Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:10, доклад
Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется.
В юношеском возрасте наблюдается
бурное развитие всех познавательных
процессов. Процесс запоминания постепенно
сводится к мышлению, к установлению логических
отношений внутри запоминаемого материала,
а припоминание заключается в восстановлении
материала по этим отношениям (т.н. «логическая»
или «смысловая» память). При этом развитие
механической памяти (при условии отсутствия
ее специальной тренировки) замедляется.
Юношеский возраст характеризуется
взаимопроникновением мышления и речи.
Юноши и девушки стремятся мыслить логически,
заниматься теоретическими рассуждениями
и самоанализом, относительно свободно
размышляют на нравственные, религиозные,
политические и другие темы. Бурное развитие
и становление абстрактно-логического
мышления приводит к тому, что в юношеском
возрасте начинает доминировать потребность
оперировать абстрактными категориями,
которые в этом возрасте легко усваиваются.
Одновременно наблюдается интеллектуализация
всех остальных познавательных процессов.
Данный феномен, у юношей выступает более
рельефно, что обусловлено спецификой
гендерных (межполовых) психических различий.
Нередко актуализация данной потребности
проявляется в т.н. "юношеском философствовании"
Последнее характеризуется стремлением
юношей к мудрствованию, "философским"
рассуждениям на темы добра и зла, религии,
переустройства общества на фоне выраженной
юношеской иронии, служащей средством
проверки и психологическим противовесом
безоглядному принятию социальных норм,
правил и знаний.
Учитывая, что в раннем юношеском
возрасте активное развитие получает
чтение, юноши начинают увлекаться
чтением фантастической и философской
литературы, при этом их восприятие прочитанного
носит излишне эмоциональный характер,
а высказываемые автором идеи часто принимаются
с недостаточной долей критики. Указанные
феномены лежат в основе того, что в подростковом
и юношеском возрасте часто возникает
любопытство к факторам, меняющим обычное
состояние сознания. Юноши нередко начинают
проявлять интерес к медитативным техникам,
аутогенной тренировке, гипнозу, а также
действию наркотических веществ. Именно
по этой причине лиц данного возраста
следует рассматривать как наиболее чувствительных
к различного рода негативным влияниям
со стороны представителей религиозных
сект, а также носителей психоделической
культуры (например, лиц употребляющих
наркотические вещества).
Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира". Именно в этом возрасте они чаще всего начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.
Бурный рост сознания и самосознания
приводит к расширению сферы осознаваемого
и углублению знаний о себе, людях и окружающем
мире. Следствием этого является изменении
мотивации основных видов деятельности:
те виды деятельности, которые прежде
выполняли ведущую роль, например, игра,
начинают себя изживать и отождествлять
на второй план, возникают новые виды деятельности,
меняется их иерархия, начинается новая
стадия психического развития.
Рост самосознания, определяет
рост требований лиц юношеского возраста
к окружающим людям и к самим себе, усиление
степени их критичности и самокритичности,
повышения требований к моральному облику
и нравственным качествам своего микроокружения.
Последнее, особенно характерно для девушек.
В самооценке лица юношеского
возраста охотнее высказываются о своих
недостатках, чем о добродетелях. И девушки
и юноши отмечают у себя вспыльчивость,
грубость, эгоизм. Среди положительных
черт наиболее часто встречаются такие
самооценки: "верен в дружбе", "не
подвожу друзей", "помогаю в беде",
то есть на первый план выступают те качества,
которые важны для установления контактов
со сверстниками, или те, которые этому
мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
В процессе трудовой деятельности
свое развитие получает профессионально-личностное
общение, т.е. идет активное становление
тех практических умений и навыков, которые
в будущем могут понадобиться для совершенствования
профессиональных способностей.
В ходе самоопределения, попыток
разобраться в окружающем мире и в самом
себе, лицами юношеского возраста осуществляется
поиск смысла жизни вообще и своей жизни
в частности. В результате у них формируются
не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система
убеждений, выражающих отношение человека
к миру и его главные ценностные ориентации.
В юношеском возрасте созревают когнитивные
и личностные предпосылки мировоззрения.
И от того насколько этот процесс будет
благополучно протекать, зависит то, насколько
мировоззрение будет правильно и глубоко
отражать объективный мир, будет истинным
или ложным, научным или религиозным, материалистическим
или идеалистическим, прогрессивным или
реакционным, оптимистическим или пессимистическим,
насколько личность сможет определить
свою социальную ориентацию.
Высокий уровень самосознания
побуждает юношей и девушек систематизировать
и обобщать свои знания о себе, что в свою
очередь, приводит к самоопределению через
самовоспитание. Последнее проходит через
ряд психологических препятствий, свойственных
данному возрастному периоду:
Таким образом, центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Доклад
По педагогике
На тему: «Особенности юношеского возраста»
Выполняла: студентка 421с группы
Меркулова Камилла
г.Серпухов