Профориентация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения. Данная работа направлена для помощи старшим школьника городских и сельских школ сделать более осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
1.2. Теории профориентации
1.2.1. История становления профориентации
1.2.2. Подход к проблеме профориентации на современном этапе
1.1.3.Профессиональное просвещение школьников
1.3. Сложности профессионального самоопределения подростков
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬКИХ ШКОЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ

2.1. Подготовка и проведение исследования
2.2.Методический блок
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

!ДИПЛОМ))) итог .doc

— 2.71 Мб (Скачать)

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и  специфические принципы, характеризующие  профориентационную деятельность как общественное явление. [6; 32].

 

1.1.3.Профессиональное просвещение школьников.

Важным компонентом  системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” [6; 68].

Профессиональное просвещение - пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др. [43].

Профессиональное  просвещение Пряжников Е.Ю. условно  подразделяет на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

  “ Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества” [6 ; 33].

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые  и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению  включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о  профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с  этим перед школой, как и перед  всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только  к пропаганде профессий.

“Планировать  работу по профессиональному просвещению  в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует  в соответствии с предварительной  профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение – процесс  активный, следует больше опираться  на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации”. [6; 69].

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные  результаты, она должна проводиться  умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как  неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

  • Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу”.[6; 69-70].

Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного  процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.

Значительное  место в работе по профпросвещению  занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники  или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

“Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где  применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с  данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:

 Место и  роль профессии в научно-техническом  прогрессе, ее перспективность;  предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

 Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к  возрасту и здоровью; элементы  творчества, характер трудностей, степень  ответственности, специальные требования  к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.[6 ; 75-76]

Чрезмерная  пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Для повышения  эффективности профессионального  просвещения требуется соблюдать  следующие принципы описания профессии [27;6-8].

 

1.3. Сложности  профессионального самоопределения

Процесс профессионального  самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. [43]

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [17;116].

Выбирая из множества  профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что школьник хочет от профессии (мотивы выбора).

  • каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
  • какая заработная плата его устроит?
  • какой образ жизни он хочет вести?
  • сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.

И третье условие  – важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Большое внимание в работе с родителями уделяется тому, что родители должны предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины. [5;11].

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т. д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих  способностей, навыков, особенностей и т. д.).[1;4]

Также следует  обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие школьника к неправильному выбору профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
  • Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.
  • Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
  • Перенос к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
  • Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, школьники попадают в ситуации трудности  выбора профессии:

  • когда школьник осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет
  • когда школьник выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры
  • когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего
  • самое главное для школьника – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Ко всем причинам, факторам, ситуациям сложности выбора профессий можно добавить и следующие  характеристики общества, оказывающие  огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение[6;15-16]:

  1. Стандартность идеалов и ценностей, предполагающих «единую шкалу для жизненного успеха. В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, известность.
  2. Недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой-то человек, восприняв ещё в школе ценности «массового общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению модных вещей и т. д. и вдруг обнаруживает, что кто-то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то он естественно захочет доказать именно свое право на большее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия на тех, кто счастлив не так, как «положено».
  3. Цинизм «массового общества». Часто стандартные, перечеркивающие личностную уникальность, ориентации, рекламируются на фоне престижных рассуждений о «личностном росте», «самоактуализации» и др. понятий ничего общего не имеющих с ценностями массового общества. Но в том-то и парадокс ситуации, что обыватели очень любят, когда всё обставлено «благородно».

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, киками методами и формами работы будет осуществляться деятельность профориентационной группы.[2;5]

Наиболее весомое влияние  на профессиональную ориентацию учащихся оказывает школа. Поэтому школа ставит перед собой определенные цели и задачи по работе в этом направлении.[2;7]

Общая цель школы  по профориентации учащихся – подготовка их к сознательному, обоснованному  выбору профессий, а задачи школы – это жизни [24;176].:

Информация о работе Профориентация подростков