Системы качества на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является отыскание путей научно-обоснованных форм и методов управления качеством в практике деятельности российских предприятий и выработка практических рекомендаций по их применению на предприятии ООО «СОК-ТРАНС ЛТД».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
* рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством ООО «СОК-ТРАНС ЛТД»;
* провести анализ системы управления качеством на предприятии;
* разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «СОК-ТРАНС ЛТД».

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы управления качеством
1.1 Роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизнеса
1.2 Этапы развития систем качества
1.3 Проблемы развития системы качества в России
Глава 2 Анализ системы управления качеством на предприятии ООО «СОК-ТРАНС ЛТД».
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2Анализ эффективности системы качества
Глава 3 Проект совершенствования системы управления качеством ООО «СОК-ТРАНС ЛТД»
3.1 Реализация процессного подхода системы качества
3.2 Менеджмент ресурсов
3.3 Планирование жизненного цикла оказываемых услуг
3.4 Внедрение системы мониторинга и управления транспортом оценка экономической эффективности проектных решений
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Копия Федеральное Агентство по Образованию.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования

    Тольяттинский Государственный Университет Сервиса 
     
     

    Кафедра: «Менеджмент» 
     
     
     
     

    Курсовая  работа

    «Системы качества на предприятии» 
     
     
     

    Студентка: Леванова Дарья Владимировна

    Группа: БМн-301

    Преподаватель: Маркова Ольга Владимировна 
     
     
     
     

Тольятти 2009

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические и методологические основы управления качеством

      1. Роль системы менеджмента качества в повышении     конкурентоспособности предприятия или бизнеса
      2. Этапы развития систем качества
      3. Проблемы развития системы качества в России

Глава 2 Анализ системы управления качеством  на предприятии ООО «СОК-ТРАНС ЛТД».

            2.1 Общая характеристика предприятия

           2.2Анализ эффективности системы качества

Глава 3 Проект совершенствования системы  управления качеством ООО  «СОК-ТРАНС  ЛТД»

           3.1 Реализация процессного подхода  системы качества

           3.2 Менеджмент ресурсов

           3.3 Планирование  жизненного цикла оказываемых услуг

            3.4 Внедрение системы мониторинга  и управления транспортом оценка  экономической эффективности проектных  решений 

Заключение

Список  используемой литературы

Введение

     В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

     Качество  является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где  произошли подлинные революции  в этой области. Именно с помощью  современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские  предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных  методов менеджмента качества. Между  тем повышение качества несет  поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

     Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение  качества способствует повышению эффективности  производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Вопросам  управления качеством посвящено  много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

     Понятие качества продукта с позиций его  соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Дж. Ван Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

     Целью данной работы является отыскание путей  научно-обоснованных форм и методов  управления качеством в практике деятельности российских предприятий  и выработка практических рекомендаций по их применению на предприятии ООО  «СОК-ТРАНС ЛТД».

     Реализация  поставленной цели обусловила необходимость  решения следующих задач:

  • рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством ООО «СОК-ТРАНС ЛТД»;
  • провести анализ системы управления качеством на предприятии;
  • разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «СОК-ТРАНС ЛТД».

      Объект  исследования – Общество с ограниченной ответственностью ООО «СОК-ТРАНС  ЛТД»  в его взаимодействии с  другими хозяйствующими субъектами.

      Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

      Теоретико-методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе.

      Практической  базой исследования являются аналитические  данные, опубликованные в научной  литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также данные конкретного предприятия.

 

 1. Теоретические и методологические основы управления качеством

1.1 Роль системы менеджмента  качества в повышении  конкурентоспособности  предприятия или  бизнеса

Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина «качество» в управлении предприятием требует его обсуждения.

В обобщенном виде исследователями выделяются следующие методологические подходы к пониманию качества, применявшиеся в различные эпохи научного познания:

  • субстратное, характерное для древних культур, сводимое к характеристике основных космических стихий – “стихий бытия” (огонь, вода, земля, воздух и т.п.);
  • предметное, обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин, сводимое к рассмотрению вещей и их свойств;
  • системное, которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
  • функциональное, которое выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;
  • интегральное, которое ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.

Для современных  исследований в различных областях научного знания (экономика, управление, психология и др.) характерным является интегральное понимание качества.

     Интегральное  понимание качества зародилось в  недрах экономической науки, чему в немалой степени способствовало развитие рыночных отношений. Краткая характеристика основных подходов представителей различных наук к трактовке качества будет иметь определенное значение и для темы исследования.

     Так, многими экономистами качество понимается как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить и тогда, когда они нуждаются в изделии или услуге. В качестве существенных критериев качества выделяются: соответствие стандарту, соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов, степень точности соблюдения всех производственных процессов, соответствие качества требованиям покупателей, соответствие качества платежеспособному спросу. Причем, все эти критерии являются равноценными.

     Ряд исследователей (М. Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт) рассматривают качество в трех важнейших аспектах: качество соответствия техническим условиям, качество конструкции и функциональное качество. При этом качество формируется в определенной последовательности, а все названные аспекты качества одинаково важны.

     Успехи  экономической науки в исследовании качества способствовали официальному закреплению определения качества в стандартах ИСО (Международной  организации по стандартизации при  ООН). Так, в соответствии с документом ИСО 8402 под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

     Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Качество можно представить в виде пирамиды (Приложение 1).

     Как показывают С. Д. Ильенкова и др., наверху пирамиды находится TQM –  всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением

высокого  организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

     Значение  качества продукции состоит в  том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

     Если  не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

     До  недавнего времени считалось, что  качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб.

     Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60 % времени может уходить на исправление брака.

     На  современном мировом рынке, где  предложение превышает спрос, господствует покупатель, который отдает предпочтение той продукции, которая в наибольшей степени соответствует его ожиданиям и имеет цену, которую готов заплатить покупатель за удовлетворение своих потребностей. Поэтому, чтобы продукция пользовалась спросом на рынке, т. е. была конкурентоспособной, ее качество должно быть ориентировано на потребителя, на удовлетворение его нужд, потребностей и ожиданий.

     Качество  продукции и ее конкурентоспособность, безусловно, связанные, но все-таки существенно  различные понятия. Качество продукции  – основной фактор обеспечения ее конкурентоспособности на рынке.

     Конкурентоспособность – это характеристика продукции, отражающая степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению  с лучшей аналогичной продукцией, представленной на данном рынке. Конкурентоспособность  любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с продукцией конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом следует иметь ввиду, что в последние годы наиболее приоритетным фактором при выборе продукции стало качество продукции, и потребитель стал отдавать предпочтение продукции высшего качества, отказываясь от более дешевой, но имеющей худшие качества.

     В конечном итоге, об уровне конкурентоспособности  продукции можно судить только по реакции рынка, выражающейся в объемах продаж продукции. Оценки конкурентоспособности дают лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность продукции. Для успешной продажи продукции необходимо, чтобы она соответствовала запросам потребителей данного рынка, появилась на рынке в нужном количестве и в нужный момент времени и чтобы потребитель был подготовлен к появлению на рынке данной продукции. Фактор времени весьма важен, ибо то, что нужно потребителю сегодня, может оказаться ненужным завтра из-за изменения вкусов потребителя, моды или появления нового технического решения. Поэтому рыночная судьба продукции во многом зависит от эффективности деятельности маркетинговой службы изготовителя продукции.

Информация о работе Системы качества на предприятии