Система профориентации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение профориентации как одних из современных технологий управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию системы профориентации на предприятии.
Соответственно, задачами будут:
- рассмотреть теоретическую основу понятия «профориентация»;
- выявить роль профориентации в деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы ее реализации;
- детальный разбор системы профориентации в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»;
- разработать систему профориентации для предприятия, выявить ее эффективность.
Объектом исследования является филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».

Оглавление

Введение
1. Основы профориентации и ее роль в формировании качественного трудового состава организации
1.1. Понятие, цели и задачи профориентации персонала
1.2. Роль профориентационной работы в деятельности предприятия
1.3. Основные формы и методы профориентационной работы
2. Организация системы профориентационной работы в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»
2.1. Общие сведения об организации. Численность и структура персонала
2.2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
2.3. Анализ существующей системы профорентационной работы
3. Перспективы совершенствования системы профориентации кадров на предприятии
3.1. Методика проведения профориентационного консультирования и диагностики личности
3.2. Разработка личностной спецификации профконсультанта
3.3. Социальная и экономическая эффективность системы профориентации для организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая ОУП.doc

— 668.00 Кб (Скачать)

Эта батарея использовалась в промышленности и в армии  для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для различных профессий, и обнаружили, что они во многом совпадают Были выделены 9 способностей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания ГАТБ. Таким образом, современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы [19].

В зависимости о того, какие способности приоритетны  для вакантной должности, профконсультант проводит тот или иной субтест.

Существует также множество  тестов, направленных на выявление  узкопрофессиональных качеств человека, например, «Какой вы руководитель?», «Умеете  ли вы работать с людьми?», «Творчески ли вы мыслите?» и т. д.

Профориентационная работа очень важна при отборе и подборе  персонала. Для определение профессиональных способностей кандидата я рекомендую использовать следующую анкету, разработанную  психологом Натальей Грейс.

 

 

 

Часть первая

Укажите Ваш пол и возраст:

1. Ваш девиз: 

2.Любую фразу: 

3. Автопортрет из 20 слов:

4. Три ваших любимых  фильма:

5. Пять литературных  произведений, которые Вы считаете  наиболее ценными:

Зачем, как Вы думаете, Вам дана жизнь (1 предложение)?

Какую проблему Вашей личности Вы считаете главной

(2-3 предложения)?

Назовите не менее 10 аспектов из области самовоспитания, над которыми Вы готовы / хотите работать:

Назовите (первое, что  придёт в голову)

 

1. Фрукт 

2. Часть лица 

3. Поэта 

4. Цветок

5. Страну 

Ваши главные способности (таланты) - перечислите не менее семи.

Две Ваши главные цели на ближайший год:

Две цели на 5 лет:

Как Вы понимаете финансовую независимость?

Совершали ли Вы преступления? Какие?

Приходилось ли Вам драться? По какому случаю?

Вы трус или смелый человек? Только не надо отвечать «посередине». Выберете что-то одно.

Каково Ваше главное  опасение (страх)?

Для женщин: делали ли аборты?  Сколько раз, причины, сожалеете  ли?

Для мужчин: отправляли ли женщину на аборт?  Сколько раз, причины, сожалеете ли?

Какой самый серьёзный  промах в жизни Вы допустили?

Кто для Вас является авторитетом и почему?

Какие действия доставляют Вам искреннюю радость? От чего Вы получаете удовольствие?

Что Вам важнее: любить или быть любимым, если можно выбрать  что-то одно?

Вам важнее: счастливая семья  или успешная карьера?

Чего добился самый  успешный из Ваших близких друзей или родственников?

Кто такой для Вас  Бог?

Какой вопрос Вы задали бы Богу, если вообразить возможность  личного свидания?

Что Вам больше всего  не хватает в жизни?

Какие из книг по самореализации, постановке целей, планированию жизни, тайм-менеджменту Вы читали?

Какими владеете языками? Если изучаете языки, то где, насколько  успешно, сколько времени? На каком  уровне находитесь?

 Перечислите в хронологическом порядке ВСЕ места вашей работы с указанием дат поступления/увольнения и причин ухода. Укажите зарплату на каждом месте работы и чему Вы научились.

Есть ли у Вас права  и автомобиль? Какой стаж вождения?

Учитесь ли Вы сейчас? (2 - е высшее, повышение квалификации, курсы )

Часть вторая

  1. Напишите мини-сочинение на тему: Дело моей мечты.
  2. Какие профессии Вам интересны, но Вы их отвергли из-за разных причин? Укажите эти причины.
  3. Заставляли ли Вас «быть кем-то», идти по стопам родителей (дедушек, бабушек, старшего брата и так далее). К чему это привело?
  4. Проваливали ли Вы вступительные в ВУЗ экзамены и почему?
  5. Какую полезную деятельность для общества Вы вели бы, если бы денег платили за все работы одинаково?

7. Хотели ли Вы вообще  работать – или Вам приятнее, чтобы Вас содержали?

8. Сколько денег в  месяц достойны Ваши сегодняшние  навыки и  умения?

9. Что Вас напрягает  в работе? Пример: терпеть не могу  бумажную работу,  счета, договоры. Или: не люблю поездки, командировки.

  1. Как Вам кажется, какую жизненную миссию Вам приготовил Бог?
  2. Опишите Ваши взаимоотношения с отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом, ребёнком. (6-7 предложений)
  3. Есть ли в Вашей семье душевнобольные, самоубийства, ранние смерти, многолетние ссоры между родственниками? Опишите в нескольких предложениях.
  4. Вы оптимист ил пессимист? Сильный или слабый человек? Лидер или помощник по складу характера?

15. С кем Вы видите  свою старость?

  1. Без каких способностей Вы бы почувствовали себя ущербно?             Перечислите. 

17.  Курите ли Вы? Если да - сколько, как долго?

  1. Образ жизни, который Вы ведете? (опишите).
  2. Чем занимаетесь в свободное время?
  3. Насколько Вы аккуратны в быту?
  4. Как часто принимаете общий душ?

22. Ваш рост в см/ вес в кг?

  1. Опишите состояние Вашего здоровья. Что Вы делаете для здоровья?
  2. Какие заболевания у Вас имеются?  (Острые, хранические). В какой стадии? Как Вы с ними работаете?

24. Опишите Ваш вчерашний  день-с момента, когда проснулись  и до засыпания - честно, по  часам. 

25. Сформулируйте понятие  «счастье». Счастливы ли вы?

26. Опишите двух Ваших  самых близких друзей (или одного). 6-7 предложений.

 

Если бы ВЫ заполняли  анкету для знакомства на сайте, то как бы ответили:

  • Кого я хочу найти? Опишите
  • Материальная поддержка (оставьте нужный пункт, остальное удалите)

 

                     Не нуждаюсь в спонсоре__

                     Могу поддерживать финансово  любимого человека__

                     Хочу, чтобы мне помогали деньгами__

                     Хочу,  чтобы меня содержали__

 

Ваше финансовое положение

 

  1. Каков Ваш средний доход в месяц? Укажите в рублях.
  2. Сколько максимум денег удавалась Вам заработать в месяц?
  3. Есть ли у Вас неоплаченные долги? В каком размере? Кому? История возникновения?
  4. Есть ли у Вас потребительские кредиты, сколько приходится выплачивать в месяц?
  5. В каких условиях Вы живёте?  (ненужное удалите, можете делать приписки и пояснения).

Отметить:

Снимаю комнату__________

Снимаю квартиру_________

Снимаю дом______________

Своя комната_____________

Своя квартира____________

Свой дом 

да сами построили

 

Живу с родителями или на жил. площади с одственниками_________

 

  1. Есть ли у Вас стиральная, посудомоечная машина? Автомобиль? Какой? Год и марка
  2. Есть ли домработница или няня, водитель, прислуга, как давно?

 

Город:__________________________________________

Адрес: ___________________________________________

E-mail: ___________________________________________

Дом. тел.: ________________________________________

Моб. тел.: _________________________________________

Дата рождения:

 

Прикрепите, пожалуйста, к Вашему письму одну или несколько фотографий.

 

 

Первая часть раскрывает особенности характера человека, вторая часть касается вопросов профессиональных интересов, семейного положения, социальной роли в обществе, здоровья, финансового  состояния.

Профессиональный анализ результатов анкетирования позволит очень точно определить уровень притязаний человека, его психологические особенности, выявить нереализованные способности.

Во второй главе курсовой была выявлена проблема некачественной аттестации персонала. Для повышения ее результативности рекомендуется при проведении оценки работника применять методики психологического тестирования, приведенные выше. Они позволят определить существующий уровень профессионального развития сотрудника, выявить динамику его способностей путем сравнения результатов тестирования за разные годы и сделать выводы о его профпригодности, возможности повышения или смены рода деятельности.

Также важно использовать в диагностике разные ситуационные задачи, деловые игры. Широкий спектр таких методик представлен на сайте http://www.braingames.ru/. Это информационный ресурс предлагающий большой, регулярно обновляющийся набор задач, головоломок и загодок, многие из которых могут оказаться полезными для лиц, стремящихся развить свои мыслительные способности, пытающихся определить области знаний, к которым у них наибольшая предрасположенность. Задачи разбиты по категориям: алгебра, геометрия, программирование, теория вероятностей, логика, физика, смекалка и т.п. В каждом разделе задачи группируются по 5 уровням сложности.

В качестве консультационной методики для работников предприятия  можно предложить проведение беседы с работником, в ходе которой выявить  его желания, недовольства, возможно помочь ему справится с неопределенностью в своих профессиональных предпочтениях.

Практически все предложенные тесты и методики можно предложить на сайте филиала, чтобы любой  человек смог самостоятельно проверить  уровень своих знаний и направленность способностей.

 

3.1. Разработка личностной спецификации профконсультанта

 

Прежде всего определим  направления развития системы профориентации кадров. Их можно разделить на внешнее  и внутреннее.

 Целью внешней профориетации  является привлечение молодых  специалистов, имеющих необходимые способности для эффективной деятельности в филиале, т.е. обладающих высоким трудовым потенциалом и внутренними резервами для его развития.

Цель внутренней профориентации – качественная расстановка кадров, позволяющая сотрудникам максимально  полно раскрыть свои способности.

Общим итогом будет являться повышение уровня кадрового потенциала предприятия, и, соответственно, повышение  производительности труда.

Как уже было определено, такие формы профориентации, как  диагностика и консультирование практически не применяются в организации. Для их введения мною были разработаны следующие меры.

Необходимо ввести новую  должность в Отделе найма, подбора  и развития кадров – специалист по профориентации. В его обязанности  будет входить:

- проведении консультационных и диагностических мероприятий среди потенциальных работников филиала (в школах, ВУЗах, взаимодействие с биржой труда)

- анализ полученных  результатов

- выбор наиболее подходящих  кандидатов и подача рекомендаций  для возможного найма на работу

- проведении консультационных и диагностических мероприятий среди работников филиала по их заявлению, а также рекомендации со стороны линейных руководителей или специалистов Отдела найма и развития персонала

- анализ полученных  результатов

- составление рекомендаций  по направлениям профессионального развития сотрудника

- проведение консультационных  бесед с сотрудниками филиала  по вопросам профориентации

- разработка предложений  по передвижению кадров

- разработка методик консультирования и диагностики

Специалист по профориентации взаимодействует с линейными руководителями, специалистами своего подразделения, Департаментом по связям с общественностью.

Требования к специалисту  по профориентации.

Он должен иметь высшее образование по специальности «Психология», опыт работы не менее 3 лет по специальности, пройти курсы «Профконсультант».

Профконсультант должен знать:

законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации  в области профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения; этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики; правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки; основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизического исследования человека; основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей; требования, предъявляемые профессией к человеку; формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями; передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы; основы законодательства о труде; правила по охране труда.

Информация о работе Система профориентации на предприятии