Типы профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:45, доклад

Краткое описание

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].
Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Файлы: 1 файл

сам.работа.docx

— 48.61 Кб (Скачать)
  1. Типы  профориентации
 

Профессиональная  ориентация, профориентация, выбор  профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и  фр. orientation — установка) — система  мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].

Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах  системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Профессиональная  ориентация включает в себя:

Профессиональное  просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных  заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное  воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное  консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное  развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии  и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать  перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень  доходов профессионалов, пути получения  квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности  рынка труда. Кроме этого, следует  пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными  характеристиками условий труда  с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

В обществе профориентационную работу осуществляют:

  • специальные службы;
  • учебные заведения;
  • профессиональные центры и консультации.

Профессиональное  самоопределение длится в течение  всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в  профессию, позднее меняет порой  саму профессию или специальности  внутри неё, в зависимости от изменений  в мире профессии, от изменений в  самом себе, от отношения к труду. 

Профессиональное  развитие человека — это непрерывная  цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать  влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.

Выделяют следующие  типы профессиональной ориентации:

  • образование, получение и обновление знаний;
  • реализация своих физических качеств и практического интеллекта;
  • ориентация на досуговую деятельность;
  • высокие требования к материальным условиям жизни;
  • ориентация на материальную обеспеченность.

Профессиональная  ориентация является одним из средств  повышения адаптивности и конкурентоспособности  граждан. Она определяется направленностью  на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации  к профессиональному обучению как  средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация — одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости.

Обычно структуры  профориентации имеют четко выраженную ориентацию на обеспечение выбора образовательного или профессионального пути. Но более  предпочтителен акцент на образование, ориентирование в сферах профессиональной трудовой деятельности, социального  и личностного развития в рамках единой системы профориентации. Такой  комплексный подход особенно актуален для условий социальной и экономической  нестабильности, когда профессиональную ориентацию нельзя выделить из социального  ориентирования. В то же время, основным элементом профессионального ориентирования является ориентация на профессиональное обучение во всех формах. 
 

 

Определение силы и слабости нервной  системы. Экспресс-диагностика  Е.П.Ильина 

     Данная  методика известна давно. Она входила  еще в список методов определения  свойств нервной системы, разработанных  в школе И.П.Павлова. Он относительно прост, занимает немного времени  и не требует сложного оборудования, поэтому применяется до сих пор, хотя дает лишь ориентировочное представление  о силе нервной системы. Методика основана на определении динамики максимального  темпа движения рук. Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими характеристики личности. Может быть полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.

     Для проведения терпинг-теста требуется  стандартный бланк, представляющий собой стандартный лист бумаги (А4, 210х297). На нем начерчен большой прямоугольник, приблизительно 200 х 280, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. Кроме того, нужны секундомер и карандаш.

Инструкция: «По сигналу  экспериментатора Вы должны начать проставлять  точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить  как можно больше точек. Переход  с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой  стрелки. Все время работайте  в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

     Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем  через каждые 5 сек. дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор  подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие  процедуры:

1 подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2)построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс порядковые номера 5-секундных промежутков времени, а на оси ординат — количество точек соответствующем квадрате.

     Анализ  результатов исходит из того, что  сила нервных процессов является показателем работоспособности  нервных клеток и нервной системы  в целом. Сильная нервная система  выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Опыт проводится последовательно сначала  правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального  темпа движения рук могут быть условно разделены на пять типов:

— выпуклый тип: темп нарастает до максимального  в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

— ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего  времени работы. Этот тип-кривой характеризует  нервную систему испытуемого  как нервную систему средней  силы;

— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже  со второго 5-секундного отрезка и  остается на сниженном уровне в течение  всей работы. Этот тип кривой свидетельствует  о слабости нервной системы испытуемого;

— промежуточный  тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;

— вогнутый тип: первоначальное снижение максимального  темпа сменяется затем кратковременным  возрастанием темпа до исходного  уровня. Вследствие способности к  кратковременной мобилизации такие  испытуемые также относятся к  группе лиц со средне-слабой нервной  системой.

 

Типы динамики максимального  темпа движений

 

            а      б

            в      г

Графики: а — выпуклого  типа', б — ровного типа; в —  промежуточного и вогнутого типов; г — нисходящего типа. Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек. 

 

Литература:

           1.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.205

           2.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов средн. Школ. – 2-е изд., доп.  и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

           3.www.hsu.ru

Информация о работе Типы профориентации