Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую основу понятия «профориентация»;
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор системы профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»;
- разработать систему профориентации для предприятия, выявить ее эффективность.
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Введение
1. Основы профориентации и ее роль в формировании качественного трудового состава организации
1.1. Понятие, цели и задачи профориентации персонала
1.2. Роль профориентационной работы в деятельности предприятия
1.3. Основные формы и методы профориентационной работы
2. Организация системы профориентационной работы в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
2.1. Общие сведения об организации. Численность и структура персонала
2.2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
2.3. Анализ существующей системы профорентационной работы
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности
3.2. Разработка личностной спецификации профконсультанта
3.3. Социальная и экономическая эффективность системы профориентации для организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Главным источником информации о филиале все же стоит считать сайт в Интернете, где предоставляется широкий спектр различных отчетов, статей, фотографий, видео, презентаций.
О ситуации на предприятии, о новых событиях можно узнать из корпоративной газеты «Энергетика Сибири».
Рассмотрим более полный спектр функций по профориентации персонала на предприятии.
Отдел подбора и развития
персонала организовал
Конкурс организован ОАО «Холдинг МРСК» совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, при поддержке Общества сторонников развития фундаментальных и отраслевых наук, в интересах энергетического комплекса «Энергетика будущего».
Главные цели проекта - вовлечение молодых ученых и специалистов в процесс инновационного развития российской электроэнергетики, поиск новых технических, экономических и управленческих решений для оптимизации работы распределительного электросетевого комплекса.
В конкурсе могут участвовать
специалисты
2. Конкурс по формированию Корпоративного Кадрового резерва ОАО «МРСК Сибири»
Заключается в привлечении талантливых, энергичных и амбициозных людей, готовых стать частью большой команды, готовых к совершенствованию профессиональных знаний и опыта.
Предприятие приглашает руководителей высшего и среднего звена принять участие в конкурсе по формированию Корпоративного кадрового резерва на руководящие должности ОАО «МРСК Сибири».
Для более полного анализа ситуации в организации мною был проведен опрос среди специалистов и руководителей среднего звена (30 человек) и заданы следующие вопросы:
а) 1-5 лет
б) 6-10 лет
в) более 10 лет
2. Из какого источника
вы узнали о вакантной
а) объявление (в газете, журнале, интернете, радио, телевидение)
б) от знакомого человека
в) эту должность я получил по методу ротации кадров
3. Вы довольны занимаемой должностью?
4. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний, и в дальнейшем, претендовать на повышение?
5. Как Вы считаете, руководство достаточно ценит ваши знания, опыт, способности?
6. Вы хотели бы сменить род деятельности?
7. Оцените качество системы аттестации в филиале? Достаточно ли полно она раскрывает ваши способности и заслуги?
8. Имеете ли вы представление о других специальностях, существующих в филиале?
9. Среди них есть такие, которые вам интересны?
10. Вы испытываете сильную усталость от работы, физический дискомфорт?
11. За период работы
в филиале Вы проходили тесты
на выявление личностных
12. Вспомните, как проходила
процедура найма Вас на работу.
Как вы считаете, при собеседовании
вам удалось полностью
13. При собеседовании
Вам достаточно четко
14. Как Вы считаете,
соответствуют настоящие
15. Соответствует характер выполняемой работы Вашим склонностям и способностям?
16. На предприятии существует система профориентации кадров?
17. Какие методы применяются
в рамках системы
Проанализировав результаты проведенного опроса, мною были сделаны следующие выводы:
Полученные результаты
свидетельствуют о
Профориентационная работа с внутренним рынком труда практически отсутствует, не исследуется динамика развития сотрудника. Консультационная деятельность по смене рода деятельности не проводится. При найме сотрудника предоставляется поверхностная информация о вакансии, что ведет к высокой текучести кадров.
При найме персонала
не удается создать такую
Повышение в должности проводится на основе длительного опыта сотрудника и успешных результатов аттестации. Не учитывается наличие психофизиологических возможностей человека для новой деятельности. Для того, чтобы занять более высокий пост, работнику нужно соответствовать формальным критериям: опыт, возраст, образование, прохождение необходимого обучения.
Итак, профориентационной работой в организации занимаются три подразделения: Отдел подпора, оценки и развития персонала, Сектор социальной политики, а также Департамент по связям с общественностью. В исследовании психофизиологических особенностей работников принимает участие «Сибирский корпоративный энергетический университет».
Анализируя существующий
набор методов профориетации, можно
сделать вывод, что в основном
используются следующие формы
Важно, что диагностика персонала проводится в основном, при найме. Дальнейшая оценка работника ограничивается аттестацией.
Следует все же отметить широкий спектр деятельности профориентации, направленной на внешний рынок труда. Ведется активная работа по привлечению, информированию возможных работников. Но также отсутствует диагностика личности. Её наличие можно отметить лишь в формировании резерва молодых специалистов в целевой подготовке кадров. Здесь используются целевые личностные тесты, тесты интеллекта и достижений, тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» Е. А. Климова.
Таким образом, цели кадровой политики на сегодняшний момент не реализуются полностью. Прослеживается недостаток специалистов по кадровой работе, что создает дополнительную нагрузку, которая ограничивает их деятельность набором стандартных методов управления персоналом, т. е. нет возможности разработки и реализации оригинальных и эффективных мероприятий.
Диагностика профессиональных качеств сотрудников проводится поверхностно, отсутствует помощь в профессиональном развитии человека, что не позволяет эффективно использовать кадровый потенциал.
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности.
Сегодня существует множество методов диагностики личности: тесты, открытые опросники, шкальные, ситуационные, биографические методы и т.д.
Эффективность диагностики достигается за счет использования нескольких методик в комплексе.
Для осуществления деятельности профконсультанта я рекомендую использовать следующие разработки.
Шкалы: типы профессий - человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Этот тест определяет профессиональную направленность человека, и для каждой из них описывает предмет труда, виды деятельности данной профессии, психологические требования.
Выделяются 5 профессиональных направленностей: человек-природа, человек-техника, человек - знаковая система, человек – художественный образ, человек – человек.
Этот тест я рекомендую использовать преимущественно при проведении внешней профориентации. Он позволит значительно сузить круг кандидатов на вакантную должность.
Особую роль при проведении профориентации следует уделить батарее тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии).
Она была разработана
в 40 - х гг. в США и использовалась
службой занятости для