Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:45, доклад
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].
Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].
Для выявления склонности
человека к определённому роду деятельности,
профессии нашли широкое
Профессиональная ориентация включает в себя:
Профессиональное
просвещение — обеспечение
Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Для проведения профессиональной
ориентации нужно располагать социально-
В обществе профориентационную работу осуществляют:
Профессиональное
самоопределение длится в течение
всей жизни: человек выбирает профессию,
проходя стадии фантазии, проб, выборов,
их реализации, затем вступает в
профессию, позднее меняет порой
саму профессию или специальности
внутри неё, в зависимости от изменений
в мире профессии, от изменений в
самом себе, от отношения к труду.
Профессиональное развитие человека — это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
Выделяют следующие типы профессиональной ориентации:
Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности граждан. Она определяется направленностью на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация — одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости.
Обычно структуры
профориентации имеют четко выраженную
ориентацию на обеспечение выбора образовательного
или профессионального пути. Но более
предпочтителен акцент на образование,
ориентирование в сферах профессиональной
трудовой деятельности, социального
и личностного развития в рамках
единой системы профориентации. Такой
комплексный подход особенно актуален
для условий социальной и экономической
нестабильности, когда профессиональную
ориентацию нельзя выделить из социального
ориентирования. В то же время, основным
элементом профессионального
Определение
силы и слабости нервной
системы. Экспресс-диагностика
Е.П.Ильина
Данная методика известна давно. Она входила еще в список методов определения свойств нервной системы, разработанных в школе И.П.Павлова. Он относительно прост, занимает немного времени и не требует сложного оборудования, поэтому применяется до сих пор, хотя дает лишь ориентировочное представление о силе нервной системы. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими характеристики личности. Может быть полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.
Для проведения терпинг-теста требуется стандартный бланк, представляющий собой стандартный лист бумаги (А4, 210х297). На нем начерчен большой прямоугольник, приблизительно 200 х 280, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. Кроме того, нужны секундомер и карандаш.
Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек. дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1 подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2)построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс порядковые номера 5-секундных промежутков времени, а на оси ординат — количество точек соответствующем квадрате.
Анализ результатов исходит из того, что сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа движения рук могут быть условно разделены на пять типов:
— выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
— ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
— промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
— вогнутый
тип: первоначальное снижение максимального
темпа сменяется затем
а б
в г
Графики: а — выпуклого
типа', б — ровного типа; в —
промежуточного и вогнутого типов;
г — нисходящего типа. Горизонтальная
линия — линия, отмечающая уровень начального
темпа работы в первые 5 сек.
Литература:
1.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.205
2.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов средн. Школ. – 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
3.www.hsu.ru