Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Объектом исследования: поведение личности в общении.
Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.
Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.
Введение……………………………………………………………...…….... 2
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11
Выводы по первой главе…………………………………………………..22
Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.
2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23
2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33
Выводы по второй главе………………………………………………..…42
Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43
Литература……………………………………….……………………….…… 45
3. перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Существующие точки зрения на коммуникацию, как на обмен информацией подразумевают, что прием и передача информации - это единый, неразрывный процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На мой взгляд, для оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого коммуникативного акта на процессы - приема и передачи информации, что позволит выяснить вклад в общение каждого из партеров.
Несмотря на большое число методов исследование взаимоотношений, ощущается недостаток в средствах изучения процессов приема и передачи информации во время общения. Моей задачей было найти и апробировать такой метод анализа неформальных коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.
Методика. Испытуемому предлагалось оценить:
- родителей;
- учителей;
- одноклассников;
- друзей вне школы, как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования».
В качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось, и не было предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию» между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы.
Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, во втором - реципиента.
1. В жизни вам постоянно приходится общаться друг с другом, обмениваясь информацией. При этом каждый из вас испытывает потребность, как высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены неодинаково даже по отношению к одному и тому же человеку (или группе людей), тем более к различным людям.
Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь вы сами, а в правой - ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние на партнера (-ов). Насколько вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?
Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в передаче ему (им) информации.
2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.
Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди учащихся 10-го и 11-ых классов средней школы № 14 города Волжского.
Так как общение в юношеском и старшем школьном возрасте является одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные данные (Божович Л.И., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), мной была проведена анкета, по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах.
Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):
I категория (1 - 5 вопросы) - посвящены общему представлению учащихся об общении в 10 и 11-х классов (Таблица 1, Приложение 1).
II категория (6 - 10 вопросы) - посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим ( Приложение 2).
III категория (11 - 15 вопросы) - позволяют выяснить круг общения и предпочтения ( Приложение 3).
Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика моей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно и только 10 - «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся школы № 14 считают, что «да», 1 - «нет», 1 - «не очень» и 5 - «не знают».
Что касается круга общения, то на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является доминирующем и более значимым; на второе место попали родители, а на третье - друг (подруга) противоположного пола. Что касается общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.[13]
Из Таблицы 2 видно (Приложение 2), что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми - родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.
Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.
Можно полагать, что эти результаты - плохая реакция на обследование детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом показала, что в этом классе большая часть учащихся - запущенные дети с личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье, а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.
Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте, показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим способом достижения подобных целей.
Что касается результатов, полученных в 10-х классах, то они также могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого возраста характерно то, что центральным становится стремление юношей к автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям юношей, развитию неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.
В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:
- самопознание;
- самозащита.
А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.
Из беседы с учителями и школьным психологом можно предположить, что полученные результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что на сегодняшнего юношу очень влияет семейный климат, круг его общения вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина - современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего юношу и отличает его от литературных данных и характеристик.
Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем юноши предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать.
Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте (Приложение 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от возраста, как у десятиклассников, так и у одиннадцатиклассников.
Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия.
Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных ребят. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует литературным данным. На втором месте - родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны.
Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») я привела анкету № 2.
Результаты, полученные после анализа анкеты № 2 показали, что проблемы общения юношей с родителями и с людьми более старших поколений связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9 учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили «нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «мы живем в другое время» и т.п.
Будет уместно вспомнить исследования Масгутовой С.К., которые показали, что субъективная значимость для юноши сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми.
Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с литературными данными. Но вместе с тем, в данном исследовании были получены результаты, которые можно объяснить нынешней социальной ситуацией в обществе.
Почти все испытуемые имеют опыт неудачного общения, который связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше. Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации. Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков, рукоприкладство, сексуальное домогательство.
У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость», «подстрекательство» и т.д.
Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком.
Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он лгун», «он жадный маменькин сынок» и т.д.
Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, можно увидеть, что сегодняшние юноши значительно отличаются от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка, агрессия, уход в себя и т.д.
2.2. Рекомендации по работе, исходя из проведенных методик.
Следующим этапом исследования было проведение методики «Идеальный собеседник». Цель, которой была, выяснить качества личности, наиболее ценимые юношами и старшеклассниками.
В данном исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 10 и 11 классов (школа № 14 города Волжского) было названо 65 качеств. Я сочла нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложила учащимся проранжировать эти блоки (Приложение 4).
Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте