Профориентация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

!ДИПЛОМ))) итог .doc

— 2.71 Мб (Скачать)
  • формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);
  • изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;
  • развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;
  • воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;
  • формирование профессиональной направленности.

 

II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ.

 

    1. .Подготовка и проведение исследования.

В подростковом и раннем юношеском возрасте перед человеком стоит сложный выбор , а именно определить свою будущую профессиональную деятельность . Старшеклассники задают себе вопросы: «Кем быть?», «Чем заниматься?» , «Как найти своё место в обществе и быть полезным ему? ».

Наша  задача помочь подростку ответить на эти вопросы и сделать осознанный выбор профессии в соответствии с его профессиональными склонностями.

 Процесс профессионального самоопределения человека, в том числе старшеклассников, осуществляется под влиянием многих факторов, связан со многими типичными ошибками и трудностями. Для того чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессий, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. К сожалению, не всегда эта информация под рукой, не всегда рядом находятся профессионально подготовленные в этой сфере люди, которые могли бы оказать грамотную помощь и поддержку в этом жизненно важном вопросе, потому что, выбирая профессию, человек, чаще всего, тем самым выбирает и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу!

Исследование  проводилось в реально существующих ученических классах общеобразовательных  учреждениях и студиях в учреждении дополнительного образования. 

Цель исследования: выявить влияние профессиональных склонностей городских и сельских подростков на выбор профессии.

Объектом исследования выступила проблема выбора профессии  у старших школьников.

Предметом исследования явились профессиональные склонности  старшеклассников, как фактор выбора профессии.

Несмотря на то что, разрушение системы профессионального просвещения  школьников привело к сближению ситуации в городских и сельских школах – так как ранее она была ориентирована,  прежде всего на те специальности, которые были востребованы в условиях села и города. И школьник был заранее сориентирован на направление профессиональной активности доступной ему в повседневной жизни. В настоящее же время с недостаточностью профессионального просвещения основным источником знаний о возможных занятиях во взрослой жизни становится телевиденье, которое создаёт достаточно искажённое представление о реальной жизни.

Гипотеза исследования: вхождение в общую систему  среднего образования опосредует схожесть профессиональных склонностей у подростков  вне зависимости от места жительства (села или города).

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 

1. Теоретически  проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения.

2. Разработать  программу эмпирического исследования изучения факторов влияющие на профориентацию старших школьников.

3. Провести эмпирическое  исследование по выявлению ценностных ориентаций на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

4. Обобщить и  подсчитать результаты исследования.

5. Разработать  психолого-педагогические рекомендации  по оптимизации процесса профессионального  самоопределения старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой нами  гипотезой исследовались учащиеся старших классов средних общеобразовательных учреждений  города Курска и Курской области, а так же учреждения дополнительного образования.  Таким образом, в исследовании приняли участие учащиеся  МОУ «Ушаковская средняя школа» Курской области в количестве 22 человека; МОУ «СОШ № 36» г. Курска в количестве 25 человек; а также подростки, занимающиеся в учреждении дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в количестве всего 49 человек, из них в психологических клубах «Психея», «Азбука общения», «Школ трех С» в количестве 20 человек, хореографической студии «Виктория» в количестве 15 человек, театральной студии «Арлекин» в количестве 14 человек.

Всего в исследовании приняли участие 96 человек.

Исследование  вышеописанной выборки проводилось  в период с  1 марта 2011 года по 28 апреля  2011 года и включало в себя несколько этапов.

 На  первом этапе производился анализ изучаемой проблемы в психологической науке, велась разработка программы исследования  «Влияние профессиональнных склонностей подростков сельских и городских школ на выбор профессии», происходило знакомство с администрацией, педагогами,  психологами и учащимися школ и «Дворца пионеров и школьников».

Второй  этап был посвящён эмпирическому изучению проблемы, непосредственно психодиагностика учащихся. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих подзадач:

1. Собрать данные  о ближайших профессиональных  целях респондентов;

2. Выявить профессиональные склонности подростков;

3. Уяснить мотивы  выбора профессии обследуемых;

4. Оценить уровень  ориентирования учащихся в мире  профессионального труда;

5. Провести сравнительный  анализ процентного соотношения  профессиональных склонностей городских и сельских школьников;

6. Провести сравнительный  анализ процентного соотношения  профессиональных склонностей подростков  занимающихся в кружках с деятельностью  разной направленности (хореографической, театральной, психологической).

7. Сравнить профессиональную склонность у старших школьников имеющих и не имеющих занятия в учреждении дополнительного образования.

8. Выяснить имеет  ли влияние пол на выбор  профессии и профессиональные  склонности подростков.

На данном этапе  была реализована разработанная  нами методическая программа  исследования, которая включала в себя комплекс приёмов сбора эмпирической информации.  Для изучения профессиональных склонностей старшеклассников и влияния данных склонностей на профессиональный выбор подростков применялись  следующие методы: беседа; методика «Диференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова; методика изучения целостных ориентаций Е.Б.Фанталовой; метод нестандартизированного интервью (за основу взят опросник построения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова); математические методы обработки результатов (вычисление среднего арифметического, процентной выраженности показателей, ранжирование, коэффициент ранговой корреляции Спирмена), а так же таблицы, диаграммы, графики.

На  третьем этапе производился анализ полученных результатов, делались выводы и обобщения, оформлялась выпускная квалификационная работа , осуществлялась апробация основных положений.

 

2.2. Методический  блок исследования.

В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики.

1.Беседа как метод психологического исследования применялась с целью получения первичной информации об испытуемых на основе ответов на вопросы. Беседа посвящённая миру профессий происходила по следующему плану : который выделила Т.А. Шишковец [17;116]:

1 Общие  сведения о профессии:

Какие профессии вам известны  из отрасли  народного хозяйства? Где применяется профессии?

2 Производственное  содержание профессии:

Место и роль предполагаемой вами профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3 Условия  работы и требования желаемой вами профессии:

Требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4 Система  подготовки к профессии:

Пути  получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

 

Для выявления  профессиональных склонностей подростков  использовалась Методика «Диференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова (Приложение 1)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание  методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов  сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует  определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов  профессий по столбцам:

I. «Человек-природа»  – все профессии, связанные  с растениеводством, животноводством  и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек»  – все профессии, связанные  с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак»  – все профессии, связанные  с обсчетами, цифровыми и буквенными  знаками, в том числе и музыкальные  специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого  следует предупредить о том, что  над вопросами не следует долго  задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Методика  Е.Б. Фанталовой (Приложение 2) для выявления ценностных ориентаций, которая даёт достаточно объективную информацию о восприятии старшеклассниками своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах относительно проекции будущего. Учащимся предлагается по 10-й системе оценить каждую из 12 ценностей жизни. Наиболее значимые, следует оценивать – в 8-10; баллов  просто значимые – 5-7; баллов нейтральные- 3-4; балла совсем не значимые – 1-2 балла.

Затем проводится ранжирование: высший ранг приписывается той ценности, которая получила больший средний  балл и т.д. в порядке убывания.

Нестандартизированное  интервью (за основу взят опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова) (Приложение 3). Применялся для оценки (самооценки) перспектив профессионального развития старшеклассников. Включает в себя 7 вопросов, на которые необходимо дать краткий (1 - 2 предложения), понятный ответ в свободной форме. Обработка данных осуществляется на основе качественного анализа.

Далее полученные данные были количественно и качественно обработаны, что позволило нам сделать выводы и разработать некоторые рекомендации.

 

    1. Обработка и анализ результатов исследования.

В соответствии с темой нашего исследования было важно изучить профессиональные склонности и факторы влияния на профессиональное самоопределение современных старшеклассников.

 Рассмотрим  результаты полученные по методике «Диференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, он позволяет нам определить к какой из групп профессий у старшеклассников есть склонность.

Информация о работе Профориентация подростков