Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
- Сейчас я обращусь с просьбой к Вале и попрошу, чтобы она прочитала свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает её слушать. Воспитатель подходит к Вале и слушает, как та читает стихотворение. Оля – она подготовлена заранее, - вы, выждав, когда воспитатель, заметив её, обращается к воспитателю и к Вале: «Простите, пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Мария Ивановна, Витя мешает мне слушать»
- А ты просила его не мешать тебе?
- Нет
- Напрасно. Вы уже старшие дети сумеете, я уверена, разобраться с Витей
самостоятельно.
Далее
воспитатель еще раз
Упражнения повторяется. К его выполнению воспитатель привлекает
детей, часто нарушающих данное правило.
Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они
узнали на занятии.
Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «У меня к вам, ребята,
большая просьба.
Расскажите о правилах
узнали, взрослым, друзьям, младшим сестренкам и братишкам. А, главное,
не забывайте этих правил сами».
Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»
Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.
Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему»
детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали
много произведений о дружбе.
Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать
рассказ «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них
раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к
себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул».
Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так
рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился
на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло
от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И
стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все лети замолчали и
посмотрели на него.
Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?
Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу?
Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении
сказать, что уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда одному.
Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.
Словарная работа: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать,
сколько слов в поговорке «Умнее тот, кто уступает».
Беседа по пословицам «О
Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в
пословицах и поговорках. Учить правильно, называть нравственные
качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищем.
Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение
рассказа «два товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».
Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?
- Спросить, какие пословицы и поговорки о дружбе они знают: «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», «Желаешь мешка – не завести дружка».
- Предложить детям рассказать по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о дружбе своим товарищам и какую пословицу можно предложить говоря о этой дружбе?
- Спросить, какие пословицы можно применить к рассказу «Два товарища» и «Два жадных медвежонка», «Лиса и волк».
Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».
2.2 Рекомендации по взаимодействию педагога с родителями по нравственному воспитанию дошкольников.
Памятка к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей составлена следующим образом:
Уважаемые родители! Вы можете
многое сделать для
Когда Вы и ваш ребенок вместе |
Вы можете сказать или спросить |
Это поможет Вашему ребенку |
Помогите ребенку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки |
Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т.д. |
Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать; Быть уверенным и компетентным. |
Несете покупки домой |
Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь почему? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь чему обрадуется папа, дедушка, бабушка? |
Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи. |
Идете в гости |
Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь ,если захочешь пить? Если тебе станет скучно? |
Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации. |
Готовитесь к приему гостей |
Посмотри пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке? Как ты считаешь, что нужно подготовить? Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д. |
Развивать наблюдательность, критичность; Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их. |
Украшаете свой дом |
Все ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Т.д. |
Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д. |
Теперь попробуйте
составить свою собственную
Благодаря
такой комплексной работе опыт
молодых родителей по
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
Важно, чтобы влияние
семьи и детского сада на
ребенка шло в едином
Необходимым условием
установления единства
Работа воспитателя
с семьей направлена на
Беседуя с родителями
об условиях и методах
Надо добиваться, чтобы
в каждой семье поняли
Надо убедить их
в воспитательной ценности
Убедительной формой
педагогической пропаганды
Целесообразно периодически
обсуждать с родителями
Результатом работы, проводимой
воспитателями с семьей, является
убежденность родителей в
Вывод по 2 главе.
В данной главе мы рассматривали методические аспекты нравственного воспитания дошкольников, а так же рекомендации по взаимодействию педагога с родителями по нравственному воспитанию дошкольников.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений. (Липницкая А.В.)
Программа нравственного
воспитания дошкольников является своеобразным
стержнем, вокруг которого целесообразно
строить весь процесс их обучения.
Воспитатель ежедневно
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей.
Заключение.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
В дошкольные годы под руководством
взрослых ребенок приобретает
Правильное воспитание
предупреждает накопление
Основные задачи
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
Важно, чтобы влияние
семьи и детского сада на
ребенка шло в едином