Профориентация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

!ДИПЛОМ))) итог .doc

— 2.71 Мб (Скачать)

Анализируя  результаты средних значений, для  всей выборки подростков можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Рис.1 Процентное соотношение проявлений профессиональных склонностей подростков (театральная студия «Арлекин»).

 

 Согласно  диаграмме представленной на рис.1 видно, что наивысший процент получила такая профессиональная  склонность, как «человек художественный образ» - 33%, чуть меньший -27% позиция «человек-человек», за ним следует позиция «человек-техника» - 15%, и наименьший процент показывают позиции «человек природа» и «человек знак»- 12%.

 

Рис.2 Процентное соотношение проявлений профессиональных склонностей подростков (хореографической студии «Виктория»).

 

 Диаграмма на рис.2 наглядно показывает, что наивысший процент профессиональной склонности  занимает позиция  «человек художественный образ» - 33%, чуть меньший -23% позиция «человек-человек», за ним следует позиция «человек знак» - 17%, за ним следует «человек техника» - 16 %  и наименьший процент имеет позиция «человек природа» 12%.

Рис.3 Процентное соотношение проявлений профессиональных склонностей подростков (психологические клубы: «Психея», «Азбука общения» и «Школ трех С»).

Рис 3. показывает, что наивысший процент профессиональной склонности  занимает позиция «человек - человек» - 33%, чуть меньший -24% позиция «человек художественный образ», за ним следует позиция «человек знак» - 22%, за ним следует «человек техника» - 11 %  и наименьший процент имеет позиция «человек природа» 10%.

Рис.4 Процентное соотношение проявлений профессиональных склонностей подростков учащихся в старших классах ( МОУ «СОШ № 36» г. Курска).

Диаграмма рис.4 показывает, что наивысший процент профессиональной склонности  занимает позиция  «человек - человек» - 29%, чуть меньший -20% позиция «человек техника», за ним следует позиция «человек художественный образ» - 19%, за ним следует «человек знак» - 17 %  и наименьший процент имеет позиция «человек природа» 15%.

 

Рис.5 Процентное соотношение проявлений профессиональных склонностей подростков учащихся в старших классах (МОУ «Ушаковская средняя школа» Курской области).

Диаграмма на рис 5.наглядно показывает, что наивысший процент профессиональной склонности  занимает позиция  «человек - человек» - 27%, чуть меньший -25% позиция «человек техника», за ним следует позиция «человек природа» - 21%, за ним следует «человек знак» - 17 %  и наименьший процент имеет позиция «человек художественный образ»

Наиболее четко  вороженная разница между группами видна в данных по результатам  исследования на позиции «Человек художественный образ». В группах театральной  и хореографической направленности данная позиция является пиковой  точкой. Данная профессиональная склонность обусловлена наличием дополнительного образования и личной заинтересованностью подростков  данных групп в этой сфере. В тоже время данная позиция является точкой критического минимума для учеников сельских школ. Данные результат можно отнести к отсутствию личной заинтересованности у респондентов данной группы  в этой сфере, и факторам влияния внешней среды.

Профессиональная  направленность на позициях «человек техника» и «человек знак» имеют  среднее значение у большинства подростков.

 

 Рисунок 6. Процентное соотношение склонности профессиональной направленности мальчиков.

 

Рис.7 Процентное соотношение склонности профессиональной направленности девочек.

Рис.8 Сводная диаграмма гендерных особенностей профессиональной направленности подростков.

Из сводной  диаграммы рис.8 видно, что на профессиональную склонность влияет так же и гендерные особенности подростков. Мальчики имеют большую склонность к профессиям позиции «человек техника», девочки имеют большую склонность к позициям «человек художественный образ». Но не зависимо от пола  все подростки  имеют наибольшую склонность к профессиям социальной направленности.

Так же чётко  прослеживается и активность в стремлении иметь в будущем ту профессию, к которой у подростка имеется определённая склонность, способности деятельности в данной сфере и т.п. У девушки превалируют в подобное стремлении над юношами, к планированию будущего  относятся серьёзнее, к вопросу профориентации более осознанно.

Рассмотрим  полученные в результате в результате исследование иерархии терминальных ценностей (Методика Е.Б. Фанталовой) исследуемых групп    (Таблица 1).

В ходе проведённого опроса среди учащихся  МОУ «СОШ № 36» г. Курска была получена следующая иерархия терминальных ценностей: 1- наличие верных друзей; 2 - активная деятельная жизнь; 3 - здоровье; 4 - любовь; 5 - интересная работа; 6 - счастливая семья; 7 - материально - обеспеченная жизнь; 8 - уверенность в себе; 9 - возможность расширения своего образования, кругозора; 10 - свобода как независимость в поступках и действиях; 11- творчество; 12 - красота природы и искусства.

В результате исследования иерархия терминальных ценностей учащихся МОУ «Ушаковская средняя школа» Курской области представлена следующим образом: 1- наличие верных друзей;  2 - любовь;  3 - счастливая семья;  4 - материально - обеспеченная жизнь; 5 - здоровье; 6 - интересная работа; 7 - уверенность в себе; 8 - активная деятельная жизнь; 9 - свобода как независимость в поступках и действиях; 10 - возможность расширения своего образования, кругозора; 11- творчество; 12 - красота природы и искусства.

Иерархия терминальных ценностей подростков занимающиеся в учреждении дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» театральной студии «Арлекин» представлена следующем образом: 1- творчество;  2 - интересная работа;  3 - активная деятельная жизнь;  4 - уверенность в себе; 5 - наличие верных друзей; 6 - любовь; 7 - счастливая семья; 8 - свобода как независимость в поступках и действиях; 9 - здоровье; 10 - материально - обеспеченная жизнь; 11- возможность расширения своего образования, кругозора; 12 - красота природы и искусства.

Терминальные  ценности подростков занимающиеся в учреждении дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в психологических клубах «Психея», «Азбука общения» и  «Школ трех С» следующей иерархией: 1- уверенность в себе;  2 - активная деятельная жизнь;  3 - интересная работа;  4 - любовь; 5 - творчество; 6 - счастливая семья; 7 - наличие верных друзей; 8 - свобода как независимость в поступках и действиях; 9 - возможность расширения своего образования, кругозора; 10 - здоровье; 11- материально - обеспеченная жизнь; 12 - красота природы и искусства.

Иерархия терминальных ценностей подростков занимающиеся в учреждении дополнительного образования  МОУ ДОД «Дворец пионеров и  школьников г. Курска» хореографической образцовой студии «Виктория» представлена следующем образом: 1- творчество;  2 - интересная работа;  3 - уверенность в себе;  4 - активная деятельная жизнь; 5 - любовь; 6 - наличие верных друзей; 7 - свобода как независимость в поступках и действиях; 8 - счастливая семья; 9 - материально - обеспеченная жизнь; 10 - возможность расширения своего образования, кругозора; 11- здоровье; 12 - красота природы и искусства.

Вышеизложенные  данные, полученные в результате исследование иерархии терминальных ценностей (Методика  Е.Б. Фанталовой) исследуемых групп    отображены графически рис.9. При этом более важные на рисунке имеют меньший ранг, менее значимые – больший.

 

ранг

Рис.9 Соотношение ценностных ориентаций подростков всей выборки.

С помощью метода нестандартизированного интервью были получены данные о построении старшеклассниками личной профессиональной перспективы по следующим показателям:

1.Осознание ценности честности труда.

Большинство старшеклассников 65% говорят о необходимости честного труда, объясняя это следующим: «стать хорошим специалистом», «Быть полезным обществу», «что бы хорошо устроиться», «поднять страну», «честный труд является залогом успешности общества».

2.Знание мира профессионального труда.

Старшеклассники показывают недостаточные знания в  мире профессии и специальностей, называя от 10 до 20 профессии.

3.Выделение профессиональной цели и основных этапов на пути к ней.

В качестве профессиональной цели подростки отмечают профессию, которую выбирают. Выделение этапов на пути к реализации профессиональной мечте у некоторых вызывает затруднение. Учащиеся сельской школы в большинстве своём планируют после окончания школы поступать в училище, техникумы, боятся не набрать проходимый балл единого гос. экзамена для поступления в ВУЗы. Среди городских школьников самым популярным ответом является следующий: «окончить школу, поступить в ВУЗ, после окончания ВУЗа работать по специальности», о не все уже знают в какой вуз будут поступать.

Подростки, занимающиеся в учреждении дополнительного образования хотят связать свою профессиональную деятельность с тем профилем который имеет студия в которой они занимаются - т.е. театр, хореография, психология. Некоторые из них мечтают иметь два образования – одно имеющее художественную или социальную направленность, другое чаще всего юридическую, экономическую. Так же некоторые подростки выделяют «окончание курсов » или «получение второго высшего образования».

В целом старшеклассники  имеют недостаточное представление о путях построения карьеры, и чаще всего на данном этапе профессионального самоопределения всерьёз не задумываются о себе как о профессионале в будущем.

4.Представление о своих недостатках.

Многие старшие  школьники относятся к своим  недостаткам критически. Из них они  выделяют: застенчивость, стеснительность, лень, не серьёзное отношение к жизни, вспыльчивость, рассеянность, неуверенность в себе, не умение рассчитывать свои силы. Однако большинство из них ставят перед собой задачу работать над своими недостатками и по мере возможностей искоренить их.

5.Представление о внешних препятствиях  на пути к реализации планов.

Большинство учащихся затрудняются сказать на данном этапе  о преградах , которые могут возникнуть на пути к реализации планов , часто  говоря что мало вероятно им что-то может помешать. Но некоторые из них выделяют следующие препятствия: «недостаток средств», «наша система образования», «непредвиденные обстоятельства», «желания родителей», «собственные недостатки», «несправедливость», «отсутствие связей».

6.Наличие резервных вариантов.

Большинство старшеклассников 80% говорят о наличии возможных вариантов выбора учебного заведения, а иногда и специальности, в том случае если потерпят неудачу по основному выбору. Старшеклассники планируют подавать документы на поступление одновременно в 2-3 ВУЗа.

7.Действия направленные на достижения цели.

Старшеклассники отмечают, что для подготовки к  выбранной профессии и для  поступления в соответствующее  учебное заведение, они уже сейчас готовятся к сдаче единого  гос. экзамена, занимаются с репетиторами, посещают курсы, самостоятельные дополнительные занятия. лишь немногие не делают ничего кроме учёбы в школе.

Ключевым понятием в профориентационной работе является определение профессионального самоопределения.

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью  основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы [19;82].

Исходя из анализа  данного аспекта профессионального  самоопределения в общем стоит  отметить, что построение личной профессиональной перспективы на данном этапе профессионального самоопределения для старших школьников является весьма затруднительным. Сложности возникают при возможных вариантах выбора профессии и представления себя как специалиста в будущем.

Так же у старшеклассников недостаточное представление о мире профессии, о возможных трудностях на пути к профессиональной деятельности и построения карьеры.  Радует то, что большинство подростков говорят о необходимости честного труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс профориентации у подростков сложен и имеет много различных аспектов, это не однократный выбор профессии, а длительный процесс, связанный с разными целями, планами на бедующую жизнь. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности” [25;3-4].

 Нашей основной  задачей было - выявить влияние профессиональных склонностей подростков на выбор профессии, для того что бы в дальнейшем помочь им совершать этот выбор более осознанно.

Так на основе реализации целей и задач мы выделили следующие  особенности в выборе профессии  старших школьников.

Выводы:

1.Сформированность  профессиональных склонностей между  подростками участвующими и не участвующими в работе дополнительного образования отличается более ярко, нежели между подростками в сельских и городских школах не имеющих дополнительного образования.

2. Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников (80%) в разной степени, уже определились с выбором профессии. У подростков, проходящих обучение в учреждениях дополнительного образования, этот выбор более осознан и согласуется с типом деятельности направленности кружка, клуба, студии и т.п. У старшеклассников городских и сельских школ выборы достаточно широки и связаны с востребованностью профессии в данной местности, часто любимый предмет или увлечение служат основанием выбора профессии.

Информация о работе Профориентация подростков