • медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

Профориентацию можно  охарактеризовать как систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она  использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

Учёт условий, позволяющих  обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

а) потребностно-мотивационной  сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и  т. д.);

б) способностей и других личностных характеристик человека;

в) потребностей производства в специалистах определённого профиля  на каждом этапе исторического развития общества.

Как научно обоснованная система  государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных  по своему содержанию и целям форм.

Основные формы профориентационной работы в школе[5]:

I. Профессиональное просвещение.

Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение  условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду (может осуществляться в виде бесед о профессии в школе):

    1. профессиональная информация:

Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.

Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет  данная профессия к состоянию  здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

    1. профессиональная пропаганда:

Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.

В практике работы учебных  заведений широкое распространение  получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может  привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Для повышения эффективности  профессионального просвещения  требуется соблюдать следующие  принципы описания профессии [3]:

    • Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.
    • Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
    • Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
    • Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.
    • Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строиться по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

II. Профессиональная консультация.

Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие  сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.

III. Профессиональный подбор и профессиональный отбор:

Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

2. Процедура проведения профконсультационной работы в школе

 

Функции и основное содержание профконсультации

 

Профессиональная консультация является одним из структурных элементов  профориентационной работы.

Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического  изучения личности школьника в целях  оказания ему помощи в профессиональном самоопределении [5].

Основная цель профконсультации – исследование психологических  и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных  условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на большие сферы  человеческого труда.

Выделяют  три основные функции профконсультации:

    1. информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях;
    2. диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессиональной консультации: медицинскую и психологическую. Медицинская консультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает освидетельствование всех систем организма, а также уровня функционирования анализаторов. Психологическая диагностика основной акцент делает на исследование уровня выраженности психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
    • мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость;
    • способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.);
    • уровень подготовленности. Оценке подвергаются знания субъекта по конкретным областям науки, специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач;
    • особенности самооценки и формирование профессиональных планов;
    1. прогнозная функция профконсультации является объединением первых двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе изучения его личности.

Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности:

    • успешности трудовой деятельности;
    • удовлетворенности человека своим трудом;
    • психофизиологических затрат человека при овладении данной профессией или достижении успехов в ней.

Прогнозная функция предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и способах преодоления личных недостатков  и дальнейшего развития профессионально  важных качеств.

 

 

 

Условия проведения профконсультационной работы

 

Решение профконсультационной задачи должно свестись в итоге к  рекомендации школьнику сферы профессиональной деятельности и типа учебного заведения, которые соответствуют его интересам  и способностям. При этом прогнозная оценка должна соотноситься с тремя  характеристиками деятельности ученика  как будущего труженика: успешностью  деятельности; удовлетворенностью своим  трудом; психофизиологической ценой  затрат на овладение профессией.

Можно выделить четыре группы оперативных требований, которые предполагают акцентирование внимания на тех процедурных моментах, которые необходимы в данной конкретной ситуации[1]:

    • коммуникативные требования. Установление контакта с испытуемым является важным моментом проведения профконсультационной работы. Степень легкости установления контакта может зависеть от отношения школьника к процедуре профконсультации;
    • психодиагностические требования. Предполагается использование тех психодиагностических процедур, которые необходимы в данной конкретной ситуации.Учет психодиагностических оперативных требований предполагает наличие стандартных наборов методик, как для определения каких-то общих характеристик личности, так и для определения характеристик, специфических для каждой сферы профессиональной деятельности.
    • конструктивно-педагогические требования. Предполагается планирование стратегии и тактики педагогических воздействий зависимости от характера ситуации: или просто проинформировать о путях реализации профессиональных планов, или консультант должен внести более или менее существенные коррективы в профессиональный план, или создать профессиональный план у оптанта.
    • воздейственно-педагогические требования. Предполагается реализация тех способов педагогического воздействия, которые были спланированы профконсультантом.

Информация о работе Профориентация - основная функция школы