Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ
2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ....................
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста................
1.2. Теории профориентации................
1.2.1. История становления профориентации………………………………………
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе…………….
1.1.3.Профессиональное
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков.................
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ
ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ.....................
2.1. Подготовка и проведение исследования..................
2.2.Методический блок ……………………………………………………………..
2.3. Обработка и анализ результатов исследования……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
РЕКОМЕНДАЦИИ..................
ЛИТЕРАТУРА....................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
Введение
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при выборе профессиональной деятельности не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность профессиональной деятельности, формирование устойчивой профессиональной направленности. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей процесса, создание и внедрение технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства специалистов.
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
В 1995 году вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Постановление Президента РФ «О плане действий по улучшению положения детей в России», Принята Федеральная целевая программа «Дети России».
Подготовить выпускников городских и сельских школ к жизни в трансформирующемся обществе, помочь им принять верные решения по поводу своего будущего, не ошибиться в самооценке и в анализе ситуации, правильно сориентировать подростков в мире профессий и социуме в целом, - этот ответственный и сложный труд общество возлагает на педагогов и психологов образовательных учреждений. Процессы личностного устройства, механизмов профессионального и жизненного самоопределения подростков не остаются в стороне от серьезного научно-педагогического анализа. В отечественной психолого-педагогической практике формирование профессионального самоопределения учащихся образовательных учреждений рассматривается в контексте идей И.В. Дубровиной, В.А. Кальней, С.Н. Чистяковой как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров в жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением подростками, социального опыта. Сформированное профессиональное самоопределение является необходимым условием и средством их социальной защиты.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза” [ 6;4].
Практическая значимость работы определяется тем, что на основании теоретического и эмпирического исследования проблемы профориентации старшеклассников были выявлены возникшие у подростков в процессе профессионального самоопределения проблемы, полученные данные о влиянии профессиональной склонности подростков сельских и городских школ на выбор профессии. Это позволило разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников, в зависимости от профессиональных склонностей. Представленные данные и рекомендации могут способствовать улучшению профессионального самоопределения старшеклассников.
Методологической основой иссле
Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера.
Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников
Теоретическую основу исследования составляли идеи самоопределения личности И. В. Дубровиной, А. Л. Журавлёва, Е. А, А. В. Петровского, А. С. Чернышёва, теоретические положения раскрывающие сущность профориентации У.А.Климова, Е.Ю.Пряжниковой, Н.С Пряжникова, С. Н. Чистяковой, а также труды зарубежных психологов Э. Берна, А. Маслоу, Э. Фромма, Э. Эриксона.
Цель работы: Выявить влияние профессиональных склонностей городских и сельских подростков на выбор профессии.
Объект исследования: проблема выбора профессии у старших школьников.
Происходящие в России изменения социального, экономического и нравственно-этического характера, вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени может содействовать профессиональная ориентация, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только
потребностям общества, но и ее возможностям и запросам.
Профессиональное самоопределение выступает все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Личность, входя в рынок труда, сталкивается с конкурентной борьбой за место труда. Эта борьба становится все более непримиримой по мере роста безработицы, сопровождающей реформирование отечественной экономики. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является отсутствие у него профессионального и, в значительной степени – социального опыта.
Предмет исследования: профессиональные склонности старшеклассников, как фактор выбора профессии.
Несмотря на то что, разрушение профессиональное просвещение школьников привило к сближению условий в городских и сельских школах - подросткам ближе те профессии, с деятельностью которых они сталкиваются в своей местности, этим и опосредованы не значительные различия у старших школьников.
Гипотеза исследования: вхождение в общую систему среднего образования опосредует сходность профессиональных склонностей у подростков вне зависимости от места жительства (села, города);
При этом,
уровень информированности о
профессиональных аспектах
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Теоретически проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения.
2. Разработать
программу эмпирического исслед
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению ценностных ориентаций на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Обобщить и
подсчитать результаты
5. Разработать
психолого-педагогические
Исследуемой выборкой
явились учащиеся старших классов
средних общеобразовательных уч
Методы исследования. В работе использованы следующие методы:
Апробация результатов. Основные выводы и положения выпускной квалификационной работы были представлены на педагогическом заседании (апрель 2011 года) социально-психологическом отделе МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска». Так же результаты легли в основу исследовательской работы (проект «Шаг в будущее») на городской целевой воспитательной программе «Перспектива» для старшеклассников школ города Курска. На основании выводов и рекомендаций были внесены дополнения и изменения в план работы деятельности педагогов психологов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложений, включает в себя (…)страниц, таблиц, рисунков.
Во введении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза эмпирическое исследования.
Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Она посвящена проблеме теоретического исследования профессиональной направленности личности.
Во второй главе исследовалась влияние профессиональной склонности подростков сельских и городских школ на выбор профессии. Здесь же речь идет об организации эмпирического исследования, представляются выбранные методики, ход исследования и его результаты. В конце главы сделаны выводы, полученные на основании результатов исследования.
В заключении представлены обобщённые результаты по исследуемой проблеме.
На основании полученных выводов представлены рекомендации по оптимизации профориентационной деятельности среди подростков.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ.
1.1. Психолого-педагогические
особенности подросткового
В подростковом
возрасте каждый стоит перед выбором
профессии. Каждый пятый подросток
расскажет о своих