Проблема ценностей общения в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования: поведение личности в общении.

Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…….... 2

Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.

1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6

1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11

Выводы по первой главе…………………………………………………..22



Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.

2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23

2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33

Выводы по второй главе………………………………………………..…42



Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43

Литература……………………………………….……………………….…… 45

Файлы: 1 файл

310951.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Попытки взрослых ограничить общение юношу с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Юноша, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет юноша, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

Отношения со сверстниками юноша считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих ребят дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения юноши и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.[9]

Важность для юноши его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Рассмотрим что в сегодняшней социальной ситуации развития юноши и старшеклассника порождает те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям.

Один из источников этих проблем - это непонимание взрослыми внутреннего мира юноши, их ложные или примитивные представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как было сказано выше, взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого возраста, а ведь этим начинается и этим заканчивается почти любая научная или популярная книга о психологии отрочества и ранней юности.

Исследования показывают, что чем старше становится юноша, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых. Представления родителей и учителей о субъективном мире юноши становятся все более непохожими на реальности этого мира. Иными словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя - своих учеников, а место этих конкретных и разных юношей начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная версия.

В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний ребят оказываются переживания по поводу общения с родителями. Многие исследователи (Прихожан А.М., Новикова Е.Н. и др.) придерживаются той точки зрения, что это является серьезной проблемой современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих юношей взрослых видеть их действительные переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни ребят, которая повернута непосредственно к данному учителю или родителям.

Большинство взрослых, окружающих юношу не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками на протяжении от подросткового до старшего школьного возраста, о смене связанных с этим общением переживаний.

Сначала доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников (13-14 лет). На следующем возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников (15-17 лет).

Анализ литературы показывает (Прихожан А.М., Кон И.С. и др.), что у многих ребят оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям. Взрослые, как говорят исследования, в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения юноши со сверстниками самым примитивным образом - как стремление быть в их среде. В этом возрасте у ребят, возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказаться в общении с другими людьми.

Возможно, что когда взрослым кажется, что ребят в школьной дискотеке собирает просто развлекательная направленность, желание «провести время», сами ребята могут считать, что встречаются по более глубоким эмоциональным побуждениям.

Но юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Возникающая в ранней юности проблема самоопределения, по мысли самих школьников, может решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым, таким образом, закономерно. Но далее в силу вступает одна поправка, в корне меняющая всю картину: в качестве желательного содержания общения указанные выше темы называются старшеклассниками лишь при условии, если общение с взрослыми будет иметь доверительную форму.[10]

Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками имеет доверительный характер у 88 % опрошенных, а с родителями - лишь у 29 %, да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с учителями - редчайшее событие (4 % случаев).[11]

Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях, когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и социального самоопределения, - одна из причин той тревожности, которую по данным некоторых авторов (Кон И.С., Мудрик А.В.), испытывают старшие школьники в общении с родителями, и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.

Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослых рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе - как проводник знаний - и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка.[12] Между тем, при первой попытке взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна меняться и роль взрослого. Доверие взрослых к развитию личности школьников, вера в его потенциальное «я» - это лучшее условие доверительности в общении с ним.

В ситуации когда родители не умеют понять новые стремления юноши, он все равно отправляется на поиск удовлетворяющих его отношений и находит их в среде сверстников. Здесь стремление юноши к взрослости понятно остальным, это стремление признают и поддерживают другие, подобные ему. Здесь отыскиваются своеобразные пути приобщения к взрослости. Здесь может получить поддержку протест подростка такого отношения взрослых, которое его не удовлетворяет, - зачастую на этой основе может возникнуть так называемая солидарность группы: юноши против «взрослых вообще».

Юноша наталкивается на упорное непонимание родителей и уходит к товарищам.… И вот уже социально-моральное развитие его происходит преимущественно за пределами влияния семьи и школы. Конфликты, столкновения, теперь могут возникнуть уже на другой основе: юноша борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за то, чтобы ему разделить их дела и заботы, - нет, он отстаивает совершенно, противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть дадут поступать «как он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль группы сверстников, к которой он принадлежит).

Невнимание к новым особенностям и стремлениям юноши и старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе:

1. в юношеском и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками;

Одна из главных тенденций юношеского возраста – переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции  общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.

У юноши формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого.

2. в юношеском и старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Родители, достигшие так называемого среднего возраста, нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи со стилем жизни своей юности. Они страдают от постоянного отставания в вопросах массовой культуры — это заставляет их чувствовать себя беспомощными, малоинформированными. Поэтому дети нередко начинают сомневаться в руководящих способностях родителей. Многие юноши полагают, что им следует заняться воспитанием собственных родителей, чтобы те более соответствовали современной жизни. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

 

Глава 2. Особенности общения  в юношеском возрасте.

2.1 Методики терминальных ценностей личности Мудрик А. В. И Мнацаканян М.И.

Для решения поставленных в работе задач были определены и использованы следующие методики:

1. Анкета по общению № 1 (Мудрик А.В., 1988).

2. Анкета по общению № 2 (Мнацаканян М.И., 1993).

3. Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике).

4. Проективное сочинение «Мое свободное время».

 

Анкета по общению № 1 (Мудрик А.В., 2003)

 

Данная методика состоит из 15 вопросов, цель которых выявить: умение учащихся общаться, а также круг их общения.

Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7, 9 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они связаны). Вопрос 8 дает возможность выяснить, насколько интересными собеседниками считают себя ребята. Вопросы 10 и 11 позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его. Вопросы 12, 13, 14 и 15 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.

При обработке подсчитывалось количество наиболее типичных ответов по всем классам (6, 8, 11 класс), а также динамика некоторых ответов, связанных с возрастными особенностями.

 

Анкета по общению № 2 (Мнацаканян М.И., 2003)

 

Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить: позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.

Первый вопрос «От чего вам бывает скучно?» позволяет выявить, когда и от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как складываются отношения юношей и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего.

Результаты были обработаны и структурированы.

 

Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике)

 

Данная методика состоит из двух этапов.

На первом этапе следовало выяснить качества личности, наиболее ценимые учащимися различных классов (в идеальном собеседнике) и на этой основе составить оценочные места.

Второй этап заключался в том, что эти же учащиеся оценивают себя с точки зрения развитости выявленных личностных качеств. Сопоставив полученные самооценки, можно сделать вывод об уровне развития оценочных отношений у учащихся.

Далее следует обработка результатов, цель которых - получение самооценок и оценок идеального собеседника.

Если учащиеся, отвечая на вопрос «Какими качествами личности должен обладать идеальный собеседник и вы лично?», называют слишком много качеств, их можно сгруппировать по списку таким образом, чтобы в одной подгруппе оказались качества личности, как отзывчивость, чуткость, внимательность, способность понимать других людей, проявлять заботу о них.

В другую подгруппу, представляющую иную совокупность личностных достоинств, включить такие качества, как доброта, душевность, дружелюбие, сердечность, человечность; в третью - воспитанность, культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность, любезность.

Результаты были обработаны и были внесены в таблицу.

 

Методика коммуникативная дистанция (Андреев А.Н.,

Мдивани М.О., Рыжонкина Ю.Я.)

 

Структура общения может быть представлена тремя взаимозависимыми сторонами:

1. коммуникативной;

Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте