Профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Файлы: 1 файл

черновое от 15.05.11..docx

— 79.58 Кб (Скачать)

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так  как не знает, кому верить, за кем  идти, не может определить и выбрать  среди авторитетных для него влияний  правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Формирование личности в  значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так  и от стиля общения. Особенности  взаимоотношений и общения между  членами семьи создают психологическую  атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка  наряду с факторами целенаправленного  воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся  в семье отношений между ее членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

В данной главе мы рассматривали  процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как -moralis– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.     [Ю. К. Бабанского. 1989г. c.155] 

Решающее значение для  нравственного воспитания имеет  положительный нравственный опыт, особенное  значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.

Так же в  дошкольном возрасте ребёнок пытается установить новые, более зрелые взаимоотношения с окружающими. Ребёнок пытается самоутвердится.

Процесс воспитания ребёнка осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Формы организации воспитательного процесса отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

И так, формирование основ  моральных качеств человека начинается еще в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

 

 

 

 

Глава 2. Методические аспекты нравственного воспитания дошкольников.

2.1 Методические  диагностики нравственной воспитанности  дошкольников.

Дошкольное детство - это  период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок  начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны  не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и  хочет его познать. Ему, этому  милому "пришельцу", нужно научиться  жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в  обществе норм и правил поведения  и взаимоотношений, переживания, способность  к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения  единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей  своих воспитанников;

дни открытых дверей;

папки-передвижки, стенды в  родительских уголках групповых  помещений. (Липницкая А.В.)

Этическая беседа «Урок вежливости»

 Программное содержание:

Формировать у детей представления  о нравственных нормах  отношений  с

окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.

Учить справедливо оценивать свои  поступки  и поступки  сверстников.  Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг  с другом,  со  взрослыми,  вежливо обращаться с товарищами.

Подготовка:

1. Чтение  детям  произведений  В.  Осеевой  «Просто  старушка»,  «Волшебное слово», «Что легче?»,  «До первого дождя», «Почему», «Плохо»;  С.Я. Маршака : «Ежели вы вежливы».

2. Слушание грамзаписи  «Что такое хорошо и что  такое плохо» В.Маяковского.

3. Заучивание пословиц  о дружбе, честности.

4. Инсценировки «В автобусе»,  «День рождения Вини Пуха»  и другие

 Методические приемы:

Стук в дверь (входит Незнайка).

- «Ой,  сколько детей?  А что это вы здесь делаете?

   Воспитатель: «Идет  занятие, урок вежливости

- Ребята, а можно ли  о Незнайке сказать, что он  воспитанный? А что ему надо  было сказать? Выйди и зайди  снова».

 Незнайка снова входит, здоровается, просит  разрешения  войти.  Предлагаю

 Незнайке сесть и  послушать ребят, поучиться вежливости.

 Оценка.  В комнате разбросаны  игрушки.  Кукол зовут на  завтрак.  Куклы

 заспешили, толкают  друг друга, уселись за стол  и ждут.

 Спрашиваю у детей:  «Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них  сказать,  что они воспитанные, вежливые? Что означают  слова  «вести  себя  вежливо,  культурно? Ребята, а как вы ведете  себя  со  взрослыми?  Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему?  В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего  не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться?  А теперь назовите правила вежливости:

- «Будьте вежливы и  приветливы со всеми взрослыми»

- «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор»

- «На улице,  в детском  саду, в транспорте говори спокойно, негромко»

- «Подай стул или уступи  место вошедшему человеку»

 

Давайте послушаем песню  «Настоящий друг» и отдохнем.

 

- Дети, а какой рассказ  В. Осеевой учит нас  быть  честными  и  правдивыми?

   Рассказ «Почему?», «Какой поступок совершил мальчик?»,  «Почему  мама  по доброму отнеслась к сыну?», «А  кто  такой  честный  человек?»,  «На  что похожи слова «честный», «честь»? «А легко ли быть честным?»

 Честный человек тот,  кто правдив и смел. Вспомните  пословицы о честности:

- «Правда в воде не  горит и в огне не тонет»

- «В ком правды нет,  в том и добра мало»

- «Вчера солгал, завтра  лгуном обзывают»

 

 Ребята, а как вы  себя ведете дома? Как вы относитесь  к бабушкам, братикам,

 родителям? Составьте  небольшой рассказ на тему.

 

 Игры.

Сказать, что если через  косынку видите, то обязательно признайтесь.

 В конце отметить, кто  из детей честно признался,  а кто нет.

 Незнайка, понравился  тебе урок вежливости, все правила  усвоил?

  Беседа по  вопросам нравственного воспитания.

Перечень отрицательных  черт характера в поведении детей:

1. эгоизм;

2. зазнайство;

3. хитрость;

4. лживость;

5. лицемерие;

6. хвастовство;

7. самонадеянность;

8. развязанность;

9. упрямство.

 

Проявление самонадеянности.

Предлагаемые вопросы:

       1. Что  является причиной появления  самонадеянности у детей?

       2. На  примере, каких литературных героев можно воспитать скромность у детей?

       3. Как,  воспитывая скромность у детей,  подавлять их энергии?

 

       Проявление  эгоизма.

 

       1. Какое  впечатление  проявления  эгоизма   производит  на  окружающих

          детей?

       2. Какие  мотивы лежат в проявлении  эгоизма?

       3.  Какие   методические  приемы  может   использовать  воспитатель  по

          устранению эгоистических черт  у детей?

       Предполагаемые  ответы:

       2-ой  вопрос.

       Мотив  отрицательных взаимоотношений  – ссора, драка;

       Мотив  внимания к себе – я играю  лучше  всех,  выполню  и   делаю  все

          лучше всех;

       Мотив  проявления  доброты  –   обманул  из-за  того,  чтобы   наладить

          отношения с другом.

       3-ий  вопрос.

       1. беседа  с детьми нравственного содержания  по разрешению конфликтов;

       2. пример  взрослых: воспитателей, нянь, родителей.

       3. оценка  поступков детей

       4. художественное  слово;

       5. использование  наглядности: картины, иллюстрации  и др.

 

       Проявление  зазнайства, хвастовства и развязанности.

 

     1. При каких  условиях могут развиваться эти  отрицательные черты?

       Ответ:

       а) часто  детей хвалят не всегда заслуженно  их родители;

       б) когда  родители пользуются своим положением  и позволяют  себе  то,

        чего  нельзя делать другим;

       в) неправильная  оценка взрослых;

       г)  предшествуют  появлению  отрицательных   качеств:   изнеженность,

        чрезмерная  забота, избалованность и др.

       д) большое  значение имеет  поведение   детей  в  семье,  отношение   к

        семейному  отношению детей, оценка  окружающего   глазами  родителей,

        взгляды  на предметы быта, взгляды   на  поступки  детей,  на  жизнь,

        осуждение,  преувеличение.

     2.  Какое  педагогическое значение  приобретают   действия  педагога  по

        отношению   к  детям,  имеющим  отрицательные   черты:   зазнайство,

        хвастовство,  развязанность?

     3.   Определение   средства  и  мотивы,  которые   помогли  бы  избежать

        отмеченные  недостатки? (Из примеров работы).

 

      Проявление  лживости.

 

1. Что заставляет детей  обманывать?

2. Какой поход воспитателя  целесообразен в подобных случаях?

3. Что общего и в  чем различие между ложью и  фантазией детей?

 

      Проявление  хитрости и лицемерия.

 

1. Как часто имеет место  проявление у детей хитрости  и  лицемерия,  в  каких

   случаях жизни?

2. Как вы считаете, какие  методы, приемы можно в этих  случаях использовать?

       Ответ-пример:    каждый    случай,    происшествий    рассматривается

   индивидуально.

    Например: Саша  Ч.  всяческими  путями  и   средствами  приобретает  себе

      игрушку,  с которой он хотел бы поиграть  у  других  детей  первым,  он

      может пообещать  своем у товарищу и солдатиков, и машинки маленькие,  о своем обещании забывает быстро, а игрушка, принесенная в группу другим ребенком у него в руках. (проявление хитрости).

Ответ-пример: наказанный Олег, просит  прощения  у  воспитателя,  что он

больше никогда, никогда  не будет нарушать порядок, выйдя  из  угла, он говорит детям: «Да, не слушайте воспитателя, она нам  все  равно простит». (проявление лицемерия).

 

 Игра-инсценировка «Учимся вежливости».

 

   Цель:  рассказать  детям о некоторых важных   правилах   поведения   в

   коллективе, о необходимости соблюдать их;  активизировать  в речь  детей

   соответствующие  слова и обороты;

   Ход: Воспитатель спрашивает:  в какой  возрастной  группе  воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду?

- Старшие дошкольник-пример  для  малышей,  -  говорит воспитатель,  -  вот почему наш младший и давний друг Мишка - Ушастик пришел  учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться Медвежонок?

- Представьте себе, что  я послала кого-то  из  вас   к  воспитателю  младшей

   группы с поручением: «Сходи и попроси у Марии Ивановны цветные мелки».  И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит,  аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?

- А сейчас попробуем  представить, что наша группа младшая, а Дима пришел  к нам с поручением.

- Здравствуйте, - говорит  мальчик и замолкает.

- А как в этом случае  будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? –  спрашивает воспитатель. – Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее всех держался Юра.

- А  поступить  следовало   так.  Вы  вошли  в  группу.  Кого  вначале  надо

   поприветствовать? Воспитателя  и няню:  «Добрый  день  Мария   Викторовна!»

   Затем  надо  приветствовать  детей:  «Доброе   утро,   малыши!   Приятного

   аппетита» Только  после этого можно обратиться  с просьбой  к  воспитателю:

   «Мария Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки»  В заключении надо сказать: «Спасибо и до свидания».

-  Всем ли понятно?  – спрашивает воспитатель –  Передает Ушастика  кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести,  придя  с  поручением  к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям

- Теперь предположим,  что я вас послала к соседям  не днем, а вечером. И  не

к малышам, а в подготовительную к школе  группу  (упражнение  повторяется дважды)

- Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутал ли что-нибудь?

- А сейчас представьте  себе, что я не ваш воспитатель,  а гость. Вот я вхожу

   в комнату и  говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я  бы  хотела видеть вашего воспитателя».

       Воспитатель  выслушивает ответы детей. Хвалит ребенка,  предложившему гостю стул. Объясняет, что в том случае тот,  кто окажется  близко  к гостье должен уступить ей свой стул или подать другой,  стоящий рядом.

    При этом надо  сказать: «Присядьте,  пожалуйста.  Наша  Мария  Иванована вышла ненадолго и сейчас вернётся» Просит повторить образец.

- Видите как доволен, и подпрыгивает Ушастик! Это правило он  уже усвоил.

   Проверим еще раз,  как поняли его вы, - предлагает  воспитатель. Сценка  «с

   приходом гостей»  повторяется 2-3 раза.

- Есть и еще одно  правило,  -  продолжает  воспитатель,  -  не  перебивать разговаривающих детей. В таких случаях надо подождать удобного момента   и изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?

Информация о работе Профориентация