Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:57, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики 2 курса является формирование умений проведения социально-психологической диагностики группы, анализа и понимания внутригрупповых отношений и разработки рекомендаций по их оптимизации; формирование профессиональной позиции психолога и умений руководствоваться профессионально - этическими принципами в процессе общения с испытуемыми.
Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе; исследование и анализ внутригрупповых отношений и разработка рекомендаций по их оптимизации.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью практики 2 курса является формирование умений проведения социально-психологической диагностики группы, анализа и понимания внутригрупповых отношений и разработки рекомендаций по их оптимизации; формирование профессиональной позиции психолога и умений руководствоваться профессионально - этическими принципами в процессе общения с испытуемыми.

Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе; исследование и анализ внутригрупповых отношений и разработка рекомендаций по их оптимизации.

Объект исследования — школьники в летнем оздоровительном лагере «Новая Волна» при школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»; 2 человека: лидер и аутсайдер.

Предмет исследования — социально-психологические характеристики группы школьников в летнем оздоровительном лагере «Новая Волна» при школе МБОУ СОШ №29 «Гармония» с полярными групповыми статусами.

Исследовательская гипотеза представляет собой предположение о взаимосвязи социально-психологических характеристик членов группы и их положения в группе.

Достижение поставленной цели требует постановки и решения ряда исследовательских задач:

  • выявить общую социально-психологическую структуру группы, построить социограмму; выделить наиболее яркого лидера и «отвергаемого» члена группы;
  • составить программу исследования особенностей развития психики школьников с полярными групповыми статусами;
  • изучить особенности развития интегральной индивидуальности  лидера и аутсайдера;
  • обобщить данные исследования в интегративном психологическом портрете лидера и аутсайдера;
  • изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и положением в группе;
  • Составить   психолого-педагогическую   характеристику   коллектива группы в соответствии с предложенной программой;

Группа испытуемых состоит из 18 школьников, возраста от 9 до 12 лет.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, таких как:

    1. Изучение структуры группы с помощью социометрического метода;
    2. Изучение индекса групповой сплочённости Сишора;
    3. Личностный опросник Г. Айзенка;
    4. Определение структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности (А.И. Щебетенко);
    5. Исследование свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности В.М. Русалова
    6. Изучение уровня субъективного контроля личности с помощью методики УСК Е.Ф.Бажина, Е.Голынкиной, А.М.Эткинда;
    7. Тест - опросник «Q-сортировка»;
    8. Тест "Шкала оценки мотивации одобрения".

Предполагаемые результаты практики:

  • закрепление теоретического материала учебного плана;
  • формирование умений взаимодействий с группой как целым групповым субъектом и определения характеристик группы;
  • освоение профессиональной позиции психолога-диагноста;
  • приобретение навыков построения интегративного социально-психологического портрета, освоение диагностических методик;
  • накопление опыта участия в профессиональной деятельности школьного психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика учреждение и исследовательской группы

 

Практика проходила в период с 9.06.2014 года по 29.06.2014 года на базе летнего оздоровительного лагеря «Новая Волна» при МБОУ СОШ №29 «Гармония» города Пятигорска.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 29 «Гармония» создано муниципальным образованием городом-курортом Пятигорском на основании Постановления главы администрации города Пятигорска Ставропольского края №1233 от 30.08.1995 года. Наименование Учреждения при создании: средняя школа №29.

Учреждение переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 29 «Гармония» и зарегистрировано Администрацией города Пятигорска, свидетельство о регистрации от 05 мая 2000 года №397 РИУ.

Школа «Гармония» – учреждение новой формации, активно внедряющее новые формы и методы обучения и воспитания. Педагоги и учащиеся школы являются победителями и призерами Общероссийского проекта «Школа цифрового века», Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках Национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Коллектив школы тесно сотрудничает с Вузами города и края, осуществляя программу профориентационного обучения. Педагогами реализуется принцип многоязычного обучения, ведется экспериментальная работа по изучению каждым ребенком двух иностранных языков. Ученики и учителя – члены «Карибского клуба» при Пятигорском государственном лингвистическом университете и Центра немецкого языка и культуры города.

Лейтмотив работы педагогического коллектива – «От человека думающего к человеку умеющему». Школа дважды награждена дипломом победителя конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Национального проекта «Образование». С 2008 г. «Гармония» включена в Федеральный реестр «Всероссийская книга почёта», с 2009г. – в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Имена и фамилии наших педагогов и учеников внесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».

Принципы в работе психолога образовательного учреждения.

 Для того чтобы результаты  деятельности психологической службы  школы соответствовали ожиданиям  и руководителя учреждения и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при соблюдении целей и задач.

Цель:

 оказание психологической помощи  участникам образовательного процесса, направленной на преодоление  психологических проблем, возникающих  в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного  маршрута с учетом личностных  и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Задачи:

  • формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
  • сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
  • психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 29 «Гармония»

Летний оздоровительный лагерь «Новая Волна»

Отряд № 5 (9–12 лет)

 

  1. Аслануков Богдан
  2. Бадалян Ваник
  3. Габриелян Манвел
  4. Герке Данил
  5. Гукасян Микаэль
  6. Гуртовенко Анна
  7. Косьянов Александр
  8. Колесник Илья
  9. Коломиец Анастасия
  10. Кондрашев Тимофей
  11. Мхитариан Алина
  12. Олейникова Диана
  13. Петросян Богдан
  14. Плаксенко Валерий
  15. Походенко Никита
  16. Фатьянов Дмитрий
  17. Цутунян Иван
  18. Цутунян Роза

 

Все школьники активные, трудолюбивые и любознательные. Дети ответственно подходят к поручению заданий и поручений. С ним можно легко проводить различные мероприятия. Ребята активно включаются во все виды деятельности.

В группе есть активные участники в её жизни, а есть несколько ребят с пониженной мотивацией в участии деятельности их группы. 
В группе до конца определился лидер. Микрогруппы в коллективе 
сложились по причине обучения детей. Многие из них одноклассники и держаться вместе. Группа школьников охотно взаимодействует с педагогами, воспитателями и практикантом-психологом.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГРУППЫ

    1. Изучение социальной группы школьников с помощью метода наблюдения

 

Наблюдение — метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов. Характерным признаком наблюдения, отличающим его от других методов психологического исследования, является невмешательство исследователя в изучаемое явление. В качестве объектов наблюдения могут выступать личность или группа. В нашем задании объект наблюдения - личность (человек), поэтому предметом наблюдения могут являться поведение, деятельность, общение.

Термин «поведение» — один из базовых в психологии. У человека поведение не только представляет собой проявление «внутренней активности организма» (Н.А. Бернштейн), но и, по словам М.Я. Басова, «...является самым непосредственным выразителем психической жизни».

Множество характеристик поведения, доступных наблюдению, объединяют в три группы:

1. невербальные - тело и его движения (поза, осанка, походка, жесты, действия, выразительные мимические движения  лица, автоконтакты различных частей тела и предметов и т.д.);

2. вербальные - речь и голос (содержание, темп, ритм, речи, интонации, паузы, экспрессия, характер голосовых реакций и  т.д.);

3. моторные - движения и действия  с присущими им характеристиками (темп, скорость, координация, точность, последовательность, уверенность и  т.д.).

Много информации несёт и внешний облик человека - его одежда, обувь, косметика, прическа, украшения, состояние кожи и т.п. Для наблюдения очень важен не только выбор совокупности признаков, доступных восприятию, но и учёт таких свойств этих признаков, как многозначность (один и тот же признак может выражать различные психические состояния и свойства; например, одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательность), индивидуальность выражения (например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полузакрытые глаза, и как поза, отражающая желание казаться меньше, и как напряженность во взгляде). Необходимо учитывать и ситуативность внешних проявлений, поскольку именно ситуация зачастую во многом определяет качественные характеристики поведения.

В психологических наблюдениях наиболее типичны следующие цели:

• изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению; например, вычленение признаков проявления того или иного эмоционального состояния — тревоги, агрессии и т.п.);

• изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики (например, изучение игровой деятельности детей того или иного возраста);

• изучение половых различий в способах самопрезентации, изучение возрастных особенностей мотивации учения и т.д.);

• изучение индивидуальных психических особенностей людей (особенностей познавательных процессов, характера, способностей, мотивов, интересов и т.д.);

• исследование причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных людей, в разных условиях деятельности и общения.

 

 

 

 

 

 

                                    (протокол наблюдения)                     Дата: 10.06.2014 г.

Цель: выявить особенности межличностных отношений в данной группе

Экспериментатор: Акопян Надя Камоевна

Наблюдаемые: группа школьного отряда №5  

Информация о работе Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»