Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Объектом исследования: поведение личности в общении.
Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.
Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.
Введение……………………………………………………………...…….... 2
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11
Выводы по первой главе…………………………………………………..22
Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.
2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23
2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33
Выводы по второй главе………………………………………………..…42
Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43
Литература……………………………………….……………………….…… 45
Как видно из указанной таблицы, одни десятиклассники на первое место поставили эрудицию - образованность, начитанность, знания и кругозор, а у других на первом месте - это воспитанность совместно с такими качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность и любезность.
У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности, объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности - отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).
На второе место некоторые десятиклассники поставили два качества (по просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного из них) - отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два качества - ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На третьем месте в восьмых классах - чувство юмора и такие качества, как общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах следующие качества - воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У десятиклассников на четвертом месте - доброта и эрудиция. А у одиннадцатиклассников - общительность и ум. На пятом месте в десятых классах - общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых - отзывчивость и общительность.
На седьмом месте в десятых классах - общительность, скромность, верность, а в одиннадцатых классах - чувство юмора, доброта и индивидуальность.
Настораживает то, что на последнее место и в десятых классах и в одиннадцатых классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли, трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.
В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность. Интеллектуальные способности на 2 - 3 места. Последние места занимают все те же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание, терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.
Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая - качества наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность); вторая - качества менее развитые - способности, эрудиция, интеллектуальные способности.[14]
Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы: наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта, трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу: прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность, чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность, усердие, прилежание.
Последние места по значимости занимают у них приятная внешность (элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества (твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время, снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.
Анализ литературных данных с моими позволяет сделать следующие выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками, претерпели изменения в плане значимости.
Если в 80-е годы, первые места занимали такие качества личности как, честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность, отзывчивость, эрудиция.
Следовательно, такая перемена в значимости качеств личности может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение критериев, ориентиров, принятых в обществе.
Следующей методикой в исследовании стала методика «Коммуникативная дистанция» (Андреева А.Н., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я.).
Данная методика помогла определить, на сколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» с взрослыми и сверстниками. Методика проводилась с учащимися 11-х классов. Получены следующие результаты: на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние оказались друзья вне школы; на втором родители; на третьем одноклассники и на четвертом - учителя.
Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям были расположены по следующим местам: на первом месте - друзья вне школы, на втором - родители, на третьем - учителя, а на четвертом - одноклассники.
Полученные результаты были несколько неожиданными, когда учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией, получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном уровне.
Таким образом, исследования уровня коммуникативной дистанции показали, что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в жизни юношей и старших школьников, но влияние родителей и учителей тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный протест.
Следующим этапом исследования - мотивации различных форм общения ребят в свободное от основных занятий время. В данном исследовании необходимо выяснить, где, с кем и чем занимаются современные юноши и старшеклассники. Для этого проведем проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А затем проведем его качественный анализ.
Результаты, полученные в ходе проведения проективного сочинения, показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или в кругу друзей.
К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных средств.
Для подтверждения полученной информации, а также, для ее дополнения, я провела анкету «Мое свободное время». А полученные из нее данные, сравнила с данными из сочинения, проанализировала и получила следующую картину.
В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структуры и содержания свободного времени юношей и старших школьников в различных формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.
Под интимно-личным общением понимается взаимодействие, основанное на личных симпатиях («Я» и «Ты»). Стихийно-групповое общение рассматривается как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и случайные «Они»).
Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными формами его общения :
- Предпочитаемые виды занятий - формы общения.
- Интимно-личные формы общения - стихийно-групповые формы общения.
- Прогулки - танцы в дискотеке.
- Общение с друзьями - прогулки.
- Просмотр телепередач - посещение баров.
- Прослушивание музыки - курение.
- Танцы в дискотеке - потребление спиртных напитков и наркотиков.
- Посещение баров - просмотр порнофильмов.
- Чтение эротической литературы.
Рассмотрим как выглядит структура свободного времени юноши с различными формами его общения.
По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам). Ребята мотивируют свой выбор данных видов деятельности в свободное время желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном», «хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем серьезном», «не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими друзьями»».
В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени значимости):
Интимно-личная форма:
1. Эмоциональное сопереживание;
2. Доверие и понимание;
3. Самоутверждение среди сверстников;
4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;
5. Самовыражение;
6. Самореализации среди сверстников.
Стихийно-групповая форма:
1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших ребят;
2. Удовольствие от совместных развлечений;
3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;
4. Самовыражение;
5. Самореализация в группе;
6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;
7. Эмоционального сопереживания.
Таким образом, взаимосвязь структуры и содержания свободного времени ребят в различных формах общения выступает определенным показателем уровня развития мотивационно-потребностной сферы личности.
Для ребят, предпочитающих проводить свободное от обязательных занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к стихийно-групповой форме общения (по данным психолого-педагогических исследований к ним относится 44,7 % школьников 6-10 классов), характерна несколько отличающаяся от результатов исследования структура свободного времени:
1. Пение под гитару;
2. Прослушивание магнитофонных записей;
3. Спортивные зрелища;
4. Танцы;
5. Посещение кинотеатров;
6. Распитие спиртных напитков и т.д.
Такие виды деятельности, как чтение, творческие занятия в кружках и секциях, а также занятия спортом практически отсутствуют в структуре свободного времени данной группы подростков.
Здесь предпочитаемыми видами деятельности являются:
1. занятия в различных объединениях (клубах и т.п.);
2. творческие в различных кружках и секциях (киноклубах, театральных, хоровых, танцевальных, радиолюбительских и т.д.);
3. занятия спортом в спортивных секциях, клубах и школах;
4. чтение;
5. танцы в дискотеке;
6. просмотр телепередач.
Мотивируют юноши данную иерархию интересов следующими высказываниями: «хочу интересно и с пользой проводить время», «Главное - быть кому-то нужным», «Узнаю много нового на занятиях в секциях», «Хочу испытать себя», «хочу быть полезным». В приведенных высказываниях явно прослеживаются мотивы общественной пользы, самовоспитания, являющиеся регуляторами жизнедеятельности ребят, выбирающих социально-ориентированную форму общения.
Необходимо отметить, что именно данная категория испытуемых в гораздо большей степени, чем две первые, занята творческими, активными видами деятельности в свободное от обязательных занятий время, способствующим развитию физических и духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон личности. Одновременно с изучением мотивации общения важно было раскрыть и реальный круг их общения, так как выявленный круг общения помог более адекватно определить и мотивы различных форм общения.
На первом месте находятся друзья; на втором - друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем - родители; на четвертом - взрослые друзья или кто-то из родственников (дядя, тетя, двоюродные братья и сестры).
Психологическое исследование показало, что каждой из форм общения юношам присущ определенный круг общения, обусловленный мотивами, содержанием и целью коммуникативной деятельности. Так в интимно-личной и стихийно-групповой формах, в качестве партнеров общения выступают, прежде всего, друзья вне школы, сверстники и более старшие ребята, одноклассники, родители. Педагоги, а также младшие ребята отсутствуют, как партнеры общения. Это объясняется тем, что, так как основным содержанием и целью интимно-личного общения являются «совместные взаимно интересные занятия и разговоры». Другое дело, что в каждой из перечисленных форм разница в распределении значимости партнеров. В интимно-личной форме: друзья вне школы и одноклассники значимы «50/50», а затем родители, педагоги. А вот в стихийно-групповой форме на первом плане - друзья вне школы, затем одноклассники, родители и т.д.
Данные сочинения и анкеты позволили выяснить так же, что из 100 испытуемых 10-х и 11-х классов 30 человек неудовлетворенны тем, как они проводят время. Многим из них хочется: «заняться каким-нибудь спортом», «пойти на дискотеку», «заняться интересным делом». Одна из причин, которая не может им позволить проводить свое свободное время так, как хочется, во-первых, из-за недостатка материальных средств, а во-вторых, ребятам просто нечем себя занять (интересующим их) и проявить себя.
Так же интересные ответы были получены на вопрос «Где бы вы хотели провести свое свободное время?». Были получены следующие ответы: «где-нибудь за границей», «на берегу моря или океана», «на природе», «в ночном клубе, в казино», «в сауне с красивым молодым человеком (девушкой)». Лишь немногие ответили «где и провожу».
Данные, полученные в ходе исследования мотивационно-потребностной сферы общения после проведения проективного сочинения и анкеты на тему «Мое свободное время», позволили сделать следующие выводы: у сегодняшних юношей и старших школьников остается достаточно свободного времени после основных занятий от 2 - 5 до 10 - 12 часов в день. Несмотря на то, что свое свободное время практически все проводят в кругу друзей, тем не менее, ни все довольны тем, чем они занимаются. Прослеживается тенденция тяготения к родным и близким. Это можно объяснить сегодняшней непростой социальной ситуацией. А провести свое свободное время со своим кумиром, звездой кино где-нибудь на Гавайях или за границей можно объяснить как «побег в мечты из суровой реальности».
Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте