Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую основу понятия «профориентация»;
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор системы профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»;
- разработать систему профориентации для предприятия, выявить ее эффективность.
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Введение
1. Основы профориентации и ее роль в формировании качественного трудового состава организации
1.1. Понятие, цели и задачи профориентации персонала
1.2. Роль профориентационной работы в деятельности предприятия
1.3. Основные формы и методы профориентационной работы
2. Организация системы профориентационной работы в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
2.1. Общие сведения об организации. Численность и структура персонала
2.2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
2.3. Анализ существующей системы профорентационной работы
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности
3.2. Разработка личностной спецификации профконсультанта
3.3. Социальная и экономическая эффективность системы профориентации для организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайский государственный
И. И. Ползунова»
Институт экономики и управления
Кафедра «Экономика труда»
Курсовая работа защищена с оценкой
___________________
Руководитель работы __________________ к.п.н., доцент А. В. Гайдук
(подпись, должность, фамилия)
Организация системы профориентации кадров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
По дисциплине «Основы управления персоналом»
Студент гр. УП-91 _________ Беспалова Н. Ю.
Руководитель работы __________к.п.н., доцент А. В. Гайдук
(подпись, должность,ученое звание, И.Ф.О.)
Барнаул 2012
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им.
И. И. Ползунова»
Институт экономики и
Кафедра «Экономика труда»
Специальность – 080505 «Управление персоналом»
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу
Студентки Беспаловой Натальи Юрьевны гр. УП-91
(фамилия, имя, отчество)
По дисциплине «Основы управления персоналом»
- рассмотреть теоретическую
основу понятия «
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор
системы профориентации в
- разработать систему
профориентации для
4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
по теоретической части: рассмотрение понятия профориентации; критический обзор точек зрения по рассматриваемой теме.
по аналитической части: общая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»; анализ деятельности службы управления персоналом по основным направлениям; анализ собранной информации по теме курсовой работы.
по проектной части: Разработка конкретных рекомендаций, предложений, мероприятий по совершенствованию деятельности кадровой службы по реализации методов профориентации на предприятии.
Срок представления курсовой работы к защите
«27» декабря 2012 г.
Дата выдачи задания «__»_____________2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения……………………………………………………
Введение
Сегодня повсеместно признан тот факт, что эффективность предприятия в значительной мере зависит от уровня развития имеющихся человеческих ресурсов. Поэтому многие руководители крупных организаций не жалеют средств на совершенствование системы управления персоналом.
Одной из функций современных кадровых служб является привлечение новых работников, а также выбор среди всех кандидатов наиболее подходящего для конкретного рабочего места и для организации в целом. Для этого необходимо учитывать не только уровень образования и опыта сотрудника, но и его реальные способности, навыки, таланты, особенности личности и т. д., которые можно выявить различными способами: беседа, интервью, тестирование и т. д. Такая система мер по информированию о свободной вакансии, выбору из всех кандидатов наиболее соответствующего требованиям называется профориентацией. Она выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Профессиональная ориентация призвана способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности [5, 234с.].
К сожалению, важность мероприятий по профориентации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринималась кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ профориентации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования профориентационных методик, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики. В России наука об Управлении персоналом появилась совсем недавно, поэтому своих собственных наработок в данной сфере мы практически не имеем. Наиболее крупные предприятия вынуждены заимствовать методы управления персоналом из зарубежного опыта, принимая во внимание особенности нашего менталитета, законодательства, рынка труда и др.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью разработки эффективных методик формирования кадрового потенциала для успешной деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности на рынке.
Проблема исследования проявляется в том, что неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности наносит ущерб не только его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между социально-психологическими характеристиками, профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном итоге ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.
Поэтому целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую
основу понятия «
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор
системы профориентации в
- разработать систему
профориентации для
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Предмет исследования – система профориентации на предприятии.
Теоретической основой курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные вопросам исследования сущности, методов профориентации, Кибанова А. Я., Макарова И. К., Пряжникова Н. С., Шекшня С. В. и других авторов.
Информационную базу исследования составили статистические и аналитические материалы, характеризующие развитие кадрового потенциала предприятия, интернет – издания официальных сайтов, статьи периодической печати, оперативные и отчетные данные исследуемого предприятия, регламентирующая, организационно – распорядительная документация.
Разные виды труда сложно увидеть и представить себе не только потому, что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, что в труде каждого современного профессионала очень велика доля так называемых интеллектуальных компонентов, незримых составляющих. Для того чтобы понять, в чем состоит подлинная работа человека нужно подойти к этому вопросу с точки зрения психолога. То есть, задача психолога рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий исходя из их индивидуальных качеств человека. Собственно это и является задачами профориентации.
Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации. Критерий появления профориентации связан с ростом и развитием крупной промышленности. [15, 45с.]
Сегодня вопросы профориентации
рассматриваются в научных
Для более полного раскрытия понятия «профориентация» рассмотрим несколько определений.
Процесс профориентации
представляет собой способ организации
взаимосвязанных процессов
Под профессиональной ориентацией
понимается научно обоснованная система
форм, методов и средств воздействия
на обучающихся и
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям [2, 9c.].
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [3, 12 c].
Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности [5, 234 c.].
Итак, обобщая все вышеперечисленные определения, понятно, что профориентация заключается в:
1. распространении
информации о существующих
2. информирование о
социально-экономической
3. выявление личных и трудовых качеств человека для определения подходящего ему рода деятельности;