Проблема ценностей общения в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования: поведение личности в общении.

Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…….... 2

Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.

1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6

1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11

Выводы по первой главе…………………………………………………..22



Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.

2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23

2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33

Выводы по второй главе………………………………………………..…42



Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43

Литература……………………………………….……………………….…… 45

Файлы: 1 файл

310951.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Получив такого рода результаты, мной было предложено учащимся 11-х классов написать проективное сочинение «Современные молодежные организации». Из 40 испытуемых 18 написали, что им нужны сегодня современные организации. Такие как: «организация по поддержке стариков и сирот» (молодежью), «например, как бойскауты», «по охране природы» (связанная с проблемами экологии», «партия любителей пива», «нужны, но не представляю, как она может выглядеть». А 22 ответили подобным образом на проблему занятости современной молодежи: «мне ничего не надо», «зачем это надо?», «мы независимая молодежь и этим все сказано».

 

 

 

 

Выводы по второй главе:

Проанализировав результаты проективного сочинения «Современные молодежные организации», можно предположить, что современная молодежь, которая сегодня «предоставлена сама себе» и считает себя «свободной молодежью», все же нуждается в организациях, которые могли бы сплотить и занять сегодняшнюю молодежь, а вместе с тем и решить ряд вопросов, которые сегодня очень остро стоят не только перед молодежью, но и перед всем обществом.

В настоящее время в России действуют более 427 тыс. молодежных и детских общественных объединений. Их должно быть еще больше. В Европе заниматься общественно полезной деятельностью почетно: гарантированы уважительное отношение общества и возможность влиять на власть. Организации и объединения молодежи – от стихийно возникающих движений до зарегистрированных организаций – главный критерий активности и самореализации молодежи. Исполнительный директор Фонда «Созидание» Елена Захарова считает, что самая «благодарная и активная аудитория – это школьники и студенты. «Молодые люди до 20-ти лет – первое поколение, выросшее свободным. Они чувствуют себя более свободно. Их проще вовлечь в решение социально значимых проектов».

Молодежь нужно заинтересовать и предоставить возможность выбора, чтобы она сама определяла сферу своих интересов, разрабатывала и реализовывала проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данного исследования является изучение динамики и различных форм общения современных школьников юношеского возраста. Проведенное исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все учащиеся моей выборки отметили, что считают общение неотъемлемой частью своей жизни. Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребность отдать и получить какую-либо информацию, в исследовании установлено, что юноши и старшие школьники большее предпочтение отдают сверстникам, а затем родителям и учителям, что, в целом, совпадает с литературными данными. Но значимость родителей в общении неоднозначна.

3. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, на мой взгляд, обусловлены изменившимися социальными условиями - приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям испытуемых.

4. При изучении различных форм общения: интимно-личностная («Я» и «Ты»), стихийно-групповая («Я» и случайные «Они») и социально-ориентированной («Я» и «Общество») были получены следующие данные:

- в интимно-личностном общении у юношей доминируют индивидуалистические мотивы;

- в стихийно-групповом большой удельный вес занимают такие формы времяпровождения, как выпивка, наркотики, бесцельное хождение по улицам. У юношей практически отсутствуют творческие занятия, чтение, занятия в секциях.

Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую гипотезу: наблюдается тенденция к изменению некоторых характеристик общения, определенные рамками, сформулированными задач.

Если обобщить полученные данные то можно описать «собирательный портрет» современного юношу.

1. Потребность общения сохраняется.

2. Значимость сверстников.

3. Отсутствие социально-ориентированных интересов.

4. Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, употребление наркотиков).

5. Современные юноши, описывая идеального собеседника, на первый план выдвигают - отзывчивость, воспитанность и эрудицию.

6. Проявляется потребность в молодежных организациях.

Сегодня практически отсутствуют внешкольные организации, которые прежде объединяли значительную часть молодежи и способствовали удовлетворению ее потребности в общении. Эта потребность у сегодняшней молодежи достаточно высока. Значительная часть испытуемых отметила, что они все же нуждаются в каких-то формах организованной деятельности («Партия любителей пива», «Организация по защите бездомных животных» и т.д.).

Помимо всего сказанного следует добавить так же, что сегодняшняя молодежь стремится к семье; нуждается в понимании и поддержке взрослых; стремится «Уйти от реальности». В связи с непростой социальной ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, агрессивности, депрессии. По сравнению с литературными данными, на сегодняшний день увеличилось количество правонарушителей данного возраста, а также увеличилось количество случаев суицида среди ребят этого возраста.

Список литературы

 

1.       Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 2001.

2.       Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 2005.

3.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.

4.       Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 2000.

5.       Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста//собр. соч.: В 6 томах. Том 3, 4. М., 2004.

6.       Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 2002.

7.       Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 2005.

8.       Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1999.

9.       Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2002.

10.  Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 2006.

11.  Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения//пер. с польского Новиковой Е.Н.; Вступ. ст. и общ. Ред. Бодалева А.А., Добровича А.Б. М.: Прогресс, 2006.

12.  Мнацанакян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 2001.

13.  Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 2003.

14.  Мудрик А.В. Самые трудные годы. М.: Знание, 2000.

15.  Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2 (6)/АПН СССР; Редкол: Петровский А.В. (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 2001.

16.  Психология современного подростка/под ред. Фельдштейна Д.И. М., 2005.

 

 

Приложение 1.

 

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов

 

№ вопроса

Ответы на вопросы

Количество учащихся по классам и школам

10 «А»

11 «А»

11 «Б»

11 «В»

10 «б»

11 «Б»

11 «Э»

1

Да

16

10

11

16

17

14

13

Нет

1

2

1

1

-

-

1

Не очень

2

-

1

-

1

-

-

Не знаю

1

1

1

-

4

4

-

2

Друзья

14

8

14

14

15

11

7

Родители

9

5

3

2

9

7

7

Одноклассники

-

-

-

-

3

2

2

Со всеми

3

2

-

-

-

2

-

С противоположным полом

-

2

4

1

3

2

2

3

Узнавание новостей

-

2

5

-

10

2

5

Обмен информацией

3

-

2

-

-

6

3

Поддержка отношений

7

2

2

2

-

3

2

Получение удовольствия

2

4

4

5

9

-

2

Не знаю

-

-

-

6

-

-

-

4

Разговор (беседа)

7

4

8

2

8

2

4

Передача информации

3

4

1

7

6

6

6

Узнавание друг друга

2

-

1

3

-

1

2

Не знаю

-

3

3

5

4

-

1

5

Да

17

11

13

11

10

11

14

Нет

2

2

2

4

9

3

1

Не знаю

1

-

-

2

2

1

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов

 

№ вопроса

Ответы на вопросы

Количество учащихся по классам и школам

10 «А»

11 «А»

11 «Б»

11 «В»

10 «б»

11 «Б»

11 «Э»

6

Да

7

12

11

11

5

9

12

Родители

2

4

-

-

7

-

3

Учителя

2

-

-

-

2

-

2

Друзья

2

4

-

-

5

-

-

Нет

6

-

4

6

-

7

2

7

Да

18

13

12

15

18

14

12

Иногда

2

-

-

-

3

-

1

Нет

-

-

3

2

-

2

2

8

Да

14

8

4

3

6

9

9

Не очень

4

-

4

1

4

2

2

Не знаю

2

4

6

8

10

1

2

Нет

-

1

-

4

-

2

1

9

Я

2

4

2

1

8

10

2

Собеседник

6

6

2

3

12

7

8

Зависит от ситуации

2

2

3

13

2

1

-

Не знаю

2

-

5

-

-

1

2

10

Да

17

11

11

11

17

12

10

Почти

-

-

-

3

1

2

3

Нет

3

2

4

3

4

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов

 

№ вопроса

Ответы на вопросы

Количество учащихся по классам и школам

10«А»

11 «А»

11 «Б»

11 «В»

10 «Б»

11 «Б»

11 «Э»

11

Я

6

3

3

3

9

5

7

Он

12

6

5

7

9

6

5

Зависит от ситуации

1

4

5

7

2

4

2

Не знаю

7

-

1

-

-

-

-

12

Друзья вне школы

8

9

13

13

10

12

11

Родители

6

-

-

1

7

2

1

Брат (сестра)

3

4

-

-

-

-

-

Одноклассники

6

2

1

3

9

1

2

Не знаю

-

-

-

-

3

-

-

13

Друзья вне школы

8

9

10

11

6

8

4

Родители

3

4

1

3

11

5

3

Одноклассники

2

-

1

9

10

1

3

Маме

8

-

2

2

-

-

-

Всем

-

3

-

-

-

-

-

14

Один

9

2

9

7

6

9

7

Мама

8

2

1

2

16

2

3

Друзья вне школы

3

8

5

6

-

3

3

Одноклассники

-

-

1

3

4

1

-

15

Друг вне школы

5

10

3

8

13

13

9

Родителям

6

3

1

-

18

8

5

Маме

4

2

1

2

-

-

-

Одноклассники

-

-

9

2

16

8

5

Всем

2

4

2

3

-

-

-

Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте