Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но в первые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.
Введение 3
1. Проблема возраста человека на основе классификации 6
1.1 Классификация возрастных проблем 6
1.2 Понятие возрастного кризиса 10
2 Возрастные кризисы и их особенности 14
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития 14
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 28
Приложение А 29
Приложение Б 30
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Современная Гуманитарная Академия, Волгоградский филиал |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Проблема возраста человека |
Фамилия студента |
Отрода |
Имя студента |
Валерия |
Отчество студента |
Андреевна |
№ контракта |
04600090701018 |
Введение 3
1. Проблема возраста человека на основе классификации 6
1.1 Классификация возрастных проблем 6
1.2 Понятие возрастного кризиса 10
2 Возрастные кризисы и их особенности 14
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития 14
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 28
Приложение А 29
Приложение Б 30
Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но в первые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.
В работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.
Актуальность выбранная тема обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.
Объектом исследования является человек.
Предметом исследования является проблемы возраста человека.
Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть
классификацию возрастных
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать
кризисы развития зрелых
Гипотеза: психологическое созревание человека зависит от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния организма; социальные отношения.
Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.
Метод исследования: исторический, аналитический.
Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.
Данная работа позволяет расширить границы знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.
Для лучшего нахождения подхода к ребенку педагог применяет знание основной проблематики на практике.
Психолог реализует данные знания при консультировании клиента. Человек самосовершенствуется и начинает путь к самопознанию, реализуя тем самым собственные потребности, переходя на новый уровень развития, преодолевая кризисные состояния, решая собственные возрастные проблемы.
1.1 Классификация возрастных
В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в общем психологическом
В отечественной
науке существует два представления
о возрасте: физический возраст и
психологический возраст. Переходы
из одного возраста в другой сопровождаются
изменением физических данных и психологических
характеристик ребенка, их называют
кризисами возрастного
Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в общем психологическом
В отечественной
психологии в исследованиях проблем
детства развиваются два
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Принцип историзма,
позволяющий последовательно
Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.
Проблема
динамики возраста непосредственно
вытекает из только что намеченной
проблемы структуры возраста. Как
мы видели, структура возраста не представляет
собой статичной, неизменной, неподвижной
картины. В каждом данном возрасте прежде
сложившаяся структура
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
Младенчество (от рождения до одного года жизни);
Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);
Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Каждый этап
состоит из двух периодов: межличностное
общение как ведущий вид
Основной
смысл переходного периода
Сенситивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сенситивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сенситивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками. [1, С.15].
В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:
Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);
Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);
Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);
Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);
Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);
Близость против одиночества (19-25 лет);
Продуктивность против застоя (25-50 лет);
Цельность против отчаяния (50-. .).
1.2 Понятие возрастного кризиса
Возрастные кризисы -- это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы -- ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания.
Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу.