Организация профориентации в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:04, доклад

Краткое описание

Происходящее в настоящее время в Великобритании реформирование системы профориентации вызвано изменениями социально-экономического характера и модернизацией рынка труда. Профессии быстро устаревают, требования к квалификации работника неуклонно растут.
Постоянный поиск новых подходов в теории и практике проведения профориентационной работы свидетельствует о динамичности ее развития и дальнейшего совершенствования.

Файлы: 1 файл

Организация профориентации в Великобритании.docx

— 26.61 Кб (Скачать)

Организация профориентации в Великобритании

 
Гриншпун С. С. 
 
Происходящее в настоящее время в Великобритании реформирование системы профориентации вызвано изменениями социально-экономического характера и модернизацией рынка труда. Профессии быстро устаревают, требования к квалификации работника неуклонно растут. В такой ситуации человеку необходимо постоянно профессионально расти, совершенствовать имеющиеся у него умения и навыки и осваивать новые. В связи с этим происходит переосмысление деятельности служб профориентации. Задача сегодняшнего дня - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В Великобритании накоплен многолетний опыт рационального использования трудовых ресурсов, который может представить интерес для российских специалистов в области профориентации. 
 В начале прошлого столетия экономические потери, связанные с неудовлетворительным формированием и трудоустройством работников в стране, были значительными и вызывали постоянную социальную напряженность, особенно среди молодежи, так как она в первую очередь страдала от безработицы и нищеты. В этой связи в 1909 г. правительство предприняло меры для организации специальных бюро по трудоустройству подростков в рамках государственных бирж труда. 
Одновременно с этим по инициативе Министерства образования при биржах труда создавались службы профориентации для общеобразовательных школ. В результате возникла некая двойственность функций в системе профориентации. Школьные службы оказывали услуги учащимся до 16-летнего возраста, а бюро по трудоустройству молодежи при биржах труда помогали в выборе профессии только начиная с 19 лет. В этой связи большинство администраторов школы взяли на себя организацию "переходных" профориентационных услуг в период после окончания школы до реального трудоустройства выпускника. 
 
   Двойственность системы профориентации в стране сохранялась довольно долго. Лишь в 60-е гг. прошлого столетия правительство приняло решение упорядочить эту работу. Была сделана попытка объединить школьную службу профориентации с системой обеспечения занятости для взрослых. Однако большинство педагогов и специалистов в области профориентации высказались против этого. В результате в 1973 г. вышел специальный закон о службах профориентации для учащихся. В нем указывалось, что профориентационная работа должна проводиться не только в каждой школе, но и в колледжах и вузах. Таким образом, она стала "сопровождать" учащихся на всех этапах обучения. 
    Основную работу по профориентации в школе и других учебных заведениях выполняли профсоветники. Следует отметить, что в их работе преобладал диагностический подход. Они использовали тесты способностей, вопросники выявления интересов, личностные тесты. Результаты тестирования служили диагностическим материалом для рекомендации учащимся той или иной профессии. Диагностический подход исключал активность самого учащегося. По результатам обследования профсоветники часто давали поверхностные рекомендации. Это объяснялось тем, что результаты тестовых испытаний были трудно сопоставимы с психофизическими характеристиками избираемых профессий. Общее толкование рекомендаций не устраивало ни учащихся, ни советников. 
    В 70-е гг. сформировался новый концептуальный подход, который рассматривал профориентационные услуги как развивающий процесс. Больше внимания стало уделяться собственной деятельности учащихся в профессиональном развитии на всех этапах школьного обучения. С этой целью в учебный процесс были введены так называемые переходные программы с комбинированными вариантами профориентационных мероприятий и профподготовки. Школьникам предоставлялась возможность попробовать свои силы в нескольких профессиях. Программы подготовки разрабатывались без строгой ориентации на приобретение умений по конкретной специальности. Такое поверхностное знакомство с профессиями не позволяло успешно трудиться по ним тем учащимся, которые планировали поступить на работу после окончания школы. 
После пересмотра основных концептуальных позиций в области профориентации акцент был перенесен на учебную ориентацию, т.е. на выбор продолжения образования для будущей карьеры. Ориентирование в сфере профессиональной трудовой подготовки рассматривалось как одно из направлений общеобразовательной программы. В учебную программу были включены курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению их кругозора о мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. Другими словами, ориентирование на образование и трудовую деятельность строго не разграничивалось, поэтому трактовка профессиональной ориентации рассматривалась довольно широко и предполагала значительный набор видов деятельности, который поможет молодому человеку принять осознанное решение о выборе профессии. Считалось также, что общее развитие поможет выпускнику сделать "переходные шаги" после окончания школы, которые определят его дальнейшее продвижение в сфере образования и труда. 
Функции профсоветников заключались в следующем: 
- организация занятий по профессиональному просвещению учащихся и проведение ознакомительных экскурсий; 
 - выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся; 
- развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий; 
 
- оказание содействия в трудоустройстве учащихся или участии их в какой-либо программе предварительной профессиональной подготовки; 
- проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных плановучащихся; 
 - выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка; 
 - оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии. 
 Перечисленные виды услуг указывают на то, что британские профсоветники уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. Особенностью их работы является проведение диалоговых консультаций, стремление встроить профориентационные занятия в учебное расписание, использование психологических тренингов. Особо следует отметить совмещение профориентационных услуг и помощь по трудоустройству. Эта особенность британской системы профориентации отличает ее от аналогичных служб в других странах (например, в США и во Франции службы занятости отделены от служб по профориентации). 
 
Британская система профориентации во многом зависит от местных органов образования. Ее финансирование определяется на местах: чем выше бюджет школы, тем большее количество профсоветников она может принять в штат. Обучение в школе длится 12 лет, и на каждом возрастном этапе должны работать профсоветники. Дифференциация учащихся в процессе обучения в различных типах школ предполагает разную образовательную ориентацию, которую профсоветник помогает выбрать школьнику. 
 
Средняя школа имеет несколько профилей обучения: грамматический, современный, технический, объединенный. Эти учебные заведения сильно отличаются друг от друга по учебным планам, квалификации преподавателей, учебному оборудованию, а также по тем возможностям социального и профессионального продвижения, которые они предоставляют. Например, окончание грамматической школы в наибольшей степени открывает возможность поступления в университет. 
 
После окончания начальной ступени наступает важное событие, когда ребенку в 11 лет необходимо принять решение о выборе типа школы для дальнейшего обучения. В этот ответственный период профсоветники оказывают помощь учащемуся и его семье. С этой целью в учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, которые фокусируются на личности ученика. В процессе индивидуальных и групповых бесед советники обсуждают с учащимися их учебные достижения, интересы и способности, увлечения во внеклассной работе, планы дальнейшей учебы. Педагоги предоставляют информацию о преобладающей склонности учащихся к той или иной области знаний. Советники обсуждают планы школьников и с их родителями. В итоге такой психолого-педагогической работы школьник принимает решение о выборе типа школы. 
     В средней школе, кроме личностного развития учащихся, все большее значение придается приобретению ими практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения. С этой целью в учебный процесс вводятся различные имитационные программы, а также трудовая практика. Например, имитационное моделирование различных трудовых 
операций осуществляется с помощью ролевых игр. Они разработаны с учетом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью. 
 
Особо следует отметить практику создания в английских школах мини-предприятий. Полезность такого рода начинаний одобрило правительство, и начиная с 1986 г., была поставлена задача организовать хотя бы одно мини-предприятие при каждой школе. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг; проводят маркетинг; осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях. 
    Практика профориентационной работы опирается на теоретические исследования британских ученых в данной области. Так, одна из известных концепций разработана Г. Еганом и изложена в его книге "Опытный помощник", которая широко используется в качестве учебника по подготовке специалистов по профориентации. Автор выделяет три стадии профконсультационного процесса: 1) выявление и определение проблемы; 2) выработка цели и планирование действий; 3) помощь клиенту в разработке и выборе стратегии действий. 
 
Другая научная концепция принадлежит К. Роджеру. Он является сторонником личностного развития учащихся и учета их индивидуальных качеств при проведении профориентационной работы. В концепции подчеркивается важность собственного опыта личности в трудовой деятельности, ее самооценка и направленность интересов. Конечной целью профориентационной работы, по мнению автора, должно стать создание широкой вариативной среды, позволяющей ученику самостоятельно сделать наилучший для него выбор профессии. 
 
Д. Баретт и Д. Вильямс в своих теоретических разработках подчеркивают важность определения психологических особенностей личности, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Их книга "Проверьте свои возможности" выдержала 15 переизданий. Авторы утверждают, что большинство людей выбирают профессию случайно и зачастую не могут полностью реализовать свой личностно-деловой потенциал. В этой связи они советуют "организовать свой выбор профессии" и подробно объясняют, как это можно осуществить. 
 
Все указанные теоретические подходы активно используются в современной профориентационной практике и при подготовке профсоветников. В настоящее время единственно признанной квалификацией специалиста в области профориентации является диплом профсоветника. Он выдается лицам, окончившим университет и имеющим определенный практический опыт в области профориентации. Диплом предоставляет возможность работать как со школьниками, так и со взрослыми. Существенное внимание во время подготовки уделяется процессу консультирования. Содержание консультационных встреч сильно варьируется в зависимости от потребностей клиента. Консультант может ограничиться предложением справочной информации, если клиенту нужно что-то уточнить. В других случаях требуется более длительная и глубокая работа, сопровождающаяся обследованием клиента, т.е. выявлением его преобладающих интересов, склонностей, способностей, социальных установок. Такое профконсультирование может длиться несколько дней и включать выполнение письменных заданий и тестовых испытаний. Следует отметить, что индивидуальным консультациям всегда отдавалось предпочтение. Однако в последнее время растет внимание к групповым методам работы, особенно со взрослыми. Например, групповая работа по профинформации или обучению методам поиска работы, написанию краткого резюме о себе для работодателей более эффективна с точки зрения временных затрат и предоставляет возможность клиентам обмениваться информацией, помогать друг другу. Для большинства взрослых, как показывают исследования британских специалистов, характерна тенденция поиска возможностей образования, профподготовки и занятости в районах, близких к их месту жительства. Эти факты свидетельствуют о том, что профсоветники должны владеть информацией, отражающей прежде всего потребности в рабочих местах конкретного региона. Особенности работы профсоветников в школах, колледжах, университетах и агентствах по трудоустройству требуют разносторонней подготовки. Содержание программы для таких специалистов обычно включает следующие направления: 
 - общие основы психологии, социологии, экономики, характеристику системыобразования; 
 - теорию информации, психологию консультирования, теоретические концепции профориентации; 
 - методы диагностики личностных особенностей, методику проведения индивидуальных и групповых консультаций, методы обработки экспериментальных данных; 
 - практические занятия: проведение индивидуальных и групповых консультаций под руководством наставника, работу в агентствах по трудоустройству, проведение ролевых игр и тренингов, работу с различными документами. 
 Содержание подготовки советников варьируется в зависимости от будущего места работы. В одних случаях могут доминировать теоретические аспекты, если предполагается работа в исследовательских центрах, в других - больший акцент делается на развитие практических навыков консультирования и трудоустройства, если советник будет работать в учебных заведениях или агентствах по трудоустройству молодежи и взрослых. Однако большинство специалистов считают, что в подготовке советников теоретические и практические занятия должны быть сбалансированы. Слишком большой акцент на практику работы приводит лишь к формальному ее выполнению, а преобладание теоретического аспекта может вызвать растерянность при столкновении с реальной действительностью. 
 Период практики после завершения образования длится один год. За это время каждый специалист проводит в среднем 200 профориентационных интервью, из них 20 - под наблюдением опытных инструкторов. Затем следует анализ и обсуждение каждого интервью, предлагаются рекомендации по улучшению приемов консультирования. Британские специалисты считают, что хорошая подготовка профсоветников значительно повысит качество предлагаемых ими профориентационных услуг, а также сформирует у них потребность в профессиональном самосовершенствовании. С этой целью в стране функционируют региональные курсы повышения квалификации. Они предоставляют возможность всем практикующим специалистам освоить новые знания и методы работы. 
    В своей деятельности профсоветники стремятся быть независимыми от органов образования и предпринимателей, иначе они могут потерять доверие своих клиентов. В первом случае их могут критиковать за то, что они выполняют социальный заказ по ориентации школьников на какую-либо сферу профессиональной деятельности, а во втором - за то, что они содействуют интересам предпринимателей в отборе лучших кандидатов. Для того, чтобы служба профориентации приобрела черты "нейтральности", британские специалисты полагают необходимым: 
 
- внедрение в учебный процесс профориентационных программ, способствующих профессиональному развитию учащихся и принятию ими осознанных решений при выборе профессии; 
 
- активное использование методических материалов в виде ролевых и деловых игр и тренингов; 
 
- значительное увеличение использования групповых методов работы; 
 
- оказание поддержки неформальным организациям в профориентационной работе ( средствам массовой информации); 
 
- внедрение в практику работы по профессиональной информации компьютерных баз данных; 
 
- совершенствование подготовки профсоветников, которые выполняют посреднические функции и помогают клиентам приобретать необходимые знания и умения для самостоятельного построения своей профессиональной карьеры. 
 
    Все перечисленное в целом формирует основные тенденции дальнейшего развития системы профориентации в Великобритании. 
 
    Подводя итоги, подчеркнем, что система профориентации в Британии развивается интенсивно и в соответствии с социально-экономическими запросами страны. Ориентация в выборе образования и профессионального пути рассматривается как единый и непрерывный процесс. Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода пребывания ребенка в школе, а также в "переходный" период (от окончания школы до поступления в вуз или на работу) и далее сопровождает трудовой путь взрослого человека. 
     Активизация позиции личности в выборе профессионального пути предполагает практическую деятельность по развитию профессионально важных качеств. Это требует серьезного методического обеспечения в виде различных программ, позволяющих удовлетворить разнообразные запросы личности по данному вопросу. Совершенствование методического обеспечения заключается, прежде всего, в создании компьютерных и аудиовизуальных систем профессиональной информации, разработке методов работы со средствами массовой информации, выпуске специальной печатной продукции, привлечении предпринимателей для обеспечения стабильной занятости молодежи. 
    В заключение следует отметить, что проблеме профориентации молодежи в Великобритании придается большое значение. Постоянный поиск новых подходов в теории и практике проведения профориентационной работы свидетельствует о динамичности ее развития и дальнейшего совершенствования. 
  
Источник: Педагогика. – 2005. - № 7.- С. 100-105

 


Информация о работе Организация профориентации в Великобритании