Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 01:34, отчет по практике
Требовательность учителя к дисциплине, четкое объяснение и грамотный показ упражнений позволили до минимума снизить время простоя. Это позволило повысить моторную плотность урока. Высокая моторная плотность, при невысокой интенсивности урока, не вызывали у учеников излишнего напряжения. Интерес к уроку был достаточно высок. Характеристика средств, используемых в тренировке:
В подготовительной части учебного занятия преподаватель для разминки занимающихся, применил общеразвивающие упражнения, делая акцент на технику выполнения, также были использованы подводящие упражнения, которые способствовали подготовке занимающихся к предстоящей работе в основной части занятия. Задания, данные в подготовительной части, полностью соответствуют контингенту занимающихся, цели и задачам урока и условиям проведения.
Средства, использованные преподавателем в основной части, полностью соответствуют поставленным задачам урока. Последовательность выполнения упражнений была направлена на совершенствование от простых элементов техники к более сложным.
В заключительной части занятия для восстановления дыхания и расслабления мышечной системы преподавателем были даны упражнения на релаксацию.
В целом задания, данные в различных частях занятия, практически полностью соответствуют контингенту занимающихся, виду и типу тренировки, а также условиям проведения.
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ ВПО Пензенский Государственный Университет Пензенский институт им.В.Г.Белинского
Заочный факультет педагогического образования
Кафедра физического воспитания
Отчёт по практике
Пенза, 2014
Сведения о МБОУ СОШ №17 г. Пензы
e-mail: penzal7@gmail.com
Режим работы: пятидневная учебная неделя в 1-х классах, шестидневная учебная неделя в 2-11 классах.
График работы: с 8.00 до 20.00Материально-техническая база школы.
Организация физического воспитания в школе.
1. Общие положения.
1.1 Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни, труду, здоровому образу жизни.
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 279-ФЗ «Об образовании»;
Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Г оскомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
1.3 Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют:
- уроки по физической культуре;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- внеклассная спортивно-массовая работа в школе;
- внешкольная спортивно-массовая работа, самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями.
1.4 Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста, с учетом состояния их здоровья, степени физической развитости и уровня физической подготовленности.
2. Организация физического воспитания.
2.1 Организация физического воспитания учащихся обеспечивается органами образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту.
2.2 За организацию физического воспитания в школе отвечает директор. На него возлагается:
обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы;
обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;
организация проведения регулярных медицинских осмотров учащихся;
ответственность за эффективное использование спортивных сооружений в школе.
В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив школы.
2.3 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
обеспечивает систематический контроль за проведением уроков физической культуры в соответствии с учебным планом школы, учебной программой и требованиями, предъявляемыми к изучению образовательной области «Физическая культура».
2.4 Заместитель директора по воспитательной работе:
несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;
привлекает родителей и старшеклассников к проведению спортивномассовой и оздоровительной работы в школе.
2.5 Учитель физической культуры:
- несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроке физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
- обеспечивает на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре соблюдение санитарно-гигиенических требований и принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи;
- ведет систематический учет физической подготовленности учащихся, использует методы, приемы и формы организации, отвечающие современным требованиям теории и методики физического воспитания детей школьного возраста;
- организует внеклассную физкультурно-массовую и спортивную работу в лицее, вовлекая максимальное число учащихся в физкультурные кружки, группы ОФП, секции, а также в различные спортивные мероприятия;
- обеспечивает подготовку учащихся к сдаче нормативов;
- организует внешкольные соревнования и физкультурные праздники, организует подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям.
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества,«так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплексы из 7—9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6—7 мин. Комплексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т. е. 2—3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде — в помещении. Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
3. Врачебный контроль.
Врачебно-педагогические наблюдения являются важным разделом врачебного контроля за физическим воспитанием школьников. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся врачом совместно с преподавателем непосредственно во время занятий физической культурой. Они направлены на оценку правильности построения занятий физическими упражнениями и выбора величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, их физического развития и уровня подготовленности. Основная цель наблюдений — способствовать улучшению процесса физического воспитания школьников и получению ими максимального оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физическими упражнениями. Задачами врачебного контроля являются ознакомление с учебно-методической документацией (классный журнал, учебный план, конспект урока) и определение правильности разделения учащихся на группы; оценка гигиенических условий (температура, влажность, вентиляция, освещенность, соответствие одежды и обуви, техника безопасности, организация первой помощи), организации и методики проведения занятий; изучение воздействия занятий и соревнований на организм учащихся для уточнения состояния их здоровья и функционального состояния; коррекция на основе полученных данных планирования процесса физического воспитания и дозировки физических нагрузок. Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Выяснение самочувствия дополняет эти данные. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб — все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении. Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные движения, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.
Резкое утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, страдальческим выражением лица, общей резкой потливостью и выступанием соли на коже, майке, рубашке, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений (частые покачивания, отставание в ходьбе от группы, требуется опора или посторонняя помощь), дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.
Более выраженная степень утомления у некоторых детей по сравнению с остальными свидетельствует о чрезмерности нагрузки для них и требует немедленных изменений в дозировке упражнений с целью предупреждения перенапряжения.
Особое значениев имеют данные врачебного контроля школьников, отнесенных к подготовительной и специальной группам, а также юных спортсменов. У первых из-за тех или иных отклонений в состоянии здоровья, а у вторых в связи с широким применением больших тренировочных нагрузок в раннем возрасте врачебно-педагогические наблюдения проводятся более глубоко. Так, в процессе занятий или до и после них (в зависимости от поставленных задач) исследуются наряду с частотой пульса артериальное давление, жизненная емкость легких и сила дыхательных мышц, проводятся динамометрия, ортостатическая или клиноортостатическая проба, проба с дополнительными и повторными нагрузками, анализы крови, мочи, электрокардиография.
Кроме осуществления описанных выше задач, врач при посещении занятий физической культурой должен установить, достаточно ли высока дисциплина на уроке; достаточно ли правильны, точны, ясны и кратки объяснения педагога; каково материально-техническое оснащение урока и соблюдаются ли возрастные нормы оборудования и инвентаря; как организована «страховка» при различных упражнениях; учитывает ли педагог уровень нагрузки на предыдущем уроке (все это имеет большое значение для профилактики спортивных травм и для повышения качества педагогического процесса); следит ли педагог за осанкой и дыханием и достаточно ли используются общеразвивающиеся и корригирующие упражнения; соблюдаются ли правила личной гигиены.
На уроках физкультуры, на занятиях спортом, во время всех спортивномассовых мероприятий школьники обязаны носить спортивную одежду, отвечающую гигиеническим требованиям: она должна быть свободной, не стеснять и не затруднять дыхания и кровообращения; соответствовать климатическим и метеорологическим условиям; соответствовать характеру занятий, не создавая затруднений при выполнении упражнений; предохранять от травм и не создавать опасности повреждений; давать возможность наблюдать за движениями и осанкой занимающегося. Особое внимание должно уделяться спортивной обуви. Исправность и соответствие ее размеров длине и ширине стоп занимающихся обязательны. Во время дальних экскурсий и походов школьники должны иметь крепкую обувь на достаточно плотной подошве.
Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ №17 г. Пензы