Проблема ценностей общения в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования: поведение личности в общении.

Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…….... 2

Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.

1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6

1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11

Выводы по первой главе…………………………………………………..22



Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.

2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23

2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33

Выводы по второй главе………………………………………………..…42



Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43

Литература……………………………………….……………………….…… 45

Файлы: 1 файл

310951.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

«Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, то есть внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию».

Помимо речевых и неречевых средств общения, Ананьев Б.Г. выделяет и внутреннюю сторону - познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, само регуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей.[4]

Ананьев Б.Г. четко показал значимость категории общения для общей, возрастной и педагогической психологии, а также для психологии индивидуальных различий.

Мясищев В.Н. также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.

По мнению Мясищева В.Н., связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком.

Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, Мясищев В.Н. видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди.

Он считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.

А также, Мясищев В.Н. отмечал, что общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать.[5]

Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом, следующим этапом в моей работе будет анализ развития личности в юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим видом деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Психология юношеского возраста - это один из старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Вяготский Л.С. в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в советской психологии.

Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые рассматривали юношу такими, как биогенетическая теория Стэнли Холл, Арнольд Гезелл; концепция персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер, Шарлотта Бюлер; Жан Пиаже - специфика юношеского мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда; неофрейдизм Эрик Эриксон, важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальпсихологии Курт Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, юноша не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общие социальные детерминанты. Он не уточняет также возрастных граней периода маргинальности. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентаций.

Эмпирическая проверка теории Левина английским психологом Джоном Бамбаром показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций, психики и поведения юношей.

Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают юношескую маргинальность с особенностями социального статуса.

Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - это физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.п. рассматривались и в советской психологии.

Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира юношей. Этим занимались такие советские психологи как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.

Таким образом, анализируя литературу, посвященную общению в юношеском возрасте с позиции зарубежных и советских исследователей, я остановлюсь на представителях гештальпсихологии Курте Левине.

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением его социального положения (что неотъемлемо связано с общением). Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общие социальные детерминанты. Неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентаций (также неразрывно связанных с общением).

Что касается точки зрения представителя советской психологии - Эльконина Д.Б., то общение включено в систему общественно-полезной деятельности. Внутри этой деятельности происходит овладевание способностью строить отношения и развиваться.

Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность, дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

В дальнейшем рассматриваемая мной литература будет посвящена конкретно общению в юношеском возрасте.

Несмотря на утвердившиеся представления о юношах, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем - в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения - деятельности, занимающей огромное место в жизни юношей и представляющей для них самостоятельную ценность.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников - учащиеся других школ, училищ), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции - индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания.[6]

Все исследователи (Божович Л.И., Кон И.С. и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для юношей и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юношей, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у юношей и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах.

Как показывают исследования Кона И.С. именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений юношей и старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

Существуют данные, согласно которым неформальное общение в группах подчинено таким мотивам, как поиск благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности, потребность самоутвердиться.[7]

Согласно литературным данным, практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении.

Свободное общение - это не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто оставляет желать лучшего.

При всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах, секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным данным, группа 16-24-летних имеют самую сложную и разнообразную структуру досуга. По данным массового социологического опроса в 2005-2007 годах, 70 % старшеклассников ежедневно имеют свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 % располагают 1-2 часами. При этом у юношей свободного времени значительно больше, чем у девушек.

Как показывает литературный анализ Дубровина И.В. отношения с товарищами-сверстниками - это отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть равноправными участниками всевозможных дел.[8]

Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль» послушания. Возможные последствия таковы:

- общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (а значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности юноши, старшего школьника, для развития его взрослости);

- именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить юноше большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.

Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований «морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально добиться, так это того, что юноша его перестает «принимать». Именно поэтому, юноши и старшеклассники бывают грубы совершенно с незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».

Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются в самостоятельную и очень важную для юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

Общение с товарищами большая ценность для юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Юноши отдаляются от родителей, живут уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывают о себе, что-то скрывают, рвутся из дома к товарищам.

Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте