Профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Файлы: 1 файл

черновое от 15.05.11..docx

— 79.58 Кб (Скачать)

Введение.

Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с  давних времен. Так, например Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

  1. Спустя много веков, Я. А. Коменский (1592 - 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [Константинов Н.А., Медынский Е.Н.- М.:1982.- 445с] 
  2. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [Харламов И.Ф.  - М., 1990.]

Современное личностно-ориентированное  образование рассматривается как  многоуровневое пространство, как сложный  процесс, создающий условия для  развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с  раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к  сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых  форм общения и т.п.), нужно научить  понимать смысл и значение тех  или иных правил этического поведения  человека, и в доступной форме  раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема данной работы очень актуальна в настоящее время.

  1. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. [Библер B.C. 1990.]

Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания дошкольника определяется и рядом  противоречий:

- между пониманием важности  старшего дошкольного возраста  как сензитивного периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;

- между доминирующим значением  нравственного воспитания для  становления личности ребенка  и преобладанием в дошкольном  образовании интеллектуально-информационных программ и технологий и потребностью в разработке форм нравственного воспитания.

Вышеназванные противоречия можно выделить в основное противоречие:

-между требованиями к  нравственной воспитанности старшего  дошкольника и недостаточным  уровнем теоретического осмысления  и практической реализацией реального  процесса нравственного воспитания  в дошкольных образовательных  учреждениях.

 Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.

Цель исследования: выявить теоретические основы и условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: взаимодействие педагога и родителей в нравственном воспитании дошкольников.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть взгляды  ученых в психолого – педагогической литературе на проблему нравственного воспитания.

2) Проанализировать отношение  педагогов и родителей к проблеме  нравственного развития детей дошкольного возраста;

3)Способы взаимодействия педагогов и родителей в нравственном воспитании дошкольников.

4) Выработать методические  рекомендации для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.

В настоящее время, люди стремятся  создать правовое общество с высокой  культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость  нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и  аморальных поступков личности. Большое  значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение  к совершаемым действиям и  поступкам, к соблюдению установленных  в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала  моральные нормы и правила  в силу собственного внутреннего  влечения и глубокого понимания  их необходимости.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.

1.1.Понятие нравственного воспитания детей.

Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (21. c.163)

Нравственное воспитание- это целенаправленное формирование молодого поколения в семье, атак же в воспитательных и образовательных учереждениях на основе духовно-нравственных принципов, принятых в качестве нормативных в конкретном социальном сообществе. [Подласый И.П. ., 1999г.]

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое  воздействие на сознание, чувства  и поведение людей, формирующее  у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре)

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества [Подласый И.П., 1999г.].

Задачами нравственного  воспитания дошкольников являются:

— воспитание у ребенка  любви и привязанности к своей  семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного  отношения к природе и всему  живому;

— воспитание уважения к  труду;

— развитие интереса к русским  традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений  о городах России;

— знакомство детей с  символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности  и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в  быту — так как воспитывают  в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения  со взрослыми и сверстниками.

Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [В.С.Хазиева-Уфа:2000-21-22 с.].

Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника  тесно связано с развитием  его нравственных представлений  и чувств.

Божович Л.И. продемонстрировал в сВоей книге «Личность и ее формирование в детском возрасте.» динамику и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:

- 3-4 года. Складываются элементарные  представления о том, что «такое  хорошо, а что такое плохо». Формируется  отрицательное отношение к грубости  и жадности. На основе примеров  из опыта ребенка, его конкретных  поступков, развиваются представления  о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

- 4-5 лет. Развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа  повседневных ситуаций и литературных  произведений.

- 5-6 лет. Развиваются обобщенные  представления о правдивости,  справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.

  1. - 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.[ Божович Л.И. - СПб.: Питер, 2009 г]

Из ходя из этого мы можем  сделать вывод что чем старше ребёнок становится чем больше он накапливает знаний о содержание представлений нравственных качествах в дошкольном возрасте.

 

В дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

Одной из важных задач детского сада по нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции  различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи  к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется  особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые  не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая  направленность и др. Всё это создаёт  благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский  сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Под методами воспитания  понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Выбор методов нравственного  воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива.

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они  выполняют функции организации  процесса нравственного развития и  совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов  нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [Яновская М.Г. –М.: 2003. - № 4. c. 83]

В процессе нравственного  воспитания широко применяются такие  методы как: упражнение и убеждение.

 Упражнение - обеспечивает  выработку и закрепление необходимых  навыков и привычек, претворение  навыков и привычек на практике.

 Убеждение - направлено  на формирование этических понятий,  на разъяснение нравственных  принципов, на выработку этических идеалов. [Яновская М.Г. –М.: 2003. - № 4 c. 84]

В процессе нравственного  воспитания применяются и такие  вспомогательные методы как поощрение  и наказание. Они служат для одобрения  положительного и суждения отрицательных  поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. [Подласый И.П. 1999г.. c. 117]

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного  воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на воспитанника непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через групповой коллектив.

Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные  установки, мотивы, отношения, формирующие  представления, понятия, идеи,

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Информация о работе Профориентация