Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:57, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики 2 курса является формирование умений проведения социально-психологической диагностики группы, анализа и понимания внутригрупповых отношений и разработки рекомендаций по их оптимизации; формирование профессиональной позиции психолога и умений руководствоваться профессионально - этическими принципами в процессе общения с испытуемыми.
Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе; исследование и анализ внутригрупповых отношений и разработка рекомендаций по их оптимизации.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

Интерпретация

 

Групповая сплочённость – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений в коллективе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворённость ей.

Обработанные данные позволяют предположить, что уровень сплочённости данной группы имеет 76%, что позволяет сделать вывод в данной группе довольно высокий уровень групповой сплоченности. По средним результатам каждого члена группы считает, что групповая сплоченность высшее среднего,  данные результаты говорят о высокой групповой совместимости, и самоопределении. В данной группе четко распределены функциональные роли и ценностно-ориентационное единство. Данную группу можно отнести к высоко организованной и сплоченной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Социально психологический портрет группы

 

 

На основе проведенных методик данный отряд можно назвать гармоничным и высокоразвитым, в данной группе четко распределены функциональные роли и ценностно-ориентационное единство. Группа осознано сделала выбор 3 типов лидера.

По итогам социометрии, было выявлено 3 деятельного лидера Бадалян В., Походенко Н., Цутунян Р.; 2 эмоциональных лидера: Габриелян М., Цутунян Р.; 3 интеллектуального лидера: Плаксенко В., Походенко Н., Цутунян Р.

Два члена группы занимают две позиции  деятельного лидера и интеллектуального лидера, что в свою очередь делает группу более сплоченной. А также по результатам социометрии выявлен отрицательный выбор по двум направления. Косьянов А., что можно сказать у данного испытуемого роль аутсайдера в группе.

  По показателям  методики  Сишора коэффициент сплоченности группы оказался достаточно высоким, это важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы, что ведет к индивидуальному развитию и гармоничности каждого члена группы. Также это говорит о ценностно-ориентационном единстве данной группы, т.е. о частых совпадениях мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО  ГЛАВЕ 1

 

Проведя методики наблюдения и беседы можно сделать следующий вывод по данной группе. Группа очень общительна, дружелюбна, легко идёт на контакт, дети рады новым людям в отряде. Даже скучное занятие пытаются вместе сделать интересным.

На основе проведенных методик данный отряд можно назвать гармоничным и высокоразвитым, в данной группе четко распределены функциональные роли и ценностно-ориентационное единство. Группа осознано сделала выбор 3 типов лидера.

По итогам социометрии, было выявлено 3 деятельного лидера Бадалян В., Походенко Н., Цутунян Р.; 2 эмоциональных лидера: Габриелян М., Цутунян Р.; 3 интеллектуального лидера: Плаксенко В., Походенко Н., Цутунян Р. Также по результатам социометрии выявлен отрицательный выбор по двум направления. Косьянов А., что можно сказать у данного испытуемого роль аутсайдера в группе.

Уровень  сплочённости данной группы имеет 76%, что позволяет сделать вывод в данной группе довольно высокий уровень групповой сплоченности. По средним результатам каждого члена группы считает, что групповая сплоченность высшее среднего,  данные результаты говорят о высокой групповой совместимости, и самоопределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРА И АУТСАЙДЕРА ГРУППЫ

2.1. Методика диагностики  личностного опросника Г.Айзенка

 

 

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм (или нейротизм) — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Третий фактор - психотизм - был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

MPI (Maudsley Personality Inventory) - личностный опросник, опубликованный в 1956 году. Он состоит из двух внутренних шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма, на каждую шкалу по 24 вопроса. Позднее также были добавлены 2 пустых "маскировочных вопроса" и 20 вопросов, формируюющих шкалу искренности испытуемого. Предусмотрено три варианта ответа: Да (2 балла), Не знаю (1 балл) и Нет (0 баллов). Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Определение психодинамического уровня с помощью теста-опросника А.И. Щебетенко

 

А. И. Щебетенко разработал функционально-генетический подход к системному исследованию развития межуровневых структур интегральной индивидуальности человека; концепцию собственного времени большой системы интегральной индивидуальности; концепцию педагогического управления саморазвитием интегральной индивидуальности студентов; концепцию интегральной индивидуальности контактной социальной группы; развил теорию индивидуального стиля деятельности В. С. Мерлина.

60 Вопросов - утверждений, которые содержит  ОС НДУ ИИ, отобраны из четырех  основных источников: опросника  Я. Стреляу в модификации Б.А. Вяткина; «Бланкового теста ЧХТ (черты характера и темперамента)», разработанного В.Л. Марищуком, Ю.В. Афанасьевым, И.И. Куксой и Г.П. Михайловым; Миннесотского многофазового личностного теста (ММР) и «Жизненных показателей» для изучения типа нервной системы по А.И. Ильиной и И.М. Палею. Отбор утверждений и те изменения, которые вносились в их формулировку, имели своей целью достижение наибольшей их адекватности представлениям о дифференциации свойств нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности, сложившимся в школе В.С. Мерлина.

Испытуемым  предлагается бланк с вопросами и инструкция. В опроснике имеется 5 нейродинамических шкал, каждая из которых представлена 10 вопросами-утверждениями и имеет значение от 0 до 30 «сырых» баллов. Кроме того, ОС НДУ ИИ снабжен корректурной шкалой («шкалой лжи»).

 

 

    1. Исследование свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности В.М. Русалова

 

Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало.

Один из них – "Опросник структуры темперамента В. М. Русалова" (ОСТ). Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

Инструкция - Вам предлагается ответить на 105 вопросов, требующих ответа в форме: «да», «нет». Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик в графе «да», если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик в графе «нет».

Обработка результатов проводится по 9 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах (1 балл).

Предметная эргичность – уровень потребности освоения предметного мира, жажда деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность;

Социальная эргичность – уровень потребности в социальных контактах, желание освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность в социальную деятельность;

Пластичность – степень легкости/трудности переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности;

Социальная пластичность – степень легкости/трудности переключения в процессе общения, склонность к разнообразию коммуникативных форм, программ;

Темп – скорость выполнения отдельных операций, быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности;

Социальный темп – скоростные характеристики речедвиготельных актов в процессе общения (скорость речи при общении);

Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе;

Социальная эмоциональность –   эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в работе.

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Методика диагностики  УСК Е.Ф.Бажина, Е.Голынкиной, А.М.Эткинда

 

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Тест-опросник  «Q-сортировка»

Информация о работе Отчёт по практике в школе МБОУ СОШ №29 «Гармония»