Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ
2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ.
В подростковом и раннем юношеском возрасте перед человеком стоит сложный выбор , а именно определить свою будущую профессиональную деятельность . Старшеклассники задают себе вопросы: «Кем быть?», «Чем заниматься?» , «Как найти своё место в обществе и быть полезным ему? ».
Наша задача помочь подростку ответить на эти вопросы и сделать осознанный выбор профессии в соответствии с его профессиональными склонностями.
Процесс профессионального самоопределения человека, в том числе старшеклассников, осуществляется под влиянием многих факторов, связан со многими типичными ошибками и трудностями. Для того чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессий, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. К сожалению, не всегда эта информация под рукой, не всегда рядом находятся профессионально подготовленные в этой сфере люди, которые могли бы оказать грамотную помощь и поддержку в этом жизненно важном вопросе, потому что, выбирая профессию, человек, чаще всего, тем самым выбирает и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу!
Исследование
проводилось в реально
Цель исследования:
выявить влияние
Объектом исследования выступила проблема выбора профессии у старших школьников.
Предметом исследования явились профессиональные склонности старшеклассников, как фактор выбора профессии.
Несмотря на то что, разрушение системы профессионального просвещения школьников привело к сближению ситуации в городских и сельских школах – так как ранее она была ориентирована, прежде всего на те специальности, которые были востребованы в условиях села и города. И школьник был заранее сориентирован на направление профессиональной активности доступной ему в повседневной жизни. В настоящее же время с недостаточностью профессионального просвещения основным источником знаний о возможных занятиях во взрослой жизни становится телевиденье, которое создаёт достаточно искажённое представление о реальной жизни.
Гипотеза исследования: вхождение в общую систему среднего образования опосредует схожесть профессиональных склонностей у подростков вне зависимости от места жительства (села или города).
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Теоретически проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения.
2. Разработать
программу эмпирического исслед
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению ценностных ориентаций на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Обобщить и
подсчитать результаты
5. Разработать
психолого-педагогические
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой нами гипотезой исследовались учащиеся старших классов средних общеобразовательных учреждений города Курска и Курской области, а так же учреждения дополнительного образования. Таким образом, в исследовании приняли участие учащиеся МОУ «Ушаковская средняя школа» Курской области в количестве 22 человека; МОУ «СОШ № 36» г. Курска в количестве 25 человек; а также подростки, занимающиеся в учреждении дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в количестве всего 49 человек, из них в психологических клубах «Психея», «Азбука общения», «Школ трех С» в количестве 20 человек, хореографической студии «Виктория» в количестве 15 человек, театральной студии «Арлекин» в количестве 14 человек.
Всего в исследовании приняли участие 96 человек.
Исследование
вышеописанной выборки
На первом этапе производился анализ изучаемой проблемы в психологической науке, велась разработка программы исследования «Влияние профессиональнных склонностей подростков сельских и городских школ на выбор профессии», происходило знакомство с администрацией, педагогами, психологами и учащимися школ и «Дворца пионеров и школьников».
Второй этап был посвящён эмпирическому изучению проблемы, непосредственно психодиагностика учащихся. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих подзадач:
1. Собрать данные о ближайших профессиональных целях респондентов;
2. Выявить профессиональные склонности подростков;
3. Уяснить мотивы выбора профессии обследуемых;
4. Оценить уровень
ориентирования учащихся в
5. Провести сравнительный
анализ процентного
6. Провести сравнительный
анализ процентного
7. Сравнить профессиональную склонность у старших школьников имеющих и не имеющих занятия в учреждении дополнительного образования.
8. Выяснить имеет ли влияние пол на выбор профессии и профессиональные склонности подростков.
На данном этапе
была реализована разработанная
нами методическая программа исследования,
которая включала в себя комплекс приёмов
сбора эмпирической информации. Для
изучения профессиональных склонностей
старшеклассников и влияния данных склонностей
на профессиональный выбор подростков
применялись следующие методы: беседа;
методика «Диференциально-
На третьем этапе производился анализ полученных результатов, делались выводы и обобщения, оформлялась выпускная квалификационная работа , осуществлялась апробация основных положений.
2.2. Методический блок исследования.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики.
1.Беседа как метод психологического исследования применялась с целью получения первичной информации об испытуемых на основе ответов на вопросы. Беседа посвящённая миру профессий происходила по следующему плану : который выделила Т.А. Шишковец [17;116]:
1 Общие сведения о профессии:
Какие профессии вам известны из отрасли народного хозяйства? Где применяется профессии?
2 Производственное содержание профессии:
Место и роль предполагаемой вами профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3 Условия работы и требования желаемой вами профессии:
Требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4 Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.
Для выявления
профессиональных склонностей подростков использовалась Методика «Диференциально-
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек»
– все профессии, связанные
с обслуживанием людей, с
IV. «Человек-знак»
– все профессии, связанные
с обсчетами, цифровыми и
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Методика Е.Б. Фанталовой (Приложение 2) для выявления ценностных ориентаций, которая даёт достаточно объективную информацию о восприятии старшеклассниками своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах относительно проекции будущего. Учащимся предлагается по 10-й системе оценить каждую из 12 ценностей жизни. Наиболее значимые, следует оценивать – в 8-10; баллов просто значимые – 5-7; баллов нейтральные- 3-4; балла совсем не значимые – 1-2 балла.
Затем проводится ранжирование: высший ранг приписывается той ценности, которая получила больший средний балл и т.д. в порядке убывания.
Нестандартизированное интервью (за основу взят опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова) (Приложение 3). Применялся для оценки (самооценки) перспектив профессионального развития старшеклассников. Включает в себя 7 вопросов, на которые необходимо дать краткий (1 - 2 предложения), понятный ответ в свободной форме. Обработка данных осуществляется на основе качественного анализа.
Далее полученные данные были количественно и качественно обработаны, что позволило нам сделать выводы и разработать некоторые рекомендации.
В соответствии с темой нашего исследования было важно изучить профессиональные склонности и факторы влияния на профессиональное самоопределение современных старшеклассников.
Рассмотрим
результаты полученные по метод