Профориентация - основная функция школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить профориентационную работу в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить функции и характеристики профориентационной работы школы;
2. Изучить основное содержание профконсультации;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.34 Кб (Скачать)

Стабильные  условия – проведение профконсультации на основе теоретических принципов психологической науки, соблюдения юридических и этических норм.

Оперативные условия – наличие сведений о школьнике в каждом конкретном случае. К ним относятся:

    • сведения о факторах выбора профессии в отношении данного оптанта;
    • сведения о рассогласовании в факторах выбора;
    • сведения об объективных возможностях реализации профессиональных планов.

 

Основные этапы  проведения процедуры профконсультации

 

1) Установление  контакта со школьниками.

Вхождение в контакт со школьником начинается со знакомства с ним и освещение круга проблем, по которым пойдет беседа. Необходимо объяснить цели и задачи исследования, гарантировать его конфиденциальный и анонимный характер.

2) Проведение  психодиагностического обследования.

Этот этап помогает получить объективную информацию о школьнике, особенностях его познавательной и  мотивационной сфер. Данное обследование благоприятно влияет на самого испытуемого  в плане укрепления доверия к  профконсультанту[2].

При проведении психодиагностического  обследования используются традиционные методы психологии, среди которых  основная роль принадлежит тестовым методикам. Данные тестов рекомендуется дополнять результатами наблюдения за поведением испытуемого, которые дают дополнительную информацию об особенностях его личности. В качестве наблюдаемых параметров можно фиксировать следующие: внешний вид, прическа, мимика, пантомимика, речевое поведение, поведение в психодиагностическом обследовании.

Еще один метод обследования личности – биодрамальный метод, благодаря которому получают и интерпретацию  сведений развития личности в течение  жизни. Для получения данных применяется  автобиография.

Применяется метод управляемой  фантазии. Он заключается во вживании испытуемого в определенный образ  и в создании у него соответствующего эмоционального состояния.

Широкое применение получили имитационные игры, которые позволяют  повысить уровень осознанности, самостоятельности  и обоснованности в принятии решения  о выборе профессии.

Сбор независимых характеристик  оптанта осуществляется с помощью ряда анкет для родителей, для классного руководителя и для школьного врача. Одним из важных и обязательных элементов диагностической части является профконсультационная беседа, в которой предполагается сообщение о разновидностях профессий, путях и реализации профессиональных планов, определения особенностей поведения и личности школьника, уточнение результатов психодиагностического исследования и вносятся коррекции в планы школьников.

К психодиагностическому  обследованию не допускаются:

    1. лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    2. лица, находящиеся в предстрессовом или послестрессовом состоянии;
    3. больные люди или люди, жалующиеся на недомогание;
    4. лица, пришедшие на консультацию после тяжелой работы или чувствующие себя усталыми;
    5. испытуемые, обязательно относящиеся к психодиагностическому обследованию.

3) Выработка конкретных рекомендаций.

Основные элементы этого  этапа:

    • установление соответствия личного профессионального плана (ЛПП) особенностям школьника;
    • конкретизация, переделка или создание нового плана в случае расхождения ЛПП и психологических характеристик человека;
    • выработка запасных вариантов и путей реализации намеченных профессиональных планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

“Подготовка подрастающего  поколения к созидательному труду  на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности” [1].

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Целями профориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке  сознательного отношения к труду.

Основными задачами являются: формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

К направлениям профориентационной работы относятся: профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. Профессиональная консультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста. Профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности. Профессиональное воспитании, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Основными формами профориентационной работы являются: диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976 -196 стр.;
  2. Стр5.1Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.
  3. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.
  4. Стр.5)Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н.С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. №4. С. 12-13.
  5. Стр.5.2Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.

Информация о работе Профориентация - основная функция школы