Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую основу понятия «профориентация»;
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор системы профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»;
- разработать систему профориентации для предприятия, выявить ее эффективность.
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Введение
1. Основы профориентации и ее роль в формировании качественного трудового состава организации
1.1. Понятие, цели и задачи профориентации персонала
1.2. Роль профориентационной работы в деятельности предприятия
1.3. Основные формы и методы профориентационной работы
2. Организация системы профориентационной работы в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
2.1. Общие сведения об организации. Численность и структура персонала
2.2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
2.3. Анализ существующей системы профорентационной работы
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности
3.2. Разработка личностной спецификации профконсультанта
3.3. Социальная и экономическая эффективность системы профориентации для организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Заключение
Профориентация –
это система взаимосвязанных
экономических, социальных, медицинских,
психологических и
Общей целью профориентации является помощь человеку в его профессиональном самоопределении. Основные ее задачи — помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства. Цель ориентации на конкретную организацию состоит в уменьшении стартовых издержек.
Сложились следующие формы ее реализации: профессиональное просвещение, информация, консультация, диагностика и профотбор.
Профориентация позволяет выявить и развить интерес, способности человека к определенным профессиям или группам профессий, а также определить степень его пригодности к ним еще до этапа включения в общественное производство. Она помогает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки ее освоения, повысить производительность труда. Все более активное вовлечение различных групп трудящихся в процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы увеличило их потребность в такой помощи. Во многих странах это привело к расширению сферы применения профориентации, которая начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориентационных служб с учебными заведениями, организациями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали дифференциации этих служб и предоставляемых ими услуг, а также их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т. е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью трудоустройства).
Профориентация призвана помочь населению в выборе «своего дела», тем самым предотвращая его неопределенность и безработицу.
На предприятии система профориентации играет важную роль при поиске и отборе персонала, развитии профессиональных качеств и способностей отдельных сотрудников, перемещении кадров и исследовании мотивации работника. Она способствует успешному поиску подходящих друг другу человека и рабочего места. Работник чувствует себя комфортно, успешно развивается, а значит, повышается его вклад в прибыль предприятия, снижается текучесть кадров, следовательно уменьшаются издержки на найм и адаптацию персонала.
В данной работе была проанализирована система профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» – «Алтайэнерго» и сделаны основные выводы:
1. профориентационной
работой в организации
2. профориентационная работа с внутренним рынком труда практически отсутствует, не исследуется динамика развития сотрудника. Консультационная деятельность по смене рода деятельности не проводится. При найме сотрудника предоставляется поверхностная информация о вакансии, что ведет к высокой текучести кадров.
3. в основном используются следующие формы профориентационной работы: профессиональная информация, реклама, пропедевтика. Другие формы, такие, как профессиональный предварительный отбор и консультация применяются довольно поверхностно, стандартизировано.
4. диагностика персонала проводится в основном, при найме. Дальнейшая оценка работника ограничивается аттестацией. Для диагностики личностных и деловых качеств используются стандартизированные методы (анкета, собеседование, рекомендательное письмо, свидетельства, тесты деловых и личностных качеств).
5. Следует все же
отметить широкий спектр
6. цели кадровой политики
на сегодняшний момент не
Для ликвидации недостатков в системе профориентации рекомендуется развивать профессиональную диагностику и консультацию как на внешнем, так и на внутреннем рынке труда, используя тесты, открытые опросники, шкальные, ситуационные, биографические методы. Примеры методик приведены в части 3.2.
Список использованной литературы.
6. Климов Е. А. Путь в профессию. — М., 2004.
8. Вопросы экономики // Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг / А. Кузьмина. - №1. - 2007
9. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами. Пять уроков эффективного HR-менеджмента.- 2008 год.
10. Татьяна Макаренко, Светлана Панина, Анна Мордовская Основы профориентологии. - 2012
11. Магура М. Поиск и отбор персонала. - М.:Интел-Синтез, - 2006
12. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения / Изд-во: М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», -2008
13. Спивак В. А. Управление персоналом для менеджеров / учебное пособие, - М. - 2010
14. Филатов М. Р. Опыт
Профориентация в учебных
15. Шекшня С.В. Управление
персоналом современной
16. Щёкин Г.В. Основы кадрового менеджмента / учбник. - К.: МАУП, 2004.
17. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /
Изд-во: Петрозаводск: "Петроком", - 1999.
18. Сущность, виды и цели профориентации и адаптации персонала // Электронный ресурс: http:www.jobgrade.ru
19. Мир психологии / Диагностика профессиональных способностей // Электронный ресурс: http://www.psyworld.ru
20. Стратегическое самоопределение персонала / Система профессиональной ориентации // Электронный ресурс:http://uprperson.ru
21. ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» // Электронный ресурс: http://www.mrsk-sib.ru/
22. Профориентация. Наталья Грейс // Электронный ресурс: http://proforientation.ru
23. Отчетная документация предприятия
Приложение А.
Приложение Б.
кандидата на работу в ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
На должность__________________
1. Ф.И.О.________________________
2. Если изменяли фамилию,
имя или отчество, то укажите
их, а также когда, где и по
какой причине изменяли________
______________________________
______________________________
3. Дата рождения « »___________________ _________ г.
4. Место рождения________________
5. Домашний адрес (с индексом)
- зарегистрирован_______________
Регистрация:
постоянная
- проживаю______________________
6. Телефон: домашний ______________________ рабочий ___________________ контактный __________________
7. Имеете ли Вы заграничный
паспорт (серия, номер, кем и
когда выдан) ______________________________
______________________________
8. Отношение к воинской
обязанности, воинское звание, РВК,
где состоите на учете ________
______________________________
9. Семейное положение: холост (не замужем) женат (замужем) разведен (а) вдовец (вдова)
10. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие. *Если родственники изменяли фамилии, имена, отчества, то необходимо указать их прежние фамилии, имена, отчества.
Степень родства |
Ф.И.О. (полностью) |
Число, месяц, год рождения |
Место работы, должность |
Адрес места жительства и контактный телефон |
11. Образование (указать
среднее, среднее
Название учебного заведения, место расположения |
Квалификация по диплому (аттестату), серия и номер |
Время обучения с… по… |
Форма обучения (очная, заочная, иная) |
Диплом (обычный, с отличием) |
Средний балл по диплому (аттестату) |
_____________________ |
|||||
_____________________ |
|||||
_____________________ |
|||||
_____________________ |
|||||
_____________________ |
12. Научная степень,
звание, когда присвоены, номера
дипломов______________________
13. Знание иностранных
языков и степень владения_____
______________________________
14. Пользование персональным компьютером
укажите уровни владения, исходя из следующих обозначений:
начальный средний хороший
Операционные системы
______________________________
Базы данных ______________________________
Электронные таблицы ______________________________
Текстовые редакторы_____________________
15. Трудовая деятельность
(в обратном хронологическом
Дата начала работы ________________ Дата увольнения ________________ |
Название организации__________ ______________________________ Профиль деятельности__________________ Адрес_________________________ |
Размер оплаты труда____________ ________________ Дополнительные льготы________________________ |
Должность_____________________ ______________________________ Основное содержание
выполняемой работы____________ ______________________________ |
Кол-во подчиненных_____ | |
Подчинение (кому) ______________________________ |
Причина увольнения____________________ ______________________________ ______________________________ |