Система профориентации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую основу понятия «профориентация»;
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор системы профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»;
- разработать систему профориентации для предприятия, выявить ее эффективность.
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».

Оглавление

Введение
1. Основы профориентации и ее роль в формировании качественного трудового состава организации
1.1. Понятие, цели и задачи профориентации персонала
1.2. Роль профориентационной работы в деятельности предприятия
1.3. Основные формы и методы профориентационной работы
2. Организация системы профориентационной работы в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
2.1. Общие сведения об организации. Численность и структура персонала
2.2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
2.3. Анализ существующей системы профорентационной работы
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности
3.2. Разработка личностной спецификации профконсультанта
3.3. Социальная и экономическая эффективность системы профориентации для организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая ОУП.doc

— 668.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профориентация –  это система взаимосвязанных  экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических методик, направленных на оказание помощи людям в выборе профессии, смены  рода деятельности, выявление их пригодности к различным видам работ с целью регулирования рынка труда, а также помощи в создании и развитии качественного трудового потенциала в отдельной организации.

Общей целью профориентации является помощь человеку в его профессиональном самоопределении. Основные ее задачи — помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства. Цель ориентации на конкретную организацию состоит в уменьшении стартовых издержек.

Сложились следующие  формы ее реализации: профессиональное просвещение, информация, консультация, диагностика и профотбор.

Профориентация позволяет  выявить и развить интерес, способности  человека к определенным профессиям или группам профессий, а также определить степень его пригодности к ним еще до этапа включения в общественное производство. Она помогает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки ее освоения, повысить производительность труда. Все более активное вовлечение различных групп трудящихся в процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы увеличило их потребность в такой помощи. Во многих странах это привело к расширению сферы применения профориентации, которая начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориентационных служб с учебными заведениями, организациями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали дифференциации этих служб и предоставляемых ими услуг, а также их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т. е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью трудоустройства).

Профориентация призвана помочь населению в выборе «своего  дела», тем самым предотвращая его  неопределенность и безработицу.

На предприятии система профориентации играет важную роль при поиске и отборе персонала, развитии профессиональных качеств и способностей отдельных сотрудников, перемещении кадров и исследовании мотивации работника. Она способствует успешному поиску подходящих друг другу человека и рабочего места. Работник чувствует себя комфортно, успешно развивается, а значит, повышается его вклад в прибыль предприятия, снижается текучесть кадров, следовательно уменьшаются издержки на найм и адаптацию персонала.

В данной работе была проанализирована система профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» – «Алтайэнерго» и сделаны основные выводы:

1. профориентационной  работой в организации занимаются  три подразделения: Отдел подпора,  оценки и развития персонала,  Сектор социальной политики, а также Департамент по связям с общественностью. В исследовании психофизиологических особенностей работников принимает участие «Сибирский корпоративный энергетический университет».

2. профориентационная  работа с внутренним рынком  труда практически отсутствует, не исследуется динамика развития сотрудника. Консультационная деятельность по смене рода деятельности не проводится.  При найме сотрудника предоставляется поверхностная информация о вакансии, что ведет к высокой текучести кадров.

3. в основном используются следующие формы профориентационной работы: профессиональная информация, реклама, пропедевтика. Другие формы, такие, как профессиональный предварительный отбор и консультация применяются довольно поверхностно, стандартизировано.

4. диагностика персонала проводится в основном, при найме. Дальнейшая оценка работника ограничивается  аттестацией. Для диагностики личностных и деловых качеств используются стандартизированные методы (анкета, собеседование, рекомендательное письмо, свидетельства, тесты деловых и личностных качеств).

5. Следует все же  отметить широкий спектр деятельности  профориентации, направленной на  внешний рынок труда. Ведется  активная работа по привлечению,  информированию возможных работников. Но также отсутствует диагностика  личности. Её наличие можно отметить лишь в формировании резерва молодых специалистов в целевой подготовке кадров. Здесь используются целевые личностные тесты, тесты интеллекта и достижений, тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» Е. А. Климова.

6. цели кадровой политики  на сегодняшний момент не реализуются  полностью. Прослеживается недостаток  специалистов по кадровой работе, что создает дополнительную нагрузку, которая ограничивает их деятельность  набором стандартных методов  управления персоналом, т. е. нет возможности разработки и реализации оригинальных и эффективных мероприятий.

Для ликвидации недостатков  в системе профориентации рекомендуется  развивать профессиональную диагностику  и консультацию как на внешнем, так  и на внутреннем рынке труда, используя тесты, открытые опросники, шкальные, ситуационные, биографические методы. Примеры методик приведены в части 3.2.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Аверин А.Н.  Управление персоналом. Учебное  пособие – М.: Изд-во НОРМА, 2010

2. Григорьева М.В. Психология труда / Конспект лекций

3. Зеер Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.

4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 2000

5. Кибанов  А.Я. Основы управления персоналом  Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005

6. Климов Е. А. Путь в профессию. — М., 2004.

7. Кишиков Р.В. Профориентация и профотбор (материалы по дисциплине) / М. - 2010

8. Вопросы экономики  // Потенциал рабочей силы и  рынок образовательных услуг  / А. Кузьмина. - №1. - 2007

9. Макарова И.К. Управление  человеческими ресурсами. Пять  уроков эффективного HR-менеджмента.- 2008 год.

10. Татьяна Макаренко, Светлана Панина, Анна Мордовская  Основы профориентологии. -  2012

11. Магура М. Поиск  и отбор персонала. - М.:Интел-Синтез, - 2006

12. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения / Изд-во: М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», -2008

13. Спивак В. А. Управление персоналом для менеджеров / учебное пособие, - М. - 2010

14. Филатов М. Р. Опыт  Профориентация в учебных заведениях, -Новосибирск. -  2007

15. Шекшня С.В. Управление  персоналом современной организации  / учебно-практическое пособие / - изд-во ЗАО “Бизнес-школа «Интел-синтез»”, - 2007

16. Щёкин Г.В. Основы кадрового менеджмента / учбник. - К.: МАУП, 2004.

17. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /

Изд-во: Петрозаводск: "Петроком", - 1999.

18. Сущность, виды и цели профориентации и адаптации персонала // Электронный ресурс: http:www.jobgrade.ru

19. Мир психологии / Диагностика  профессиональных способностей // Электронный  ресурс: http://www.psyworld.ru

20. Стратегическое самоопределение персонала / Система профессиональной ориентации // Электронный ресурс:http://uprperson.ru 

21. ОАО «МРСК Сибири»  - «Алтайэнерго» // Электронный ресурс: http://www.mrsk-sib.ru/

22. Профориентация. Наталья  Грейс // Электронный ресурс: http://proforientation.ru

23. Отчетная документация  предприятия

 

Приложение А.

 

 

 

Приложение Б.

Приложение  В.                                АНКЕТА

кандидата на работу в  ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»

На должность_____________________________________________________

 

1. Ф.И.О._____________________________________________________________________________________________

2. Если изменяли фамилию,  имя или отчество, то укажите  их, а также когда, где и по  какой причине изменяли_______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

3. Дата рождения «    »___________________   _________ г.

4. Место рождения____________________________________________________________________________________

5. Домашний адрес (с  индексом)

- зарегистрирован_____________________________________________________________________________________

Регистрация:                постоянная                                     временная                           нет


- проживаю________________________________________________________________________________________

6. Телефон: домашний  ______________________ рабочий ___________________ контактный  __________________

7. Имеете ли Вы заграничный  паспорт (серия, номер, кем и  когда выдан) ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________

8. Отношение к воинской  обязанности, воинское звание, РВК,  где состоите на учете ____________________________

__________________________________________________________________________________________________

9. Семейное положение:       холост (не замужем)         женат (замужем)         разведен (а)            вдовец (вдова)


10. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие. *Если родственники изменяли фамилии, имена, отчества, то необходимо указать их прежние фамилии, имена, отчества.

Степень родства

Ф.И.О. (полностью)

Число, месяц, год рождения

Место работы, должность

Адрес места жительства и контактный телефон

         
         
         
         
         
         

11. Образование (указать  среднее, среднее профессиональное,  высшие профессиональные учебные  заведения, курсы и т.п.):

Название учебного заведения, место расположения

Квалификация по диплому (аттестату), серия и номер

Время обучения

с… по…

Форма обучения (очная, заочная, иная)

Диплом (обычный,           с отличием)

Средний балл  по диплому (аттестату)

_____________________

         

_____________________

         

_____________________

         

_____________________

         

_____________________

         

12. Научная степень,  звание, когда присвоены, номера  дипломов______________________________________________

 

13. Знание иностранных  языков и степень владения_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

14. Пользование персональным  компьютером

укажите уровни владения, исходя из следующих обозначений: 

начальный    средний      хороший                                                                                                 


                                                                                      

Операционные системы  _____________________________________________________________________________

Базы данных _______________________________________________________________________________________

Электронные таблицы _______________________________________________________________________________

Текстовые редакторы________________________________________________________________________________

15. Трудовая деятельность (в обратном хронологическом порядке,  начиная с последнего места  работы)

Дата начала работы ________________

Дата увольнения

________________

Название организации_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Профиль деятельности_____________________________________________________________

Адрес___________________________________________________________________________

Размер оплаты

труда____________

________________

Дополнительные льготы__________________________________________________________

Должность_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Основное содержание выполняемой работы___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во

подчиненных_____

Подчинение (кому)

________________________________________________

Причина увольнения______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Информация о работе Система профориентации на предприятии