Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Введение.
Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Так, например Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.
Современное личностно-ориентированное
образование рассматривается
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема данной работы очень актуальна в настоящее время.
Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания дошкольника определяется и рядом противоречий:
- между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;
- между доминирующим значением
нравственного воспитания для
становления личности ребенка
и преобладанием в дошкольном
образовании интеллектуально-
Вышеназванные противоречия можно выделить в основное противоречие:
-между требованиями к
нравственной воспитанности
Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.
Цель исследования: выявить теоретические основы и условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога и родителей в нравственном воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть взгляды ученых в психолого – педагогической литературе на проблему нравственного воспитания.
2) Проанализировать отношение
педагогов и родителей к
3)Способы взаимодействия педагогов и родителей в нравственном воспитании дошкольников.
4) Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.
В настоящее время, люди стремятся
создать правовое общество с высокой
культурой отношений между
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
1.1.Понятие нравственного воспитания детей.
Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (21. c.163)
Нравственное воспитание- это целенаправленное формирование молодого поколения в семье, атак же в воспитательных и образовательных учереждениях на основе духовно-нравственных принципов, принятых в качестве нормативных в конкретном социальном сообществе. [Подласый И.П. ., 1999г.]
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре)
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества [Подласый И.П., 1999г.].
Задачами нравственного воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во
всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в
быту — так как воспитывают
в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его
Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [В.С.Хазиева-Уфа:2000-21-22 с.].
Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.
Божович Л.И. продемонстрировал в сВоей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте.» динамику и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:
- 3-4 года. Складываются элементарные
представления о том, что «
- 4-5 лет. Развиваются
- 5-6 лет. Развиваются обобщенные
представления о правдивости,
справедливости и, смелости, скромности,
вежливости, трудолюбии, отзывчивости,
заботливости на конкретных
Из ходя из этого мы можем сделать вывод что чем старше ребёнок становится чем больше он накапливает знаний о содержание представлений нравственных качествах в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Одной из важных задач детского
сада по нравственному воспитанию является
установление тесной связи с семьёй.
Семья и дошкольное учреждение -
два важных института социализации
ребенка. И хотя их воспитательные функции
различны, для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Необходимость подключения
1.2. Формы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Под методами воспитания
понимают способы воздействия
Выбор методов нравственного
воспитания во многом зависит от возраста
учащихся и их жизненного опыта. Характер
методов нравственного
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [Яновская М.Г. –М.: 2003. - № 4. c. 83]
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает
выработку и закрепление
Убеждение - направлено
на формирование этических
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. [Подласый И.П. 1999г.. c. 117]
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на воспитанника непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через групповой коллектив.
Важным показателем
По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.