Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Объектом исследования: поведение личности в общении.
Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.
Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.
Введение……………………………………………………………...…….... 2
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11
Выводы по первой главе…………………………………………………..22
Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.
2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23
2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33
Выводы по второй главе………………………………………………..…42
Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43
Литература……………………………………….……………………….…… 45
Получив такого рода результаты, мной было предложено учащимся 11-х классов написать проективное сочинение «Современные молодежные организации». Из 40 испытуемых 18 написали, что им нужны сегодня современные организации. Такие как: «организация по поддержке стариков и сирот» (молодежью), «например, как бойскауты», «по охране природы» (связанная с проблемами экологии», «партия любителей пива», «нужны, но не представляю, как она может выглядеть». А 22 ответили подобным образом на проблему занятости современной молодежи: «мне ничего не надо», «зачем это надо?», «мы независимая молодежь и этим все сказано».
Выводы по второй главе:
Проанализировав результаты проективного сочинения «Современные молодежные организации», можно предположить, что современная молодежь, которая сегодня «предоставлена сама себе» и считает себя «свободной молодежью», все же нуждается в организациях, которые могли бы сплотить и занять сегодняшнюю молодежь, а вместе с тем и решить ряд вопросов, которые сегодня очень остро стоят не только перед молодежью, но и перед всем обществом.
В настоящее время в России действуют более 427 тыс. молодежных и детских общественных объединений. Их должно быть еще больше. В Европе заниматься общественно полезной деятельностью почетно: гарантированы уважительное отношение общества и возможность влиять на власть. Организации и объединения молодежи – от стихийно возникающих движений до зарегистрированных организаций – главный критерий активности и самореализации молодежи. Исполнительный директор Фонда «Созидание» Елена Захарова считает, что самая «благодарная и активная аудитория – это школьники и студенты. «Молодые люди до 20-ти лет – первое поколение, выросшее свободным. Они чувствуют себя более свободно. Их проще вовлечь в решение социально значимых проектов».
Молодежь нужно заинтересовать и предоставить возможность выбора, чтобы она сама определяла сферу своих интересов, разрабатывала и реализовывала проекты.
Заключение
Целью данного исследования является изучение динамики и различных форм общения современных школьников юношеского возраста. Проведенное исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все учащиеся моей выборки отметили, что считают общение неотъемлемой частью своей жизни. Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребность отдать и получить какую-либо информацию, в исследовании установлено, что юноши и старшие школьники большее предпочтение отдают сверстникам, а затем родителям и учителям, что, в целом, совпадает с литературными данными. Но значимость родителей в общении неоднозначна.
3. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, на мой взгляд, обусловлены изменившимися социальными условиями - приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям испытуемых.
4. При изучении различных форм общения: интимно-личностная («Я» и «Ты»), стихийно-групповая («Я» и случайные «Они») и социально-ориентированной («Я» и «Общество») были получены следующие данные:
- в интимно-личностном общении у юношей доминируют индивидуалистические мотивы;
- в стихийно-групповом большой удельный вес занимают такие формы времяпровождения, как выпивка, наркотики, бесцельное хождение по улицам. У юношей практически отсутствуют творческие занятия, чтение, занятия в секциях.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую гипотезу: наблюдается тенденция к изменению некоторых характеристик общения, определенные рамками, сформулированными задач.
Если обобщить полученные данные то можно описать «собирательный портрет» современного юношу.
1. Потребность общения сохраняется.
2. Значимость сверстников.
3. Отсутствие социально-ориентированных интересов.
4. Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, употребление наркотиков).
5. Современные юноши, описывая идеального собеседника, на первый план выдвигают - отзывчивость, воспитанность и эрудицию.
6. Проявляется потребность в молодежных организациях.
Сегодня практически отсутствуют внешкольные организации, которые прежде объединяли значительную часть молодежи и способствовали удовлетворению ее потребности в общении. Эта потребность у сегодняшней молодежи достаточно высока. Значительная часть испытуемых отметила, что они все же нуждаются в каких-то формах организованной деятельности («Партия любителей пива», «Организация по защите бездомных животных» и т.д.).
Помимо всего сказанного следует добавить так же, что сегодняшняя молодежь стремится к семье; нуждается в понимании и поддержке взрослых; стремится «Уйти от реальности». В связи с непростой социальной ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, агрессивности, депрессии. По сравнению с литературными данными, на сегодняшний день увеличилось количество правонарушителей данного возраста, а также увеличилось количество случаев суицида среди ребят этого возраста.
Список литературы
1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 2001.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 2005.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.
4. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 2000.
5. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста//собр. соч.: В 6 томах. Том 3, 4. М., 2004.
6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 2002.
7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 2005.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1999.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2002.
10. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 2006.
11. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения//пер. с польского Новиковой Е.Н.; Вступ. ст. и общ. Ред. Бодалева А.А., Добровича А.Б. М.: Прогресс, 2006.
12. Мнацанакян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 2001.
13. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 2003.
14. Мудрик А.В. Самые трудные годы. М.: Знание, 2000.
15. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2 (6)/АПН СССР; Редкол: Петровский А.В. (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 2001.
16. Психология современного подростка/под ред. Фельдштейна Д.И. М., 2005.
Приложение 1.
Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов
№ вопроса | Ответы на вопросы | Количество учащихся по классам и школам | ||||||
10 «А» | 11 «А» | 11 «Б» | 11 «В» | 10 «б» | 11 «Б» | 11 «Э» | ||
1 | Да | 16 | 10 | 11 | 16 | 17 | 14 | 13 |
Нет | 1 | 2 | 1 | 1 | - | - | 1 | |
Не очень | 2 | - | 1 | - | 1 | - | - | |
Не знаю | 1 | 1 | 1 | - | 4 | 4 | - | |
2 | Друзья | 14 | 8 | 14 | 14 | 15 | 11 | 7 |
Родители | 9 | 5 | 3 | 2 | 9 | 7 | 7 | |
Одноклассники | - | - | - | - | 3 | 2 | 2 | |
Со всеми | 3 | 2 | - | - | - | 2 | - | |
С противоположным полом | - | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | |
3 | Узнавание новостей | - | 2 | 5 | - | 10 | 2 | 5 |
Обмен информацией | 3 | - | 2 | - | - | 6 | 3 | |
Поддержка отношений | 7 | 2 | 2 | 2 | - | 3 | 2 | |
Получение удовольствия | 2 | 4 | 4 | 5 | 9 | - | 2 | |
Не знаю | - | - | - | 6 | - | - | - | |
4 | Разговор (беседа) | 7 | 4 | 8 | 2 | 8 | 2 | 4 |
Передача информации | 3 | 4 | 1 | 7 | 6 | 6 | 6 | |
Узнавание друг друга | 2 | - | 1 | 3 | - | 1 | 2 | |
Не знаю | - | 3 | 3 | 5 | 4 | - | 1 | |
5 | Да | 17 | 11 | 13 | 11 | 10 | 11 | 14 |
Нет | 2 | 2 | 2 | 4 | 9 | 3 | 1 | |
Не знаю | 1 | - | - | 2 | 2 | 1 | - |
Приложение 2
Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов
№ вопроса | Ответы на вопросы | Количество учащихся по классам и школам | ||||||
10 «А» | 11 «А» | 11 «Б» | 11 «В» | 10 «б» | 11 «Б» | 11 «Э» | ||
6 | Да | 7 | 12 | 11 | 11 | 5 | 9 | 12 |
Родители | 2 | 4 | - | - | 7 | - | 3 | |
Учителя | 2 | - | - | - | 2 | - | 2 | |
Друзья | 2 | 4 | - | - | 5 | - | - | |
Нет | 6 | - | 4 | 6 | - | 7 | 2 | |
7 | Да | 18 | 13 | 12 | 15 | 18 | 14 | 12 |
Иногда | 2 | - | - | - | 3 | - | 1 | |
Нет | - | - | 3 | 2 | - | 2 | 2 | |
8 | Да | 14 | 8 | 4 | 3 | 6 | 9 | 9 |
Не очень | 4 | - | 4 | 1 | 4 | 2 | 2 | |
Не знаю | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 1 | 2 | |
Нет | - | 1 | - | 4 | - | 2 | 1 | |
9 | Я | 2 | 4 | 2 | 1 | 8 | 10 | 2 |
Собеседник | 6 | 6 | 2 | 3 | 12 | 7 | 8 | |
Зависит от ситуации | 2 | 2 | 3 | 13 | 2 | 1 | - | |
Не знаю | 2 | - | 5 | - | - | 1 | 2 | |
10 | Да | 17 | 11 | 11 | 11 | 17 | 12 | 10 |
Почти | - | - | - | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Нет | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 |
Приложение 3.
Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов
№ вопроса | Ответы на вопросы | Количество учащихся по классам и школам | ||||||
10«А» | 11 «А» | 11 «Б» | 11 «В» | 10 «Б» | 11 «Б» | 11 «Э» | ||
11 | Я | 6 | 3 | 3 | 3 | 9 | 5 | 7 |
Он | 12 | 6 | 5 | 7 | 9 | 6 | 5 | |
Зависит от ситуации | 1 | 4 | 5 | 7 | 2 | 4 | 2 | |
Не знаю | 7 | - | 1 | - | - | - | - | |
12 | Друзья вне школы | 8 | 9 | 13 | 13 | 10 | 12 | 11 |
Родители | 6 | - | - | 1 | 7 | 2 | 1 | |
Брат (сестра) | 3 | 4 | - | - | - | - | - | |
Одноклассники | 6 | 2 | 1 | 3 | 9 | 1 | 2 | |
Не знаю | - | - | - | - | 3 | - | - | |
13 | Друзья вне школы | 8 | 9 | 10 | 11 | 6 | 8 | 4 |
Родители | 3 | 4 | 1 | 3 | 11 | 5 | 3 | |
Одноклассники | 2 | - | 1 | 9 | 10 | 1 | 3 | |
Маме | 8 | - | 2 | 2 | - | - | - | |
Всем | - | 3 | - | - | - | - | - | |
14 | Один | 9 | 2 | 9 | 7 | 6 | 9 | 7 |
Мама | 8 | 2 | 1 | 2 | 16 | 2 | 3 | |
Друзья вне школы | 3 | 8 | 5 | 6 | - | 3 | 3 | |
Одноклассники | - | - | 1 | 3 | 4 | 1 | - | |
15 | Друг вне школы | 5 | 10 | 3 | 8 | 13 | 13 | 9 |
Родителям | 6 | 3 | 1 | - | 18 | 8 | 5 | |
Маме | 4 | 2 | 1 | 2 | - | - | - | |
Одноклассники | - | - | 9 | 2 | 16 | 8 | 5 | |
Всем | 2 | 4 | 2 | 3 | - | - | - |
Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте