Профориентация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

!ДИПЛОМ))) итог .doc

— 2.71 Мб (Скачать)

3. Подростки испытывают  трудности в профессиональном самоопределении, связанные с недостаточным знанием мира профессий, неуверенности в себе, иногда ориентируются на мнение родителей, а не на своё собственное.

 Старшеклассникам  сложно выделить поэтапно свою  дальнейшую перспективу на пути  к реализации профессионального  выбора. Эти трудности связаны с недостаточной и противоречивой информацией. Несмотря на это они неплохо ориентируются в сложившейся социально-экономической ситуацией в стране и надеются на лучшее.

4.Результаты проведённого исследования говорят о том, что выбор профессии старшеклассниками определяется под влиянием различных факторов: интересами, склонностями, способностями учащегося; позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка; популярностью профессии для старшеклассника;  социальной значимостью данной профессии в жизни общества;  экономическими перспективами трудовой деятельности.  Однако, смысл выбираемой профессии часто находится не в трудовой деятельности, а в тех благах, которые возможно за неё получить (престиж, популярность, зарплата и т.п.). Так как, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, это  ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.

5. Как показывают результаты исследования, доминирующими ценностями старшеклассников в формировании жизненной стратегии являются:

у городских  и сельских – «наличие верных друзей»;  «активная деятельная жизнь»; «здоровье»; «любовь»;  «счастливая семья»;  «материально - обеспеченная жизнь»; 

у подростков, занимающихся в студиях - «творчество»; «уверенность в себе»;  «активная деятельная жизнь»;  «интересная работа»;   «любовь»; «наличие верных друзей».

Обратим внимание, что интересная работа является высокозначимой  (1 - 3 места) для детей имеющих дополнительное образование, а для подростков, не имеющих дополнительного образования второстепенное на (6 - 7 местах). Девушки более серьёзно и активно подходят к вопросам о будущей профессии.

6. Анализ имеющихся данных  показал, что имеется связь между гендерными особенностями и профессиональными склонностями юношей  и девушек.  Несмотря на то, что  подростки обоих полов склонны к профессиям, имеющим социальную направленность, у юношей имеется дополнительно склонность к профессиям технической направленности, а у девушек - к творческой

7. У сельских и городских школьников не посещающих кружки, секции и т.п. понятие «творчество» несколько размыто, оно не является значимым как создание чего-то нового, нестереотипного. Для них понятие «творчество» имеет ярко выраженный художественный оттенок. 

Таким образом, на основании вышеизложенного цель исследования достигнута, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Таким образом, на основе проведённой нами работы  мы составили рекомендации для оптимизации процесса профориентации подростков.

Составляя рекомендации мы опирались на результаты проведения исследования и статью «Профориентация реалии» М.Пряжникова.

Для улучшения процесса профориентации подростков необходимо оказывать помощь, которая может быть представлена как психолого-педагогическая программа включающая в себя систему просветительских, развивающих, диагностических средств, учитывающих цели и задачи профориентации старшеклассников, социально-экономическую ситуацию в современном обществе.

Процессе нашей  работы мы выявили что, подростки имеющие хороший потенциал и ярко выраженные профессиональные склонности (вне зависимости от места жительства) из-за недостаточной информации и отсутствия профориентационной помощи не могут подойти осознано к процессу реализации своих возможностей. Подростки имеющие дополнительное образование в этом вопросе более ориентированы, так как на базе подобных учреждения косвенно ведётся профориентационная работа.

 По этому  поддержка и помощь педагогов, психологов учащимся в этот сложный период самоопределения просто необходима. Полноценная система профориентационной помощи должна включать следующие социальные институты: школу, различные психологические центры, клубы и дома творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации, местные органы власти и т.д. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги. [4;11].

Школьная профориентация переживает у нас сейчас далеко не лучшие времена. Правда, в ряде школ администрация и педагоги прекрасно понимают, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. Заметим, что в «Законе Российской Федерации об образовании» (1992), в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии  не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда  он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться  в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). 
     Работа со школьниками должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»... 

Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять  друг друга. Здесь уже в психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

М.Пряжников  предлагает включать следующие направления профориентационной работы со старшеклассниками:

профинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда); диагностику (в идеале — помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками); оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм — это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства); помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив. [ 4; 17-18].

Надо помочь школьнику относиться к профориентации серьезно, а именно — включить некоторые занятия по профориентации в расписание — в этот важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и администрации школы.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. Е.А. Климов. – Москва: «Флинта». 1990.

2. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО». 2001.

3. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

4. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства :Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение» 2000.

6.  “Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов”; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988-223 стр.

  1. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985-112 стр. - (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006.
  3. Климов Е.А. Профориентация. М.: Просвещение, 1997.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : Изд-во НПО «Модек», 2002.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже.- М.: «ВАКО»,2006.
  7. Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996.
  8. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.
  9. Резапкин Г.В. Я и моя профессия : программа профессионального самооределения для подростков.- М.,2000.
  10. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г., Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. – Саратов.2006.
  11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ авт.- сост. Т.А. Шишковец.- 2-е изд.; перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.
  12. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: - Педагогика, 1983.
  13. Климов Е.А. Профориентация в школе. М.: Просвещение, 1997.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2001.
  15. Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.
  16. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.
  17. Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988.
  18. Мартынова С.С.“Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 стр.;
  19. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.
  20. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.
  21. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с.
  22. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.
  23. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с.
  24. http://www.glossaru.ru
  25. http://wiki.ru
  26. http://portal.ru
  27. http://festival.1 september.ru/articles/412720/

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика «Диференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать  за животными. или

1б. Обслуживать  машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать  больным. или

2б. Составлять  таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить  за качеством книжных иллюстраций,  плакатов, художественных открыток, грампластинок. или 

3б. Следить  за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать  материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать  научно-популярные книги, статьи. или

5б. Обсуждать  художественные книги (или пьесы,  концерты).

6а. Выращивать  молодняк (животных какой-либо породы). или

 6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать  рисунки, изображения (или настраивать  музыкальные инструменты). или

7б. Управлять  какой-либо машиной (грузовым, подъемным  или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им  сведения (в справочном бюро, на  экскурсии и т.д.). или

8б. Оформлять  выставки, витрины (или участвовать  в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать  вещи, изделия (одежду, технику), жилище. или

9б. Искать  и исправлять ошибки в текстах,  таблицах, рисунках.

10а. Лечить  животных. или

10б. Выполнять  вычисления, расчеты.

11а. Выводить  новые сорта растений. или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных  изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать  споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. или

12б. Разбираться  в чертежах, схемах, таблицах (проверять,  уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать,  изучать работу кружков художественной самодеятельности. или

13б. Наблюдать,  изучать жизнь микробов.

Информация о работе Профориентация подростков