Профориентация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания ,в широком смысле слова , относится к числу проблем, поставленных всем ходом для развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Файлы: 1 файл

черновое от 15.05.11..docx

— 79.58 Кб (Скачать)

Наиболее последовательной и современной классификацией является, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

· методы разностороннего  воздействия на сознание, чувства  и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и  убеждений (методы формирования сознания личности);

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения;

· методы стимулирования поведения  и деятельности.

Рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.  Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.

 У рассказа на этическую  тему несколько функций: 

1. служить источником  знаний,

2. обогащать нравственный  опыт личности опытом других  людей,

3. служить способом использования  положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности  этического рассказа относятся следующие:

1. Рассказ должен соответствовать  социальному опыту дошкольников. Он должен быть краток, доступен, эмоционален, соответствует переживаниям  детей.

2. Рассказ сопровождается  иллюстрациями, которыми могут  стать произведения живописи, художественные  фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо  подобранное музыкальное сопровождение.

3. Обстановка имеет большое  значение для восприятия этического  рассказа. Эмоциональное воздействие  окружающей обстановки должно  соответствовать замыслу и содержанию  рассказа.

4. Рассказ обязательно  должен переживаться слушателями.  Нужно позаботиться, чтобы впечатления  от него сохранялись.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность  воздействия на данную группу или  отдельную личность.  На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать.  Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или  закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного  отношения воспитанников к определенному  поступку, который уже совершен.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников.

Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы  знания одного ребенка дополняли  бы знания другого. Один сам пережил  какое-то событие, другой узнал о  переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и  дети к каким-то событиям.

Таким образом, суждения, переживания  одного являются как бы продолжением знаний, чувств  другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель — узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в социалистическом обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет.

Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование  методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого  ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному  критерию.

Этическая беседа, по моему  мнению, является важной составляющей процесса нравственного воспитания, так как в её процессе осуществляться познавательная деятельность, обогащение  опыта ребёнка.

Беседа должна носить проблемный характер.

Нельзя допускать, чтобы  этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или  подсказанных взрослыми ответов. Нужно  учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и  аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут  быть успешными.

Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д.

 Такие беседы помогают  дошкольникам усвоить нравственные  понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее  сформировавшиеся представления  об этих качествах, связать  их со своим опытом, правильно  оценивать собственное поведение  и поступки сверстников.

Немаловажное значение имеет  также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в  строй, а немножко отошел и пропустил  вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание  поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель  одобряет другого ребенка: «Как аккуратно  Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!»  Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что  все дети поступят так же, побуждают  их к необходимым действиям.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей.

 

  1. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни старших дошкольников, деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [http://virastaika.net .]

Методы.

Создание у детей практического  общественного поведения

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок

Метод приучения;

Упражнений;

Пример взрослых;

Показ действия;

Организация деятельности;

Труд; Игра.

Беседы;

Художественная литература;

Рассказывание, рассмотрение картин;

Диафильмы, радио, телепередачи.

 

Метод убеждения;

Положительный пример взрослого;

Организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения;

Оценка взрослых, их похвала.


 

 

1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в нравственном воспитании дошкольников.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба  в ДОУ. Данная форма интересна  тем, что тематика заседаний клуба  может варьироваться в зависимости  от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты  в каждой группе. В работе клуба  принимают участие различные  специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

 Примерная тематика  клубов:

«Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем  в вопросах воспитания детей)

«Развитие художественно-творческих способностей»

«Патриотическое воспитание дошкольников» 

 «Речевое развитие  дошкольников» и др.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются  социальные установки и система  ценностей семьи, взаимоотношения  членов семьи друг с другом и с  окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь  и деятельность детей в семье  соответственно возрасту ребенка и  целям его всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного  взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии  развития семьи:

формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей  ребенка;

 

 развитие умственных  способностей, творческого мышления;

 

 воспитание чувства  уважения к ребенку со стороны  родителей;

 

 воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:

 

 формирование в ребенке  и в семье осознания ценности  здорового образа жизни;

 

 формирование эстетического  художественного вкуса у ребенка  и развитие эстетических чувств в семье;

Воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.

 

 

Нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 

Формы работы с семьей

Особенности, рекомендации

Посещение семьи ребенка

  1. Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [Харламов И.Ф.  - М., 1990.].

День открытых дверей

Дает возможность познакомить  родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями  воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра  заведующая иди методист беседуют с  родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем  можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится  таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь  не только говорить, но и слушать  родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система  консультаций, которые проводятся индивидуально  или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно  приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями  к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно  приглашать на семинары-практикумы. Эта  форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей  всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них  обсуждают задачи на новый учебный  год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления  родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить  родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Совместная экскурсия

Проведение совместных с  родителями экскурсий могут планироваться  как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским  садом не обязательно присутствие  родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии  были отражены в фото и/или видео  репортаже, которые потом можно  размножить для всех семей.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает  помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить  специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить  в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота  о здоровье детей», «Приобщение детей  к национальной культуре», «Роль  семьи в воспитании ребенка»). К  конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

  1. Нетрадиционные формы работы с семьей [Яновская М.Г. –М.: 2003. - № 4 – с.24-29/]

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения  с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком  клубе людей объединяет общая  проблема и совместные поиски оптимальных  форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается  родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться  в один большой клуб или дробиться  на более мелкие, - все зависит  от тематики встречи и замысла  устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам  воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет  возможность в короткой записке  высказать сомнения по поводу методов  воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных  проявлениях детей.


 

  1. Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома [Штольц Х., Рудольф Р. -М., 1986.].

 

Формирование основ моральных  качеств человека начинается еще  в дошкольном возрасте. От того, насколько  успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких  моральных  принципов, формировать  у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и  на их основе - поступки, соответствующие  нормам поведения гражданина.

  1. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как: любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.[ Ядэшко, В.И., 1999]

В воспитании ребенка с  первых лет жизни большое место  занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Нетрадиционное взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей  дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического  принципа - единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие [Ю. К. Бабанского. 1989г. c.155]. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно.

Информация о работе Профориентация