Профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Файлы: 1 файл

черновое от 15.05.11..docx

— 79.58 Кб (Скачать)

- Сейчас я обращусь  с просьбой к Вале и попрошу, чтобы она  прочитала  свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется  на  соседа,  который мешает её слушать. Воспитатель подходит к Вале и слушает, как  та  читает стихотворение. Оля –  она  подготовлена  заранее,  -  вы,  выждав,  когда воспитатель, заметив её, обращается к воспитателю и  к  Вале:  «Простите, пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Мария Ивановна,  Витя мешает мне слушать»

- А ты просила его  не мешать тебе?

- Нет

- Напрасно. Вы уже старшие  дети сумеете, я  уверена,  разобраться  с  Витей

   самостоятельно.

       Далее  воспитатель еще раз напоминает, что сначала  надо  извиниться, адресуясь к обоим разговаривающим, а потом уже обращаться с просьбой к тому, кому она предназначена.

       Упражнения  повторяется.  К  его  выполнению  воспитатель  привлекает

    детей, часто  нарушающих данное правило.

       Затем  воспитатель предлагает детям  назвать все правила, которые   они

    узнали на занятии.

       Заканчивая  занятие, воспитатель говорит:  «У  меня  к  вам,  ребята,

    большая просьба.  Расскажите о правилах поведения,  которые  вы  сегодня

    узнали, взрослым, друзьям, младшим сестренкам и  братишкам. А,  главное,

    не забывайте  этих правил сами».

 

                Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»

 

     Цель: учить детей связно  рассказывать  из  опыта,  учить правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у  своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием  в пользу товарища.

  Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой  друг  и почему»

  детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали

  много произведений о дружбе.

  Методические приемы: в начале  занятия предложить  детям послушать

  рассказ «Однажды  поссорились   Вова   с   Андрюшей».   Лица   у   них

 раскраснелись, стали  некрасивыми. Вова тянул к   себе  стул,  Андрюша  к

  себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял»,  «Это  мой  стул».

    Напрасно воспитательница  пыталась помирить  их  и   успокоить.  Они  так

    рассердились, что  ничего не слышали. Еще бы  немного и  стул  разломился

    на части. Но  вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо  его  посветлело,  засияло

    от улыбки. «Бери  этот стул, - сказал он, - а я  принесу себе  другой»  И

    стало его лицо  таким добрым, таким красивым, что  все лети  замолчали и

    посмотрели на  него.

       Спросить  у детей, как они думают, что  вспомнил Вова?

       Спросить  у детей, все ли в нашей  группе умеют уступать  друг  другу?

    Рассказать случаи, когда дети не  уступали  друг  другу.  В  заключении

    сказать, что  уступать нужно обоюдно, т.е.  каждому, а не всегда  одному.

    Нужно считаться  с желанием своего товарища, особенно когда ему  хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.

    Словарная работа: объяснить слово «обоюдно»,  предложить  посчитать,

    сколько слов  в поговорке «Умнее тот, кто  уступает».

 

                       Беседа по пословицам «О дружбе».

 

       Цель:  учить детей чувствовать и понимать  обобщающий  смысл   в

    пословицах  и поговорках.  Учить правильно,   называть   нравственные

    качества настоящего  товарища. Воспитывать доброжелательное отношение  к товарищем.

       Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение

    рассказа «два  товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».

       Методические  приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?

- Спросить, какие пословицы  и поговорки о дружбе они знают: «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги»,  «старый друг  лучше новых двух», «Желаешь мешка – не завести дружка».

- Предложить детям рассказать  по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о дружбе своим товарищам и какую пословицу  можно  предложить  говоря  о этой дружбе?

- Спросить, какие пословицы  можно применить к  рассказу  «Два  товарища»  и «Два жадных медвежонка», «Лиса и волк».

Словарная работа: упражнять  в названии нравственных  качеств  человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».

 

 

 

 

 

2.2 Рекомендации  по взаимодействию педагога с  родителями по нравственному  воспитанию дошкольников.

Памятка к составлению  индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для  молодых родителей  составлена следующим образом:

 

       Уважаемые родители! Вы можете  многое сделать для нравственного  развития и воспитания ребенка  в семье, используя естественные  ситуации.

 

          

Когда Вы и ваш ребенок  вместе

Вы можете сказать или  спросить

Это поможет Вашему ребенку

Помогите ребенку учиться  самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки

Как ты думаешь, с чего лучше  начинать умываться? Что сначала  нужно сделать: намочить щетку или  положить пасту? Т.д.

Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать; Быть уверенным и компетентным.

Несете покупки домой

Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь почему? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь чему обрадуется папа, дедушка, бабушка?

Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.

Идете в гости

Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома?  Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь ,если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что Вы уважаете его  мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации.

Готовитесь к приему гостей

Посмотри пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке? Как ты считаешь, что нужно подготовить? Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д.

Развивать наблюдательность, критичность; Учиться высказывать  оценочные суждения «Я считаю, что…»  Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их.

Украшаете свой дом

Все ли тебе нравится в твоей  комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Т.д.

Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую  точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д.


 

  Теперь попробуйте  составить свою собственную картотеку,  опираясь на Ваши наблюдения  и опыт. Удачи Вам!

 

     Благодаря  такой комплексной работе опыт  молодых родителей по нравственному  воспитанию ребенка в семье  станет более осознанным, появится  активное желание помочь ребенку  в формировании нравственного  поведения и привычек, и понимание  того, что это можно сделать.  Отзывы родителей и воспитателей  подтвердили эффективность проделанной  работы и положительную динамику  нравственного воспитания детей  в  молодой семье и детском  саду. В частности, с этой целью  проводился устный опрос воспитателей  детского сада, где предлагалось  оценить эффективность реализации  методов социально – нравственного  воспитания при работе с детьми  из однодетных, двухдетных семей. (Чурилова Л.В.,1987г)

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.

 Важно, чтобы влияние  семьи и детского сада на  ребенка шло в едином направлении.  Отсутствие контактов между ними  приводит к раздвоенности личности  ребенка, поскольку он пытается  приспосабливаться к нередко  противоречивым требованиям.

 Необходимым условием  установления единства детского  сада и семьи в нравственном  воспитании детей является знание  родителями программы нравственного  воспитания и методики его  осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они  правильно оценивали уровень  морального развития своих детей,  видели положительные и отрицательные  их черты, понимали причины  появления последних и пути  преодоления их.

 Работа воспитателя  с семьей направлена на педагогическое  просвещение родителей в вопросах  нравственного воспитания детей.  Она также включает изучение  системы нравственного воспитания  в каждой семье. Выявив трудности,  с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель  оказывает им необходимую помощь  советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточенно прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

 Беседуя с родителями  об условиях и методах нравственного  воспитания в семье, педагог  специально разъясняет роль личного  примера родителей, значение семейных  праздников и традиций.

 Надо добиваться, чтобы  в каждой семье поняли необходимость  требовательной любви к детям,  уважения к ним, соблюдали разумную  меру в использовании поощрений  и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям,  должны быть теоретически обоснованными  и одновременно конкретными.

 Надо убедить их  в воспитательной ценности семейных  чтений, слушания музыки, исполнения  любимых песен, приглашения к  ребенку его друзей, организации  игр, развлечений.

 Убедительной формой  педагогической пропаганды является  просмотр и обсуждение с родителями  кинофильмов о воспитании («Однажды  солгав», «Ничему плохому не  учили», «Мама заболела» и др.).

 Целесообразно периодически  обсуждать с родителями уровень  нравственного развития их детей,  отмечая сдвиги, выделяя конкретные  задачи для совместного их  решения.

 Результатом работы, проводимой  воспитателями с семьей, является  убежденность родителей в необходимости  нравственного воспитания детей с первых лет жизни ребенка. (В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, 1978 г.)

 

 

 

Вывод по 2 главе.

В данной главе мы рассматривали  методические аспекты нравственного  воспитания дошкольников, а так же рекомендации по взаимодействию педагога с родителями по нравственному воспитанию дошкольников.

Дошкольное детство - это  период усвоения норм морали и социальных способов поведения.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения  единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей  своих воспитанников;

дни открытых дверей;

папки-передвижки, стенды в  родительских уголках групповых  помещений. (Липницкая А.В.)

Программа нравственного  воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно  строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает  душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко  учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются  мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

Воспитание детей дошкольного  возраста осуществляется в семье  и детских учреждениях. Цель и  задачи, стоящие перед семьей и  детским садом, едины: воспитать  здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.

Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.

Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние  и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.

Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность  и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в  нравственном воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Формирование основ моральных  качеств человека начинается еще  в дошкольном детстве. От того, насколько  успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких  принципов морального кодекса строителя  коммунизма, формировать у него необходимые  нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения  гражданина советского общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает  моральные нормы социалистического  общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них  такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда  людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной  деятельности.

 Правильное воспитание  предупреждает накопление ребенком  отрицательного опыта, препятствует  развитию нежелательных навыков  и привычек поведения, что может  неблагоприятно сказываться на  формировании его нравственных  качеств.

 Основные задачи нравственного  воспитания дошкольников включают  формирование у детей нравственных  чувств, положительных навыков и  привычек поведения, нравственных  представлений и мотивов поведения.

 В воспитании ребенка  с первых лет жизни большое  место занимает формирование  нравственных чувств. В процессе  общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.

 Важно, чтобы влияние  семьи и детского сада на  ребенка шло в едином направлении.  Отсутствие контактов между ними  приводит к раздвоенности личности  ребенка, поскольку он пытается  приспосабливаться к нередко  противоречивым требованиям.

Информация о работе Профориентация