Проблема возраста человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но в первые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.

Оглавление

Введение 3
1. Проблема возраста человека на основе классификации 6
1.1 Классификация возрастных проблем 6
1.2 Понятие возрастного кризиса 10
2 Возрастные кризисы и их особенности 14
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития 14
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 28
Приложение А 29
Приложение Б 30

Файлы: 1 файл

курсовая воз.псих.Отрода В.А..docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Основные данные о  работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Современная Гуманитарная Академия,

Волгоградский филиал

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Проблема возраста человека

Фамилия студента

Отрода

Имя студента

Валерия

Отчество студента

Андреевна

№ контракта

04600090701018


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Проблема возраста человека на основе классификации 6

1.1 Классификация возрастных проблем 6

1.2 Понятие возрастного кризиса 10

2 Возрастные кризисы и их особенности 14

2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития 14

2.2 Кризисы развития зрелых возрастов 17

Заключение 24

Глоссарий 27

Список использованных источников 28

Приложение А 29

Приложение Б 30

 

Введение

 

Рассматривая  вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены  только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого  возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение  разности между паспортным и стандартизированным  возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но в первые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.

В работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.

Актуальность выбранная тема обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.

Объектом  исследования является человек.

Предметом исследования является проблемы возраста человека.

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.

Для достижения цели работы были поставлены следующие  задачи:

1) раскрыть  понятие возрастного кризиса

2) рассмотреть  классификацию возрастных проблем. 

3) проанализировать  особенности кризиса развития. Различные  периоды кризиса развития.

4) исследовать  кризисы развития зрелых возрастов. 

Гипотеза: психологическое  созревание человека зависит от постоянно  действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния  организма; социальные отношения.

Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.

Метод исследования: исторический, аналитический.

Практическая  значимость: данная работа повышает психологическую  грамотность в том, что рассматриваются  возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и  изучают его проблемы и особенности.

Данная работа позволяет расширить границы  знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.

Для лучшего  нахождения подхода к ребенку  педагог применяет знание основной проблематики на практике.

Психолог  реализует данные знания при консультировании клиента. Человек самосовершенствуется и начинает путь к самопознанию, реализуя тем самым собственные  потребности, переходя на новый уровень  развития, преодолевая кризисные  состояния, решая собственные возрастные проблемы.

 

1. Проблема  возраста человека на основе  классификации

 

1.1 Классификация возрастных проблем

 

В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

Проблема  органической и средовой обусловленности  психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике  и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений  в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной  науке существует два представления  о возрасте: физический возраст и  психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических  характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и  в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что  в развитии возникают некоторые  проблемы, которые ребенок не может  самостоятельно разрешить. Преодоление  кризиса означает переход на более  высокую ступень развития, в следующий  психологический возраст (Р.С. Немов).

Проблемы: специфические  сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.

Проблема  органической и средовой обусловленности  психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике  и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений  в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной  психологии в исследованиях проблем  детства развиваются два крупных  направления. Первое - изучение отдельных  сторон детской жизни, фактов, второе - вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать  проблемы детского развития, возникавшие  в разные исторические периоды времени.

Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить  важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил  и факторов психического развития в  каждом возрастном периоде.

Принцип анализа  развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Проблема  динамики возраста непосредственно  вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как  мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной  картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит  в новую структуру. Новая структура  возникает и складывается в ходе возрастного развития.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

Дошкольное  детство (от рождения до 6-7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого  по четвертый класс школы);

Средний и  старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс  школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации  делится на семь периодов:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);

Младший и  средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый  возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский  возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное  общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная  с интеллектуальным развитием и  реализацией операционально-технических  возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем  достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов - возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Основной  смысл переходного периода заключается  в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого  возрастного периода (обобщенный результат  психического развития) содержит побудительную  силу для дальнейшего развития и  становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм. [3, С.45]

Сенситивный период развития - период в жизни  человека, создающий наиболее благоприятные  условия для формирования у него определенных психологических свойств  и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х  лет наиболее сенситивен для развития речи, активная речь обогащает психическое  развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет  сенситивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения  с другими людьми-взрослыми и  сверстниками. [1, С.15].

В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:

Основополагающая  вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);

Автономность  против стыда и сомнений (2-3 года);

Инициатива  против вины и сомнений (3-5 лет);

Дружелюбие  против неполноценности (6-11 лет);

Личностная  идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);

Близость  против одиночества (19-25 лет);

Продуктивность  против застоя (25-50 лет);

Цельность против отчаяния (50-. .).

 

 

 

 

1.2 Понятие возрастного кризиса

 

 

Возрастные кризисы -- это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Следует отметить, что в  возрастной психологии нет единого  мнения по поводу кризисов, их места  и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы -- ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания.

Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу.

Информация о работе Проблема возраста человека