Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Объектом исследования: поведение личности в общении.
Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.
Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.
Введение……………………………………………………………...…….... 2
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 11
Выводы по первой главе…………………………………………………..22
Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.
2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23
2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….…………………..……....33
Выводы по второй главе………………………………………………..…42
Заключение…………………………………..…………………..…………..… 43
Литература……………………………………….……………………….…… 45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
Волжский институт экономики, педагогики и права
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
Проблема ценностей общения в юношеском возрасте
Курсовая работа
Выполнила студентка:
Назарян Елена Сержиковна
(Подпись)
Специальность: 50706.65 "Педагогика психология"
Курс 2 , группа 2зУПП-1
Научный руководитель:
_____________________Гришина С. Б.
(Подпись)
Волжский 2009 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1.Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2. Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………..22
Глава 2. Особенности общения в юношеском возрасте.
2.1. Методики терминальных ценностей личности Мудрик А.В. и Мнацаканян М.И …………………………………………………………….... 23
2.2.Анализ работы и рекомендации……………………………………….……
Выводы по второй главе………………………………………………..…42
Заключение…………………………………..……………
Литература……………………………………….…………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Так как общение социально, то сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов для современных подростков, поэтому изучение ценностей общения нынешней молодежи весьма актуально.
Объектом исследования: поведение личности в общении.
Предметом исследования: влияние природных и социальных предпосылок на ценности общения в юношеском возрасте.
Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и российским.
Леонтьев А.Н. считает, что общение - это определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Соковкин В.М. анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Ананьев Б.Г. подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, через что человек строит свои отношения с другими людьми.
Значимость общения с позиции возрастной психологии рассматривались, как в зарубежной, так и в российской психологии. Представитель гештальпсихологии Левин К., рассматривал общение в юношеском возрасте с точки зрения социально-психологического явления. Левин К. считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются.
Еще Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в юношеском возрасте с позиции культурно-исторической теории. Эльконин Д.Б. отмечал, что в юношеском возрасте общение не теряет своего значения. Благодаря общению, ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) и др. психологи отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для юношей и старших школьников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни юноши и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у юношей и старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.
Как показывают исследования Кона И.С., именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.
Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях.
При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для юношей возрастает (Мудрик А.В.).
Следовательно, анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное - это признание роли общения в формировании личности.
Таким образом, учитывая все вышесказанное можно определить цель данной работы: изучить проблемы ценности общения в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение задач:
1. Изучить представления современных юношей о значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на которые ориентируется современный старшеклассник.
4. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися данными и выявить роль социальных факторов в общении современных юношей.
Гипотеза исследования: доказательность того, что отсутствие критериев и ориентиров приводит к изменению характеристик общения современных юношей.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.
Экспериментальное исследование проводилось в нескольких группах: учащихся 10-го и 11-х классов № 14 города Волжского. Общая выборка 114 человек; возрастной диапазон от 17 до 18 лет.
Теоретическая значимость: данное исследование уточняет и конкретизирует отдельные теоретические положения в воспитания юношей, открывают перспективы для решения проблем в области общения в юношеском возрасте.
Методологическая основа исследования: посвящена критическому анализу основных методологических и теоретических проблем, существующих подходов к исследованию проблемы ценностей общения юношей, в качестве теоретических и методологических оснований данного исследования были использованы работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих вопросы развития общения современных юношей. Теоретические разработки А. В. Мудрика способствовали изучению проблемы общения в юношеском возрасте.
Методы исследования:
- Теоретический – анализ научной литературы по теме исследования.
- Эмпирический – обработка полученных данных.
.
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1. Общение: понятие, сущность, характеристика.
Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, психологией, педагогикой. В данной работе я буду рассматривать общение с точки зрения психологии.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение - это осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения.
Проанализируем определения, которые дают общению различные авторы.
Каган М.С. рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты.[1]
Буева Л.П. предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение - это его индивидуализированные формы».[2]
Соковнин В.М. анализирует человеческое общение как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние.
С точки зрения Леонтьева А.Н., общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения.[3]
Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Андреева Г.М., характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны:
1. коммуникативную (обмен информацией между общающимися);
2. интерактивную (организация взаимодействия общающихся);
3. перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Анализ исследований психологов приводит к выводу о том, что независимо от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических направлений.
Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние на развитие личности изучали такие советские психологи, как Ананьев Б.Г. и Мясищев В.Н.
Исследования Ананьева Б.Г. нацелены на глубокое и широкое изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой области в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.
Ананьев Б.Г. подчеркивает, особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью чего опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах».
Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Ананьев Б.Г. неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте