Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:57, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики 2 курса является формирование умений проведения социально-психологической диагностики группы, анализа и понимания внутригрупповых отношений и разработки рекомендаций по их оптимизации; формирование профессиональной позиции психолога и умений руководствоваться профессионально - этическими принципами в процессе общения с испытуемыми.
Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе; исследование и анализ внутригрупповых отношений и разработка рекомендаций по их оптимизации.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

Возраст: 3-6 класс

 

Ситуация

Поведение наблюдаемых

Примечания

Зарядка

(8:50-9:00)

Группа (ниже мы заменим это слово на –  отряд) вела себя активно, все смеялись, весело повторяли упражнения за учителем,  пытались привлечь внимания на себя. 

 

 

 

 

 

 

 

Легко идут на контакт. Слушаются учителя, говорят на средних тонах. Внимательно слушаю учителя.

Завтрак

(9:15-9:45)

Отряд спокойно зашел в столовую и расселся по своим местам. Дружно сказали: «Приятного аппетита!» и приступили к завтраку. Были внимательны друг к другу, убирали друг за другом посуду, были приветливы.

Плавание

(12:00-13:00)

Выслушали правила плавания в бассейне и разошлись в раздевалки. В бассейне занимались с другими отрядами, держались вместе со своим отрядом, лишь иногда подплывали к чужому отряду. Соревновались между собой, были активны.

Обед

(13:15-13:30)

Менее активные, чем на завтраке (т.к. пришли с плавания, и хотели есть) ели быстро, не обращая внимания на других, просили добавки.

Подведение итогов дня (игровой час)

(13:30-14:30)

Во время игры «Съедобное - несъедобное» были очень активны, громко смеялись, пытались включить в игру всех.



 


 

Вывод: очень общительны, дружелюбны, легко идут на контакт, рады новым людям в отряде. Даже скучное занятие пытаются вместе сделать интересным.

 

1.2. Изучение социальной группы школьников  с помощью беседы

 

 

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Объектом беседы является человек; предметом могут стать самые различные психические явления, отношения и стороны жизни человека. В качестве предмета беседы могут выступать:

• индивидуально-психологические свойства личности (особенности познавательной сферы; способностей; характера);

• особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

• система социальных отношений личности;

• самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

• смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциальные проблемы) и т.д.

Требования, предъявляемые к беседе.

• Исследователь должен иметь перед собой четкую и конкретную цель беседы, но эта цель не должна быть известна испытуемому.

• Исследователь должен подготовить программу беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов), вопросы, составленные исследователем должны соответствовать целям беседы, их необходимо запомнить.

• Перед проведением беседы необходимо установить с испытуемым доверительные отношения.

• Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания.

• Предварительно стоит продумать способы фиксации данных (ведение протокола, использование технических средств и т. д.); фиксироваться должно не только содержание беседы, но и характер ее протекания: эмоциональные реакции испытуемого, длительность пауз, особенности мимики, жестов, поз.

Структура беседы.

Беседа имеет ряд структурных постоянных этапов, которые не имеют жестких границ, переходы между ними являются постепенными и плановыми .

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции всей беседы. Именно на этой стадии беседы, необходимо заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о целях и дальнейшем использовании результатов.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника. На данной стадии происходит последовательная реализация целей и задач беседы.

Второй этап характеризует наличие острых открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний, что позволит, в дальнейшем исследователю накопить определенную фактическую событийную информацию.

Третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем, посредством перехода от общих открытых вопросов к специфическим, конкретным. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов. Эффективность данного этапа беседы определяется умением психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника.

На завершающем этапе в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество.

Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит несколько составляющих.

Выражение лица — мимика — это выразительные движения мышц лица, это показатель чувств и настроений человека. Мимика бывает живой, вялой, бледной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Визуальный контакт глаз позволяет сосредоточить внимание, означает заинтересованность в беседе. Собеседники избегают его, обсуждая запутанные и неприятные вопросы.

Интонация и тембр голоса. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фразы (аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника отражаются в тоне голоса; сила и высота голоса несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Речевые недостатки (возросшая скорость речи, ошибки и повторение слов) более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть.

Позы и жесты. Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике (жесты, движения, положение тела).

 

 

 

                               

 

 

                               (протокол беседы)                          Дата: 10.06.2014 г.     

 

Вопросы

Ответы

Примечания

Вам нравится в лагере?

Мне очень нравится в лагере, потому что мне здесь интересно. Дома я смотрю телевизор и  больше ничем не занимаюсь, а здесь я бегаю, играю и не замечаю, как проходит время. Вот так вот…

 

 

 

 

 

 

 

Во время беседы со школьниками, они были открытыми к общению.

Они использовали во время ответов: смех, активные невербальные реакции, улыбку, задумчивость, отсутствие жестов.

Мне нравится в лагере… Потому что здесь хорошо. И здесь много чего интересного.

Я постоянно хожу в лагерь, мне здесь нравится, потому что здесь работает моя мама. Дома меня оставить не могут, вот и я хожу в лагерь и провожу время здесь.

Много ли у вас здесь друзей?

У меня здесь много друзей, и еще я здесь со своей сестрой и братом, мы в одном отряде, и нам весело, дома мы продолжаем играть в игры, которые начали играть здесь. Мне весело.

Я должен был пойти в другую смену, но мои два лучших друга, пошли в эту смену и я попросил папу, что бы меня отдали с ними, без них было бы очень скучно, а с ними, нам очень интересно.

Нравятся ли вам занятия, которые вы проходите в лагере?

Больше всего мне нравится плавание. Я недавно пошел на плавание, и все время плавал в жилете, но сейчас я плаваю без него. Это очень классно, и папа говорит, что на море ко дну я не пойду.

Интересно ли вам общаться друг с другом?

В лагере мне интересно, интересно играть с ребятами. Мы дружим давно, мы учимся в одном классе и заранее договорились, что вместе пойдем в лагерь. Здесь очень здорово.

Дома мне не интересно, потому что не с кем играть, а здесь очень много ребят, мы каждый день играем в разные игры. Мне интересно играть с ними, это весело и классно.



 


 

Цель: изучение особенностей взаимоотношений в данной группе

 

 

 

 

 

1.3.Изучение структуры группы с помощью социометрического метода

 

Предмет исследования:  структура группы.

Метод социометрии позволяет исследовать межличностные отношения в группе; измерить степень  сплочённости – разобщённости в группе, выявить «социометрические позиции»,  т.е. соотносительно авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы  и «отвергнутый»; обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплочённых образований, во главе которых могут быть неформальные лидеры.

Ход выполнения: Метод социометрии позволяет исследовать межличностных отношений в группе; измерить степень сплоченности – разобщенности в группе;  выявить «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Инструкция: перед Вами социометрическая карточка, в ней Вы должны указать  свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям.

Социометрический статус – это свойство индивидуальности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Социометрический статус члена группы высчитывается по формуле:

И i =   К+ -К-           n-1

Потребность в общении высчитывается по формуле:

Ипо=    К++ - К- -              n-1                       

Индекс   «сплоченности группы» высчитывается по формуле:

Игр.спл.=         Σ+__

                           0,5 * n(n-1)

 Индекс   «разобщенности группы» высчитывается по формуле:

Игр.раз.=         Σ-__

                           0,5 * n(n-1)

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов групп, а в более глубоких источниках.

Деловое лидерство

 

Кто выбирает

Кого выбирают

Выборы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

К++

К- -

  1. Аслануков Богдан
 

+

     

+

-

-

 

-

+

3

3

  1. Бадалян Ваник
       

+

+

-

-

 

-

+

3

3

  1. Габриелян Манвел
 

+

     

+

 

-

-

-

+

3

3

  1. Петросян Богдан
 

+

   

+

 

-

-

 

-

+

3

3

  1. Плаксенко Валерий
 

+

     

+

-

-

+

-

 

3

3

  1. Походенко Никита
 

+

   

+

 

-

-

 

-

+

3

3

  1. Гуртовенко Анна
 

+

-

-

     

-

+

 

+

3

3

  1. Косьянов Александр
 

+

   

-

+

-

   

-

+

3

3

  1. Фатьянов Дмитрий
 

+

     

+

-

-

 

-

+

3

3

  1. Цутунян Иван
 

+

   

-

+

-

-

+

   

3

3

  1. Цутунян Роза
 

+

     

+

-

-

+

-

 

3

3

∑ (+)

0

10

0

0

3

8

0

0

4

0

8

33

∑ (-)

0

0

1

1

2

0

9

10

1

9

0

33

Взаимные   (+)

0

3

0

0

2

2

0

0

1

0

3

11

Взаимные   (-)

0

0

0

1

2

0

2

3

0

2

0

10

Информация о работе Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»