Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Наиболее последовательной и современной классификацией является, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
· методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
· методы стимулирования поведения и деятельности.
Рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
1. служить источником знаний,
2. обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
3. служить способом
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
1. Рассказ должен
2. Рассказ сопровождается
иллюстрациями, которыми могут
стать произведения живописи, художественные
фотографии, изделия народных умельцев.
Усиливает его восприятие
3. Обстановка имеет большое
значение для восприятия
4. Рассказ обязательно
должен переживаться
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или
закрепить новое моральное
б) для выработки правильного
отношения воспитанников к
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников.
Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям.
Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель — узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в социалистическом обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет.
Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию.
Этическая беседа, по моему мнению, является важной составляющей процесса нравственного воспитания, так как в её процессе осуществляться познавательная деятельность, обогащение опыта ребёнка.
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы
этическая беседа развивалась по
заранее составленному сценарию
с заучиванием готовых или
подсказанных взрослыми ответов. Нужно
учить детей с уважением
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д.
Такие беседы помогают
дошкольникам усвоить
Немаловажное значение имеет
также и пример сверстников, одобряемый
педагогом. Например, желая предупредить
возможное нарушение
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей.
Методы. | |
Создание у детей |
Формирование у дошкольников нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок |
Метод приучения; Упражнений; Пример взрослых; Показ действия; Организация деятельности; Труд; Игра. |
Беседы; Художественная литература; Рассказывание, рассмотрение картин; Диафильмы, радио, телепередачи. |
| |
Метод убеждения; Положительный пример взрослого; Организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения; Оценка взрослых, их похвала. |
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в нравственном воспитании дошкольников.
Одной из эффективных форм
взаимодействия ДОУ и семьи является
организация семейного клуба
в ДОУ. Данная форма интересна
тем, что тематика заседаний клуба
может варьироваться в
Примерная тематика клубов:
«Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей)
«Развитие художественно-творческих способностей»
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Речевое развитие дошкольников» и др.
Ведущим факторами в формировании
личности ребенка являются нравственная
атмосфера жизни семьи, ее уклад,
стиль. Под этими понятиями
Задача образовательного
учреждения - определение путей
Содержательные линии развития семьи:
формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
развитие умственных способностей, творческого мышления;
воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;
воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;
формирование эстетического
художественного вкуса у
Воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.
Нравственное воспитание
ребенка — сложный
Формы работы с семьей |
Особенности, рекомендации |
Посещение семьи ребенка |
|
День открытых дверей |
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. |
Беседы (индивидуальные, групповые) |
Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. |
Консультации |
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). |
Семинары-практикумы |
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. |
Родительские собрания |
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». |
Совместная экскурсия |
Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. |
Родительские конференции |
Основная цель конференции
- обмен опытом семейного воспитания.
Родители заранее готовят сообщение,
педагог при необходимости |
| |
Семейные клубы |
В отличие от родительских
собраний, в основе которых назидательно- Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. |
«Родительская почта» и «Телефон доверия» |
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. |
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких моральных принципов, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Нетрадиционное взаимодействие
семьи и дошкольного