Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:29, доклад
Внимание к проблеме самореализации личности в современном обществе обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, а также задачей максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
Человек - это единство материального и духовного.
Проблема самореализации человека в подростковом возрасте.
Внимание к проблеме самореализации личности в современном обществе обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, а также задачей максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
Человек - это единство материального и духовного.
Материальное - это организм человека.
Духовное - это сознание человека.
Сознание человека, как мы считаем,- это некая способность организма существовать и развиваться, быть создателем действий и мыслей, на которых базируется жизнедеятельность любого человека.
Как мы понимаем самореализацию?
Плоды человеческой цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся на протяжении всей нашей жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким представлением сокрыто огромное множество исследователей и великих умов, осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно исследовательская и творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Нет никаких сомнений, что стремление человека к самореализации не является инстинктивным, а, напротив, имеет филогенетическое происхождение и обязано своим существованием социуму, труду и видоспецифическим отношениям между людьми.
Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной потребности, как стремление к обособлению и индивидуализации. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, стало предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что стремление к самореализации — не что иное, как родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя ее в единичных актах деятельности, например, написание художественного произведения, создание памятника архитектуры, личность никогда не сможет удовлетворить ее полностью. Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, индивид преследует свои жизненные цели, а также находит свое место в системе общественных связей и отношений.
Итак, определим основные моменты, выделяемые в характеристике самореализации личности:
- Самореализация происходит
в направлении от
- Самореализация представляет
своего рода умственное
- Самореализация достижима
через постижение себя, переживание
и осознание себя как
- Самореализация представляет
собой личностный процесс, который
может иметь как положительные,
так и отрицательные
- Потребность в самореализации
– высшая в иерархии
- Локализуется в
- Происходит только тогда, когда человек взаимодействует с другими.
Саморазвитие, самоидентификация, самоактуализация и их влияние на самореализацию.
Со временем любой человек перестает довольствоваться и удовлетворяться имеющимися у него навыками и способностями и начинает задумываться о саморазвитии. У детей саморазвитие протекает естественным путем: мы растем, развиваемся, учимся, познаем мир и ищем в нем свое место. Однако, в подростковом возрасте, мы теряем эту внутреннюю силу, ведущую нас вперед навстречу новому и неизведанному, у нас появляются привычки, комплексы и повседневные заботы. И нам начинает казаться, что яркая и интересная жизнь для нас закончилась, и вместо нее началось долгое и монотонное путешествие к старости. Тогда перед человеком встает выбор: продолжать ли ему постепенно утрачивать приобретенное в детстве невыразимое ощущение радости, или попытаться вырваться из круговорота рутины и серых дней. Немногие способны открыть для себя новый путь, полный радости и удивительных открытий, который мы называем саморазвитием человека).
Процесс, посредством которого человек развивает привязанность к другому человеку и восхищение этим человеком, обладающим качествами и чертами, которыми он сам хотел бы обладать, называется самоидентификация. То есть человек идентифицирует себя с другим человеком, сравнивая свои и его черты характера, поведения, проводя параллель между его увлечениями и своими и черпает от него то, что хотел бы видеть в себе. В подростковом возрасте люди обычно сравнивают себя со своими кумирами и пытаются быть на них похожими, тем самым ища свой образ, создавая своё мировоззрение и отбирая для себя те черты своего характера, которые, по их мнению, больше подходят к их убеждениям и образу жизни.
Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, который может достичь вершины своего потенциала, добиться полного использования своих талантов, способностей. Это серьёзная работа над собой, которая закрепляет навыки, умения человека и продолжает их развивать, достигая самого максимума своих возможностей. Эта ступень саморазвития важна для человека, ибо именно добившись максимума мы осознаём, что мы можем быть лучше, сильнее, умнее, развитее и это придаёт нам неописуемо много сил и желаний добиться большего. За одной победой следует ещё одна, чем их больше, тем сильнее и саморазвитие становится человек.
Самореализация и проблема подросткового возраста.
Самореализация подростка –
это процесс воплощения личностью своих
способностей и возможностей в деятельности
и отношениях. Самореализация подростка
как процесс предполагает: восприятие
самого себя и идентификацию своей личности;
открытость новому опыту и его принятию;
разнообразное восприятие субъектом различных
ситуаций; различный характер социальной
активности.
Подростковый возраст - это
период формирования ценностей взрослеющего
человека. Идеалы и ценности ощутимо влияют
на его собственное восприятие, характер,
на его психологическое здоровье. Эти
процессы происходят под регуляцией различных
институтов социализации. Прежде всего
это – общество с его культурой, традициями,
системой воспитания, семья, школа, сверстники.
Существенное место здесь принадлежит
средствам массовой информации. Изучение
барьеров самореализации личности имеет
своей целью получить ответ на вопрос,
какие барьеры встречаются на пути юношества
к самореализации, и какие конкретные
осознанные усилия и действия предпринимает
в этом случае человек, оказавшийся в сложной
для него ситуации.
Самореализация играет важную роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя особенности этого пути.
Однако в процессе движения к самореализации человек сталкивается с различного рода трудностями и препятствиями. Будут ли преодолены барьеры или нет - во многом зависит от человека, от его желания идти к дальнейшему развитию, а также социально-культурных условий и окружения индивида.
Изучению барьеров в процессе развития личности до недавнего времени уделялось не так много внимания. В отечественной психологии под барьерами понимают различные затруднения, которые встречаются в процессе становления и развития человека. Впервые понятие «барьер» стало употребляться при анализе познавательной деятельности.
Мотивы личностной самореализации являются наиболее ценными в плане стимулирования любого вида деятельности.
В исследованиях Л.А. Коростылевой (2000) было выявлено три типа барьеров самореализации:
1) Барьеры первого рода - ценностные. Их действие проявляется в смысложизненных ориентациях, в доминировании потребностей над ценностями. Показано, что данный тип барьеров проявляется на нижних уровнях самореализации.
2) Барьеры второго рода
- смыслового конструкта. Влияние
барьера этого рода
3) Барьеры третьего рода
- диспозиции. Этот барьер воздействует
посредством ряда
Через все эти барьеры, в той или иной степени,
прошел любой социализированный индивид.
Изучая психологические барьеры
самореализации в подростковом возрасте,
мы пришли к следующим выводам:
1. Социальная ситуация развития может
обуславливать возникающие барьеры самореализации.
С возрастом все более осознанной для
личности становится деятельность, направленная
на преодоление барьеров саморазвития.
2. Были выявлены специфические личностные характеристики, способствующие самореализации личности: креативность, спонтанность, демократичность, адекватная самооценка, сензитивность, рефлективность, автономность, независимость, открытость.
3. Барьеры самореализации
в юношеском возрасте могут
выполнять созидательную
4. Барьеры саморелизации могут тормозить или угнетать деятельность подростка, особенно в том случае, если личность демонстрирует возбудимость, склонность к чувству вины, эмоциональную неустойчивость, робкость или пассивность. Эти факторы отрицательно связанны с принятием ценностей самоактуализирующейся личности, а именно со стремлением к постоянному движению вперед, осуществлению выбора в пользу саморазвития.
Влияние культуры на самореализацию.
Для подросткового периода свойственны потребность в общении, стремление к автономии, а также формирование жизненных ориентаций. Во время перехода от младшего школьного к подростковому возрасту ценностные ориентации начинают собираться в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции подростка. Сам процесс самореализации подростка можно характеризовать как стремление к полному выявлению и использованию в деятельности своих возможностей.
У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальных отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, – ослабление референтной функции современной семьи и социальных институтов общества в плане формирования долговременных личностных установок. Это является одной из предпосылок того, что подростки становятся восприимчивы к тем идеалам и ценностям, которые навязываются в СМИ и пропагандируются в шоу индустрии и музыкальной, в том числе.
В этом возрастном периоде становится наиболее важным поиск собственной идентичности как фундаментальной потребности личности осознать себя. В систему социальной самореализации, по мнению Э.Фромма, входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения.
Таким ориентиром для современных подростков часто становится музыкальный исполнитель, поскольку увлечение музыкой, как социально-психологический феномен, стало неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Более 80% подростков всех возрастных подгрупп имеют одного или нескольких музыкальных кумиров.
В психологическом и социальном развитии молодых людей, особенно в современном развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей становится все более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. В процессе общения подростки развивают соответствующие возрасту интересы и навыки, учатся сопереживать, вместе решать общие проблемы, то есть взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрослый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей больше чем прежде зависит от влияния окружающих их подростков, поскольку они уже достигли некоторой независимости от родителей.
Самореализация в подростковом возрасте предполагает в первую очередь идентификацию себя с другими. Музыкальный кумир наделяется качествами, указывающими на личностную силу и активность, что способствует идентификации музыкальных фанатов с кумиром, поскольку созданный им образ показывает, что он успешен и в определенной степени достиг самореализации.
Самореализация подростка осуществляется в процессе его социализации, таким образом, на процесс самореализации личности подростка влияет множество факторов, не только общение со сверстниками, но и взаимодействие с родителями, стиль воспитания в семье.
Как культура определяет удовлетворённость в самореализации.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в отдельных видах деятельности, например, написание романа, создание художественного произведения, личность никогда не может удовлетворить её полностью. Удовлетворяя начальную потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Конкретные формы самореализации у разных людей различны. Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров, осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства. Творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества. Между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь. Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Информация о работе Проблема самореализации человека в подростковом возрасте