Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Формирование личности в
значительной мере происходит под влиянием
семьи и зависит как от особенностей
взаимоотношений в семье, так
и от стиля общения. Особенности
взаимоотношений и общения
Вывод по первой главе.
В данной главе мы рассматривали
процесс нравственного
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Так же в дошкольном возрасте ребёнок пытается установить новые, более зрелые взаимоотношения с окружающими. Ребёнок пытается самоутвердится.
Процесс воспитания ребёнка осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Формы организации воспитательного процесса отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
И так, формирование основ
моральных качеств человека начинается
еще в дошкольном возрасте. От того,
насколько успешно
Глава 2. Методические аспекты нравственного воспитания дошкольников.
2.1 Методические
диагностики нравственной
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений. (Липницкая А.В.)
Этическая беседа «Урок вежливости»
Программное содержание:
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с
окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.
Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
Подготовка:
1. Чтение детям произведений В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С.Я. Маршака : «Ежели вы вежливы».
2. Слушание грамзаписи «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского.
3. Заучивание пословиц о дружбе, честности.
4. Инсценировки «В автобусе», «День рождения Вини Пуха» и другие
Методические приемы:
Стук в дверь (входит Незнайка).
- «Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?
Воспитатель: «Идет занятие, урок вежливости
- Ребята, а можно ли о Незнайке сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова».
Незнайка снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Предлагаю
Незнайке сесть и
послушать ребят, поучиться
Оценка. В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак. Куклы
заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.
Спрашиваю у детей: «Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:
- «Будьте вежливы и приветливы со всеми взрослыми»
- «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор»
- «На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко»
- «Подай стул или уступи место вошедшему человеку»
Давайте послушаем песню «Настоящий друг» и отдохнем.
- Дети, а какой рассказ В. Осеевой учит нас быть честными и правдивыми?
Рассказ «Почему?», «Какой поступок совершил мальчик?», «Почему мама по доброму отнеслась к сыну?», «А кто такой честный человек?», «На что похожи слова «честный», «честь»? «А легко ли быть честным?»
Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните пословицы о честности:
- «Правда в воде не горит и в огне не тонет»
- «В ком правды нет, в том и добра мало»
- «Вчера солгал, завтра лгуном обзывают»
Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам,
родителям? Составьте небольшой рассказ на тему.
Игры.
Сказать, что если через косынку видите, то обязательно признайтесь.
В конце отметить, кто из детей честно признался, а кто нет.
Незнайка, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?
Беседа по
вопросам нравственного
Перечень отрицательных черт характера в поведении детей:
1. эгоизм;
2. зазнайство;
3. хитрость;
4. лживость;
5. лицемерие;
6. хвастовство;
7. самонадеянность;
8. развязанность;
9. упрямство.
Проявление самонадеянности.
Предлагаемые вопросы:
1. Что является причиной появления самонадеянности у детей?
2. На
примере, каких литературных
3. Как,
воспитывая скромность у детей,
Проявление эгоизма.
1. Какое впечатление проявления эгоизма производит на окружающих
детей?
2. Какие мотивы лежат в проявлении эгоизма?
3. Какие методические приемы может использовать воспитатель по
устранению эгоистических черт у детей?
Предполагаемые ответы:
2-ой вопрос.
Мотив отрицательных взаимоотношений – ссора, драка;
Мотив внимания к себе – я играю лучше всех, выполню и делаю все
лучше всех;
Мотив проявления доброты – обманул из-за того, чтобы наладить
отношения с другом.
3-ий вопрос.
1. беседа
с детьми нравственного
2. пример взрослых: воспитателей, нянь, родителей.
3. оценка поступков детей
4. художественное слово;
5. использование
наглядности: картины,
Проявление зазнайства, хвастовства и развязанности.
1. При каких
условиях могут развиваться
Ответ:
а) часто
детей хвалят не всегда
б) когда
родители пользуются своим
чего нельзя делать другим;
в) неправильная оценка взрослых;
г) предшествуют появлению отрицательных качеств: изнеженность,
чрезмерная забота, избалованность и др.
д) большое значение имеет поведение детей в семье, отношение к
семейному отношению детей, оценка окружающего глазами родителей,
взгляды на предметы быта, взгляды на поступки детей, на жизнь,
осуждение, преувеличение.
2. Какое педагогическое значение приобретают действия педагога по
отношению к детям, имеющим отрицательные черты: зазнайство,
хвастовство, развязанность?
3. Определение средства и мотивы, которые помогли бы избежать
отмеченные недостатки? (Из примеров работы).
Проявление лживости.
1. Что заставляет детей обманывать?
2. Какой поход воспитателя
целесообразен в подобных
3. Что общего и в чем различие между ложью и фантазией детей?
Проявление хитрости и лицемерия.
1. Как часто имеет место проявление у детей хитрости и лицемерия, в каких
случаях жизни?
2. Как вы считаете, какие методы, приемы можно в этих случаях использовать?
Ответ-пример: каждый случай, происшествий рассматривается
индивидуально.
Например: Саша Ч. всяческими путями и средствами приобретает себе
игрушку,
с которой он хотел бы
может пообещать своем у товарищу и солдатиков, и машинки маленькие, о своем обещании забывает быстро, а игрушка, принесенная в группу другим ребенком у него в руках. (проявление хитрости).
Ответ-пример: наказанный Олег, просит прощения у воспитателя, что он
больше никогда, никогда не будет нарушать порядок, выйдя из угла, он говорит детям: «Да, не слушайте воспитателя, она нам все равно простит». (проявление лицемерия).
Игра-инсценировка «Учимся вежливости».
Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в
коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речь детей
соответствующие слова и обороты;
Ход: Воспитатель спрашивает: в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду?
- Старшие дошкольник-пример для малышей, - говорит воспитатель, - вот почему наш младший и давний друг Мишка - Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться Медвежонок?
- Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей
группы с поручением: «Сходи и попроси у Марии Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?
- А сейчас попробуем представить, что наша группа младшая, а Дима пришел к нам с поручением.
- Здравствуйте, - говорит мальчик и замолкает.
- А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? – спрашивает воспитатель. – Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее всех держался Юра.
- А поступить следовало так. Вы вошли в группу. Кого вначале надо
поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день Мария Викторовна!»
Затем надо приветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного
аппетита» Только после этого можно обратиться с просьбой к воспитателю:
«Мария Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки» В заключении надо сказать: «Спасибо и до свидания».
- Всем ли понятно? – спрашивает воспитатель – Передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям
- Теперь предположим, что я вас послала к соседям не днем, а вечером. И не
к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется дважды)
- Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутал ли что-нибудь?
- А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу
в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».
Воспитатель выслушивает ответы детей. Хвалит ребенка, предложившему гостю стул. Объясняет, что в том случае тот, кто окажется близко к гостье должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом.
При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Мария Иванована вышла ненадолго и сейчас вернётся» Просит повторить образец.
- Видите как доволен, и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил.
Проверим еще раз, как поняли его вы, - предлагает воспитатель. Сценка «с
приходом гостей» повторяется 2-3 раза.
- Есть и еще одно правило, - продолжает воспитатель, - не перебивать разговаривающих детей. В таких случаях надо подождать удобного момента и изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?